Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид
Ин шаа Аллах, по Воле Всевышнего Аллаха, продолжаем дальше уроки посвященные акыде по тексту имама Абу Джафара ат-Тахави, да помилует его Аллах. На прошлом уроке мы остановились на словах имама Абу Джафара относительно судьбы (предопределения).
Следующие свои слова он посвящает теме «нубуват», то есть вопросу «пророчества». Относительно пророчества он сказал эти слова: «Воистину, мы уверовали в то, что Пророк Мухаммад (ﷺ) Его избранный раб, желанный Пророк и Посланник, который проявил благодарность. Так же, он последний из всех пророков, имам богобоязненных, господин посланников и любимец Господа миров. Каждое объявление о пророчестве после него заблуждение. Он был послан всему человечеству и джинам с истиным путем и светом».
Имам Абу Джафар относительно Пророка Мухаммада говорит: «Воистину, Мухаммад (ﷺ) - избранный раб Аллаха». Пророчество переданное Мухаммаду (ﷺ) является выбором Всевышнего Аллаха. Никакое поклонение, богобоязненность, знания не могут привести человека к пророчеству. Пророчество – выбор от Всевышнего Аллаха Субханаху ва Тааля. Никто не может дойти до уровня пророчества своими силами. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
«Аллах избирает среди ангелов и людей посланников» (22:75).
То есть лишь избранные рабы Аллаха могут стать пророками. Человек, с помощью многочисленных поклонений, поминаний может войти в ряды любимцев Аллаха, в ряды авлия (святых). Конечно, у человека не должно быть цели стать авлия, чтобы обладать какими-то караматами (чудесами). Его целью должно быть - довольство Аллаха, выполнение приказов Аллаха и воздержание от Его запретов. Затем, Всевышний Аллах Сам включает его в ряды любимых рабов, в ряды авлия. То есть человек своей богобоязненностью может достичь уровня авлия. Но, каким бы он не был богобоязненным, сколько бы у него не было знаний, он не сможет стать посланником, пророком. То есть нет такого, что если ты будешь много поклоняться, поминать Аллаха, то к тебе обязательно придет ангел, и принесет тебе вахи (откровения от Аллаха). Пророчество происходит лишь через выбор Всевышнего Аллаха. Это важно знать каждому мусульманину.
Теперь, давайте рассмотрим книги представителей других религий. По версии этих книг, пророчество можно получить через его кражу. Не благодаря богобоязненности, или знанию, но можно украсть уровень пророка. Например, приводится такая история: «У Исхака (а.с) было два сына. Одного из них звали Якуб (а.с) Затем Исхак (а.с) состарился, ослеп и приблизилось время его смерти, он решил дать благословение на продолжение пророчества своему старшему сыну, которого он любил больше младшего. Но для этого, он должен был сначала сходить на охоту, поймать зверя, приготовить из него еду и съесть, и лишь затем, Исхак (а.с) дал бы своему сыну свое благословение. Затем, когда старший сын пошел на охоту, мать Якуба (а.с) , (то есть у двух сыновей были разные матери), услышав о том, что должно произойти, она замыслила, что вместо старшего сына зайдет младший. Когда ее сын спросил: «Как у меня получится? На теле старшего брата больше волос, чем у меня», но его мать обвернет его руку бараньей шерстью, и затем приготовит ему еду. Когда младший сын зайдет, с приготовленной едой, отец спросит « Кто ты?», на что сын ответил, что его голос немного изменился... Знаете, читая эту историю в версии представителей других религий, невольно вспоминаешь сказку про волка и семерых козлят, если помните, козлята не поверят голосу волка, и тот пойдет в мастерскую, чтобы изменить голос. Так же и здесь, если даже человек не видит, то он может различать голоса, или то, что он руку обвернул бараней шерстью, так же выглядит смешным. Ведь любой человек может отличить разницу от бараньей шерсти и волосами человека. Но, согласно книге, отец поверил в эту ложь. Затем, вернулся старший сын с охоты, приготовил еду и пришел к отцу. Отец спросил у него, разве не он приходил к нему только что, на что получил отрицательный ответ. Отцу не осталось ничего, кроме как признать, что он перепутал сыновей, и отдал свое благословение на пророчество другому, младшему сыну. И так Якуб (а.с) стал пророком.
Теперь подумайте, пророчество – это очень высокий уровень, который Всевышний Аллах дает своему рабу, но посланничество, конечно выше. Потому что каждый посланник итак является пророком, но не каждый пророк - посланник. То есть в арабском языке есть слово «набий» - пророк, «расуль» - посланник.
К этому вопросу, ин шаа Аллах, мы еще вернемся. И, вот, согласно этим книгам, такой высокий уровень от Всевышнего, можно получить воровством и жульничеством. Вообще, пророчество – это не то, что отец может передать сыну через благословение. Пророчество дает лишь Всевышний Аллах, выбирая из своих рабов. Пророчество – это не какое-то ремесло, которому можно научить, затем с благословением отдать его. А если посмотреть их книги, то в них возможно стать пророком, с помощью такого жульничества. Всевышний Аллах никогда не давал пророчества жуликам. Пророки, в своей основе, защищены от малых и больших грехов.
Смотрим эти книги далее... согласно им пророки выпивали спритное, затем лежали перед своим ребенком с открытым ауратом. Затем, когда взор ребенка падал на аурат, они проклинали его, обвиняя в том, что он видел их аурат. Это они пишут про Нуха (а.с). По их словам Якуб (а.с) стал пророком, украв это призвание, а Лут (а.с.) выпивал вино, после чего совершил зина со своими двумя дочерями, которые понесли от него и родили детей. Когда пришло испытание к общине Лута (а.с), он переехал оттуда в другое место. Они жили втроем. Затем две дочери решив, что их род так и останется не продолженным, в один день старшая, в другой день младшая дочь напоят своего отца и совершат зина со своим отцом.
Если читать их книги про пророков, то можно прочитать душераздирающие истории, которые могут внести сметение в сердца людей. Почему? Потому что пророки были защищены от больших и малых грехов еще до пророчества. Среди ученных есть разногласия в том - защищены ли пророки от мелких и незначительных грехов, но с тем, что пророки защищены от больших грехов - все ученные имеют единогласное мнение. Однако совершить зина (прелюбодеяние) со своей дочерью – это, конечно, предел бесстыдства и самый тяжелый грех. Потому что зина - харам, но «зиналь махарим», то есть зина, которая была совершена с махрамами (кровные родные), является еще более тяжелейшим грехом. По их книгам мы узнаем, как они смотрели на пророков, какими они были для них людьми. Якуб (а.с), например, боролся с Аллахом всю ночь, и выиграл Его. Такие вещи написаны в их книгах.
В целом, Пророк Мухаммад (ﷺ) и другие пророки, все являются избранными рабами Аллаха. Никто не может достичь пророчества своим знанием, богобоязненностью, или же другими обманными путями. И здесь, имам Абу Джафар ат-Тахави говорит, что Мухаммад «абдуху» - то есть избранный раб Аллаха. Имам Аль-Бабирти относительно этого вопроса говорит, что причиной того, что имам Абу Джафар в первую очередь говорит, что Пророк (ﷺ) является рабом, чтобы люди не подумали что он Бог, увидев его муджиза (чудеса, наделенные Аллахом), чтобы люди знали, что пророки являются такими же людьми, такими же рабами Аллаха. И предыдущие общины, в их числе христиане, когда увидели муджиза Исы (а.с) заблудились и подумали, что он Бог. Какие муджиза дал Всевышний Аллах Исе (а.с)? В Священном Коране Всевышний Аллах говорит об этом:
«Я принес вам знамение от вашего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха» (3:49).
Так же в Священном Коране Всевышний Аллах сказал:
«Я исцелю слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного» (3:49).
Всевышний Аллах дал такие чудеса Исе (а.с), и увидев такие чудеса, некоторые люди приняли Ису (а.с) как Бога, или же некоторые последователи, после его смерти, установили его, как сына Бога. Спустя несколько лет, после смерти Исы (а.с) был поднят этот вопрос. Одним из поднявших этот вопрос был Апостол Павел. В основе он был врагом Исе (а.с). Среди иудеев была группа «фарисеи», и эта группа была заклятыми врагами Исы (а.с). Они занимались управлением религиозными делами. Испугавшись потерять власть, они стали врагами Исы (а.с.) и пытались убить его, распяв на дереве.
Однажды, человек, который был из этой общины, направился в Дамаск и по дороге ему привиделся Иса-Бог, который спросил его, почему он ввергает себя в Ад. После этого он покаялся и стал последователем Исы (а.с), и начал писать письма. Эти письма в книгах называются «посланием». Послание этому, послание тому. В них начали искажать истину про Ису (а.с). Спустя время, появились те, которые утверждали, что Иса (а.с) сын Бога. Основываясь на словах имама Аль-Бабирти, что причиной этому стали чудеса Исы (а.с.), в то время как оживлять может лишь Бог, и поэтому уподобили Ису (а.с.) Богу.
Далее, второй вопрос. Быть рабом Аллаха – является самым большим счастьем. Если человек является рабом Аллаха, то он спасается от того, чтобы быть рабом чего-то другого. Так же, Всевышний Аллах в Священном Коране в нескольких местах описал Пророка Мухаммада (ﷺ) словом «абд» - то есть «раб». Например, в Священном Коране Всевышний Аллах говорит:
«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение» (17:1).
То есть, когда туда полетел Пророк Мухаммад (ﷺ), там не было мечети аль-Акса. Она была разгромлена до этого, но от нее осталось место, которое Всевышний Аллах знает. И Он назвал это место «масджид». Если посмотреть этот аят, то увидем, что Всевышний Аллах «перенес ночью Своего раба». Так же, когда было сказано про вознесение на небеса – «мирадж», Всевышний Аллах сказал:
«Он внушил Его рабу откровение» (53:10).
Из этих всех писаний мы видим, что Пророк (ﷺ) в первую очередь был рабом, поэтому ученые говорят то, что Пророк Мухаммад (ﷺ) является рабом Аллаха и это самое большое призвание, которое было ему дано. Почему? Потому что раб Аллаха – является без своей воли и желаний, и все, что он делает, это лишь Воля Аллаха. Поэтому Пророк Мухаммад (ﷺ) является тем, кто доносит до нас Волю Аллаха в этой жизни. Он ничего не придумал по своему желанию или по своей воле, потому что он «абд» - раб. Пророк Мухаммад (ﷺ) является «абдухуль Мустафа» - любимый раб Аллаха и избранный.
Теперь давайте вернемся к вопросу о пророке и посланнике. Что обозначает слово «набий»? Относительно этого слова ученые, в том числа имам Абдуль Кахир Аль-Багдади сказал: «В арабском языке слово «набий» происходит от слова «набаа» или от слова, в корне которого нет буквы хамза. Если брать, что «набаа» происходит от корня с хамзой, то слово «наба» обозначает известие. А корень без хамзы, бывает в двух видах. В первом, была убрана хамза для облегчения, но в основе произошло от слова «набаа», а второе от слова «набува», что обозначает быть выше. Если брать со словом «набува» , то «набий» обозначает быть с возвышенным призванием перед Всевышним Аллахом. А если брать от слова «набаа», то в значении «пришедшему известие от Аллаха». Можно брать и в двух значениях, то есть тот, который является с высоким уровнем перед Аллахом и тот, которому было ниспослано известие.
Так же есть вопрос, который был рассмотрен среди ученых, было ли приказано «набий» доносить шариат? Набий – является человеком, которому было приказано от Всевышнего Аллаха доносить свой шариат, либо шариат, который был от прежнего пророка. То есть на нем была обязанность донести, несмотря на то, был ли послан ему новый шариат или нет. А Писание, лишь то, что Всевышний Аллах донес до него лично. Например Муса (а.с) – Калимуллах, который напрямую разговаривал с Всевышним Аллахом. Мусе (а.с) было приказано ударить посохом по воде. Здесь, это не было каким-то поучением, лишь подсказкой, как спастись от беды. Например, Всевышний Аллах приказал Мусе (а.с), увести ночью общину «бани исраиль». И это не было каким-то шариатском приказом. С помощью этих слов, Всевышний Аллах подсказал ему как избавиться от рабства. Пророк Мухаммад (ﷺ) так же стал пророком, после того как ему было ниспослано Писание. Самое первое писание, это были первые 5 аятов суры «Аль-Аляк». Всевышний Аллах направил Джибрииля (а.с) через которого были посланы эти 5 аятов:
«Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь - Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости - научил человека тому, чего тот не знал» (96:1-5).
После того, как было ниспослано это Писание Пророк Мухаммад (ﷺ) стал «набий», потому что до него было донесено послание. В сире сказано, что после этого, Джибрииль (а.с) долгое время не являлся Пророку (ﷺ). В некоторых книгах сказано, что это длилось 3 года, в некоторых 2, в некоторых 1 год. Но ученые говорят, правильным будет считать, что между первым и вторым посланием было 6 месяцев. Пророк Мухаммад (ﷺ) стал Пророком после того, как ему пришло писание. Если прочитать первые аяты, то мы увидим, что в них нет слов: «Донеси своей общине, скажи что-то», здесь было ниспослано писание «Читай». После этого он стал Пророком. Затем, Пророку Мухаммаду (ﷺ) явился Джибрииль (а.с) во второй раз, в своем истинном облике, Пророк Мухаммад (ﷺ) испугался, увидев его. Он в страхе вернулся домой, и завернулся. Тогда было ниспослано откровение от Всевышнего Аллаха:
«О завернувшийся! Встань и увещевай! Господа своего величай! Одежды свои очищай! Идолов сторонись!» (74:1-5).
Таким образом, Аллах возложил на Пророка (ﷺ) донести до людей истину. После этого, Пророк Мухаммад (ﷺ) стал «расуль» - посланник, потому что в этих откровениях были слова «донеси, скажи». Слово «расуль» в арабском языке означает – посланник, а посланник это тот, кто доносит какую-то весть из одного места в другое. Здесь «расуль» обозначает доносящий откровения от Аллаха людям и джиннам и есть три значения. Есть «мурсиль» - отправитель, «мурсаль»- отправленный и «мурсаль иляйхи» - те, кому было отправлено. А слово «набий» обоначает только весть. Если в послании есть слова «донеси» или что-то вроде такого, обозначает что были ниспосланы как «расулю» - доносящему. А если нет приказов донести, то это будет откровением самому Пророку (ﷺ). Например, Пророк (ﷺ) однажды сказал своим сахабам:
«...Клянусь Аллахом, если бы вы знали то, что знаю я, то смеялись бы вы мало и много плакали бы» (Ахмад 5/173, ат-Тирмизи 2312, Ибн Маджах 4190, достоверно).
Но, разве Пророк (ﷺ) дал нам знать о тех вещах, зная которые мы бы меньше смеялись, и больше плакали? Почему Пророк (ﷺ) не дал нам знать об этом? Потому что Всевышний Аллах ниспослал эти открвоения Пророку (ﷺ) в качестве «набий», для того, чтобы повысить его уровень пророчества, не в качестве «расуля». В целом, ученые отметили такие различия между словами «набий» и «расуль». Пророк Мухаммад (ﷺ) стал «набий» после того, как ему было ниспослано писание в пещере Хира. А до того, как было ниспослано открытое писание - эти все ситуации не были писанием. Это были ситуации, которые готовили Мухаммада (ﷺ) к пророчеству. Например, Пророк Мухаммад (ﷺ) говорит: «До того как стать Пророком, я знал один камень в Мекке, который приветствовал меня». Так же, Пророк (ﷺ) видел сон, и затем ситуация, которую он видел во сне точь в точь сбывалась на яву. Все это было подготовкой Мухаммада (ﷺ) к пророчеству. Затем пришло писание, и он стал Пророком.
Большинство ученых разделяют «набий» и «расуль». Но с точки зрения языка, оба эти слова будут «расуль», потому что обоим было приказано доносить религию до людей. Всевышний Аллах ниспосылает Посланника, затем посылает ему Писание и шариат. А затем, люди начинают совершать поступки и деяния, руководствуясь шариатом. Но через какое-то время люди портятся, отходят от шариата. И тогда Всевышний Аллах ниспосылает пророка или может быть что в одно время посылает нескольких пророков.
Например, Муса (а.с), как сказано в Священном Коране, являлся и «набий» и «расуль». Рядом с ним был Харун (а.с), он был «набий» - то есть пророком. Якуб (а.с), Юсуф (а.с), Закаррия (а.с), Яхъя (а.с), жили в одно время и были пророками. Они все были обязаны доносить существующий шариат до людей. А отличие посланников в том, что они должны были доносить шариат, который был им ниспослан. Это и есть отличие этих двух слов, с точки зрения терминологии. Некоторые придерживаются мнения, что это не является различием. Они сказали что «набий» - это человек, который был послан мусульманам, людям которые верят в этого пророка. А людям, которые были неверующими, были посланы «расуль». В качестве доказательства, они приводят аят из Священного Корана:
«Прежде к вам явился с ясными знамениями Юсуф (Иосиф), но вы до сих пор сомневаетесь в том, что он вам принес. Когда же он умер, вы сказали: «Аллах не отправит посланника после него» (40:34).
Юсуф (а.с) не принес новый шариат, но после его смерти они сказали «что больше не будет посланника». Таким образом Юсуф (а.с) является Посланником. Это мнение лишь нескольких ученых.
Но есть хадисы, пришедшие нам от Пророка Мухаммада (ﷺ). В одном хадисе говорится, что в Судный День один пророк явится с несколькими людьми, другой пророк с двумя людьми, кто-то из пророков вообще один. И если пророк был послан только обществу, которое верит в него, то почему он явится с одним или с двумя людьми? Это мнение некоторых ученых. Но примерно 80 % ученых «Ахлю Сунна» говорят, что «набий» это тот, кто принимает послание, но ему не был послан новый шариат. А «расуль» это тот, кому был ниспослан новый шариат. Говорится про Пророка Мухаммада (ﷺ) в тексте акыды:
«Воистину, мы уверовали в то, что Пророк Мухаммад (ﷺ) Его избранный раб, желанный Пророк и Посланник, который проявил благодарность».
Пророк Мухаммад (ﷺ) в первую очередь раб Всевышнего Аллаха, во вторых Пророк, которым он стал после получения послания в пещере Хира, а затем является Посланником, которым он стал после того, как ему пришло послание с приказом.
Так же Пророк Мухаммад (ﷺ) последний Пророк, печать Пророков. Другие сыфаты относительные Пророка Мухаммада (ﷺ) и вопросы, которые мы должны знать в целом про пророков, ин шаа Аллах, мы пройдем на следующих уроках.
Пусть Всевышний примет все наши благие деяния и дуа и дарует нам полезные знания! Аминь!