Дәрістер топтамасы
18. Сура «Аль-Худжират»: 6 аят. Не выноси поспешных суждений
Имам Ибн Касир в своем тафсире пишет, что Имам Ахмад сообщил, как Харис ибн Абу Дарара аль-Хузаи, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда я пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он стал призывать меня к Исламу, и я принял Ислам и утвердился на нем. Затем он стал призывать меня к выплате закята, и я принял это и утвердился на этом. Я сказал: «Посланник Аллаха, позволь мне вернуться к своему (племени) и призвать их к Исламу и выплате закята. Я соберу закят всех принявших, и передам его (тебе) если к назначенному времени вы пришлете ко мне вашего человека». После чего Харис собрал закят всех принявших Ислам и стал ждать посыльного от Посланника Аллаха ﷺ. Условный час наступил, но посыльный не пришел. Харис подумал, что, возможно, Посланник Аллаха ﷺ гневается (за что-то) на него, и, собрав свою знать, он сказал им: «Посланник Аллаха ﷺ назначил мне время, когда он пришлет своего посыльного для принятия закята. Посланник ﷺ не может противоречить своим словам, я думаю, что причина удержания им посыльного в том, что он, видимо, гневается (на нас). (Поэтому) давайте мы (сами) все пойдем к нему».
(Но дело в том, что к назначенному) времени Пророк ﷺ уже направил аль-Валида ибн ‘Укъбу к Харису, чтобы он взял у него собранный ими закят. Однако аль-Валид, дойдя до некоего места, (чего-то очень) испугался и, вернувшись к Посланнику Аллаха ﷺ, сказал: «О Посланник Аллаха, Харис не дал закята и вознамерился убить меня». На что Пророк ﷺ разгневался и послал к Харису группу людей. Только они вышли из Медины, как встретились с Харисом. Они стали кричать: «(Вот же) этот Харис!» Подойдя к ним, Харис спросил: «Куда вы направляетесь?» Они сказали: «К тебе». Он спросил: «Зачем?» Они сказали: «Посланник Аллаха ﷺ послал к тебе за закятом аль-Валида ибн ‘Укаба, а тот сказал, что ты не передал ему закята и хотел его убить». Тогда Харис сказал им: «Клянусь Тем, кто послал Мухаммада ﷺ с истиной, я его вообще не видел, и он ко мне вообще не приходил. И, между прочим, я пришел ибо посчитал, что посыльный удерживается из-за того, что Посланник Аллаха, видимо, гневается». Когда же Харис пришел к Посланнику Аллаха ﷺ, он спросил его: « ؟ منعت الزكاة وأردت قتل رسولي » «Ты отказался платить закят и хотел убить моего посланника?». Харис ответил ему: «Клянусь Тем, кто послал тебя с истиной, я не видел его, и он ко мне не приходил вообще. И так как твой человек не пришел ко мне в назначенный час, я подумал, что ты гневаешься на меня, и пришел к тебе сам».
Ибн Касир говорит, что тогда были ниспосланы следующие аяты:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِن جَاءَكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَإٍ فَتَبَيَّنُوا أَن تُصِيبُوا قَوْمًا بِجَهَالَةٍ فَتُصْبِحُوا عَلَى مَا فَعَلْتُمْ نَادِمِينَ
«О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном». (Сура «Аль-Худжират», 6 аят).
Бывают случаи, когда, получив какую-то информацию или сообщение, мы, не разобравшись в сути выносим поспешные решения, из-за которых мы сами можем оказаться в неловком положении.
Ведь поспешные решения могут оскорбить кого-то или причинить боль. В истории ислама было не мало случаев, когда ложная информация приводила к неприятным последствиям.
К примеру, когда сахабы совершили первое переселение из Мекки в Эфиопию, они были в безопасности, но, когда распространились слухи о том, что Курайшиты стали мусульманами, некоторые сподвижники, не удостоверившись в правдивости информации, вернулись в Мекку.
Оказалось, что язычники не приняли Ислам и вернувшиеся мусульмане подверглись мучениям со стороны Мекканских язычников.
Также произошел неприятный инцидент с невинной Аишой, да будет доволен ею Аллах, когда лицемеры обвинили ее в аморальном поведении. Этот случай, несущий название аль-ифк очень огорчил Посланника Аллаха ﷺ и мусульман. И все это по причине слухов.
Поэтому прежде, чем принять решение, необходимо удостовериться в подлинности информации, тем более если ее донес человек, позволяющий себе совершать грехи и дурные поступки.