Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид
Ин шаа Аллах, по Воле Всевышнего Аллаха, продолжаем дальше уроки посвященные акыде по тексту имама Абу Джафара ат-Тахави. На прошлом уроке мы прошли текст имама Абу Джафара относительно судьбы (предопределения). Имам Абу Джафар говорит:
«Всевышний Аллах создал своим Знанием, обозначил их объем, уточнил их срок существования и перед тем, как их создать, для него не было ничего скрытного. Приказал им повиноваться Ему и запретил выходить против Него. Все происходит лишь по Его Воле и Желанию, Его Воля исполняется беспрекословно, у рабов есть лишь Его Воля и происходит лишь то, что Он пожелает. Он по Своей Милости наставляет на прямой путь того, кого пожелает, сохраняет от заблуждения и по Своей Справедливости вводит в заблуждение того, кого пожелает и подвергает испытанию. Все существует между Его Милостью, Справедливостью и Волей».
Начиная рассматривать эти тексты на прошлом уроке, мы остановились на некоторых аятах. Ссылаясь на эти аяты, некоторые люди думают, что человек проживает жизнь без своего желания, и нет у него никакого выбора. Самые первые аяты, которые мы рассмотрели, были:
«Но вы не пожелаете, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (81:29).
Тафсир (толкование) данного аята подразумевает, что если бы Аллах не наделил вас правом выбора, то вы бы не стали его обладателем. Всевышний Аллах в этом аяте говорит о том, что дает право выбора человеку и это подтверждается предыдущими аятами:
«Это – лишь напоминание мирам, тем из вас, кто желает следовать прямым путем» (81:27,28).
Таким образом, Всевышний Аллах говорит о том, что дал человеку право выбора. Затем мы начали рассматривать следующие аяты:
«Скажи: «Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем тех, кто обратился к Нему с покаянием» (13:27).
и так же прошли похожий другой аят:
«Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает» (35:8).
Относительно этой темы у нас есть где-то около 7-8 аятов. Некоторые люди, прочитав этот аят, могут подумать, что заблуждение человека происходит не по его выбору, у человека нет никакого права на выбор. И поэтому человек может попасть в Ад, по предписанию Всевышнего, и попасть в Рай лишь по Желанию Аллаха, а у самого человека нет никакого права на выбор. На это мнение наши имамы отвечают, что у человека есть свойства, которые зависят от него, пойдет он прямым путем или впадет в заблуждение. Всевышний Аллах относительно его намерений, его желаний, мыслей дает облегчение в каких-то трудностях и вопросах. То есть, Всевышний Аллах дал человеку выбор. Человек сам выбирает, пойти прямым путем или пойти путем заблуждения, но когда человек воспользуется этим правом выбора, есть свойства, которые могут повлиять на него. Это его мысли, его намерение и то, что в его сердце. Если в сердце у человека есть высокомерие, отсутствие желания познания истины, то Аллах вводит в заблуждение такого человека. Но если, у человека есть в сердце признаки доброты, искренности, если в его сердце действительно будет желание познать истину, то Аллах поведет его прямым путем. Например, человек может быть атеистом, но когда Всевышний Аллах увидит в его сердце желание познать истину, то Аллах поведет его прямым путем.
Это говорит о том, что человек обладает правом выбора, благодаря Милости Аллаха. Однако, на его выбор могут воздействовать его собственные внутренние намерения. И этому, есть доказательство из Священного Корана:
«Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание. Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь» (2:142).
Здесь шейх (ученый) Мухаммад Саид Рамадан Аль-Буты говорит:
«Значение этого аята не обозначает, что Аллах поведет того, кто находится на пути истины, потому что если человек находится на этом пути, то он идет верно. И если мы будем выводить тафсир этому аяту, то у нас получится «ад-даур», что в переводе с арабского языка обозначает «ходить по кругу». Например, в каких-то странах есть закон, для того чтобы получить квартиру в столице, ты должен быть прописан в этой столице. А для того, чтобы прописаться в столице, у тебя должна быть своя квартира в столице. Например, если ты захочешь купить дом и пойдешь в регистрационный пункт, то тебе скажут, что у тебя должен быть дом, и ты должен принести подтверждающий документ. Эту ситуацию называют «ад-даур». Ходьба по замкнутому кругу. И здесь так же.
Если ты скажешь, кто находится на истине, того Аллах поведет истинным путем, то будет то же самое что сказать, чтобы Аллах повел тебя истинным путем ты должен быть на истине. Но если ты, итак, находишься на истинном пути, то, как Всевышний Аллах поведет тебя истинным путем? Здесь значение аята - Всевышний Аллах наставляет на путь истинный того, у кого есть желание познать истину. В чьем сердце Всевышний Аллах увидит доброту, того и поведет прямым путем, то есть этот человек еще не на верном пути, но в его сердце есть предвестник доброты. Когда этот человек начинает искать истину, то он это делает потому, что хочет познать истину. Люди ищут истину по разным причинам. Если кто-то читает Священный Коран потому, что он хочет найти в нем истину, то Всевышний Аллах наставляет его на прямой путь. Так же есть другие люди, которые читают, изучают Коран с целью найти в нем изъян. Есть разные люди, которые обладают множеством знаний о Священном Коране, что их можно назвать алимами (учеными), но они не на верном пути. Они, наоборот, являются врагами религии. У них есть множество знаний, но они изучали это с целью найти «изъян» в религии. В одно время, на западе открылась специальность «Востоковедение». Целью этой специальности является обучение религии, чтобы в последующем, используя эти знания, более аргументировано обосновывать наличие «изъянов» в религии. Множество ученых из Германии - востоковеды. Они написали множество книг, пробуждающих сомнение в сердце у людей, относительно Пророка и Его посланнической миссии. Они написали множество трудов относительно Корана, хадисов, хукмов (религиозных положений) из Корана и т. д. Таким образом, они хотят ввести людей в заблуждение. Такой человек выучил Коран, начитался тафсиров, но он не пришел к истинному пути. Почему? Потому что он получал эти знания не с намерением прийти к истине, а только для того, чтобы найти в ней изъян. Таких людей Всевышний вводит в еще большее заблуждение. Всевышний Аллах говорит, Аллах и Коран наставляют на истинный путь того, в чьем сердце есть желание и цель познать истину. То есть, когда человек воспользуется своим правом выбора, тогда перед ним откроется два пути: правый путь — это познание истины, противоположный ему — путь заблуждения. Здесь влияет внутреннее состояние человека. Человека, намерения которого чисты, Аллах поведет прямым, верным путем. А того, в ком нет искренних намерений, Аллах поведет путем заблуждения.
Так же в одном аяте, Всевышний Аллах говорит:
«Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается (к Нему)» (41:13).
Всевышний Аллах говорит о «выборе»: «Аллах избирает для Себя того, кого пожелает».
Здесь говорится о пророках, то есть Всевышний Аллах делает пророком того, кого пожелает. То, что человек стал пророком не связано с его желанием. Это связано с Волей Аллаха.
«Аллах избирает среди ангелов и людей посланников» (22:75).
Человек становится посланником по Воле Всевышнего. Никто из посланников, которых мы знаем, не стали посланниками по своей воле, все лишь по Воле Всевышнего Аллаха. Относительно пророчества Аллах говорит, что делает пророком того, кого пожелает. Но когда речь заходит о том, что Аллах ведет истинным путем, то говорится, что Аллах ведет истинным путем того, кто желает истины. Это тафсиры (толкования) на аяты, которые мы прочитали ранее. Всевышний Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, ведет верным путем того, кого пожелает, эти аяты мы должны читать с нижеприведенными аятами. Так же в другом аяте Всевышний Аллах говорит:
«А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями» (29:69).
Здесь так же говорится о том, что в человеке, в его душе, в сердце должно быть желание познать истину. В другом аяте Всевышний Аллах говорит:
«Однако вводит Он в заблуждение посредством нее только нечестивцев» (2:26).
Кто здесь подразумевается под «нечестивцем»? В арабском языке слово «фуджур» - означает предел грехов. Так же это можно назвать высокомерием. Это человек, в душе которого есть высокомерие, когда он выбирает свой путь. И такого человека Всевышний Аллах вводит в заблуждение, так как для этого в самом человеке есть основания, которые предопределяют выбор.
Всевышний Аллах в зависимости от того, что у человека на сердце, облегчает ему путь, будь-то путь неверия или путь истины. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
«Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле без всякого права на то» (7:146).
Почему? Потому что они проявляли бессмысленное высокомерие. Есть слова, пришедшие к нам от ученых. Какая разница между Адамом (мир ему) и Иблисом? Когда Адам (а.с.) съел запретный плод, он покаялся и проявил покорность. Как повествуется в Священном Коране:
«Мы самим себе причинили зло» (7:23).
Всевышний Аллах даровал Адаму (а.с.) раскаяние. А Иблис проявил высокомерие - за его предосудительным поступком лежало высокомерие. И это становится причиной его дальнейших грехов.
«Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они увидят правый путь, то не последуют этим путем, а если они увидят путь заблуждения, то последуют им» (7:146).
Такие люди действительно существуют. Они изменили свою истинную природу во вред себе. Аллах создал человека, близким к религии, к вере. Он создал человека близким к следованию истине, и далеким от совершения грехов, Аллах дал человеку «стыд», но потом человек убивает это чувство в себе. У человека есть чувство милосердия, он убивает в себе и милосердие, и сначала ему приходится трудно, потому что это противоречит его природе. Итогом становится зачерствение сердца, появляется жестокость, высокомерие, зло. Всевышний Аллах вводит в заблуждение, относительно намерений и того, что в душе этого человека, то есть из этих аятов понятно, что на путь человека влияют качества, находящиеся в его сердце.
Например, человек всю жизнь совершал намаз, держал пост. Всевышний Аллах же не вводит его в заблуждение просто так. Этому есть доказательства из Священного Корана:
«… Мы не теряем награды тех, кто совершал добро» (18:30).
В хадисах также есть примеры, когда один человек, несмотря на то что совершает деяния человека, которые ведут в Рай, тем не менее, совершает то, что приводит его в Ад. А другой человек, совершая деяния человека, которые ведут в Ад, и потом совершает то, что в итоге приводит его в Рай. И разве Аллах введет в Ад кого-то без причины? К этим хадисам мы еще вернемся. То есть, есть вещи, которые становятся причиной введение в заблуждение или установления на прямой путь. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
«Аллах запечатал их сердца, за их неверие» (2:6).
Не просто так, без причины, а из-за их же высокомерия и неверия. Они никогда не придут к истине.
Я сам знал одного человека. Он всю свою жизнь употреблял спиртное. И по причине этого, он заболел, получил инсульт, у него пропала речь и т. д. И когда ему было сказано, чтобы он бросил свои плохие привычки, он несмотря на свое тяжелое положение, ответил, что не бросит пить, и завтра если он умрет, то пусть ему в могилу воткнут трубку, чтобы те, кто будет приходить к нему на могилу, заливали туда водку.
Этот человек совсем не ищет и не желает истины. Напротив, он издевается над истиной. Сердца таких людей Аллах запечатал потому, что их сердце никак не хочет принимать истину. В хадисе, переданном от Муслима, говорится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) объяснил: каждый раз, когда человек грешит, на его сердце появляется чёрное пятно. Так сердце полностью покрывается пятнами и становится больным сердцем. Если это продолжается, то чёрных пятен становится всё больше и больше, и это сердце становится твёрдым. Но кто является причиной совершения им грехов? Сам человек. Так же про таких людей Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
«Среди них есть такие, которые слушают тебя. Когда они вышли от тебя, то сказали тем, которым было даровано знание: «Что он сказал только что?» Это те – сердца которых Аллах запечатал и которые потакают своим желаниям» (47:16).
Имамы в своих тафсирах разъясняют, что это является издевательством над религией. Видя и слыша Пророка, слыша аяты от Всевышнего Аллаха, они надсмехались над ним. И вот именно таким людям, Аллах запечатал сердца, потому что они последовали за своим нафсом (эгом). То есть Всевышний Аллах дал человеку право выбора, и он пользуясь этим выбором, совершает разные деяния, эти деяния влияют на его сердце и если в сердце человека есть высокомерие, отсутствие желания познать истину, то Всевышний Аллах по этой причине вводит его в заблуждение.
А если у другого человека Всевышний Аллах в душе увидит частичку доброты, сравнимой с маленьким угольком, то Аллах разожжёт из него еще большее стремление к добру и поведет его прямым путем. Ну а когда у человека усиливается высокомерие, когда плохие качества у этого человека усиливаются, такой человек может достичь уровня, о котором Всевышний Аллах говорит:
«Знайте, что Аллах – между человеком и его сердцем (может помешать человеку добиться того, что он желает), и что вы будете собраны к Нему» (8:24).
То есть этот человек не может владеть своим сердцем. Аллах разделяет человека и его сердце, потому что он сам заслужил этого.
Это тафсиры и объяснения ученых, относительно приведенных аятов. И здесь мы видим, что Аллах не вынуждает никого следовать прямым путем или же быть заблудшим. Аллах смотрит на сердце человека. Поэтому Всевышний не вводит никого в заблуждение без причины.
Остановимся еще на нескольких хадисах, которые пробуждают проблемы в голове человека при прочтении.
Имамы Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Ибн Маджа передают от Абу Абдурахман Абдуллах ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Нам рассказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который является правдивийшим и тем, кого оправдали: «Поистине каждого из вас собирают в животе его матери сорок дней. После этого сорок дней он бывает в виде сгустка крови, после этого ещё сорок дней в виде куска [мяса]. После этого [на сто двадцать первый день] ниспосылается ангел и вдувает в него душу, и пишет ему четыре вещи: его удел, [продолжительность] жизни, его характер и счастливый он [из обитателей Рая] или несчастный [из обитателей ада].
Клянусь Тем, кроме которого нет другого божества! Поистине один из вас совершает деяния обитателей Рая до тех пор, пока между ним и Раем не остаётся расстояние размером с локоть, но его опережает то, что ему было предписано, и он совершает деяния обитателей ада, и входит в него. И поистине один из вас совершает деяния обитателей ада до тех пор, пока между ним и адом не остается расстояние размером с локоть, но его опережает то, что ему было предписано, и он совершает деяния обитателей Рая, и входит в него».
У людей, прочитавших этот хадис, появляются вопросы. Один парень учился в медресе. И парни, учившиеся рядом с ним, сказали мне, что он бросил намаз. Когда я спросил почему, они ответили, что причиной этого стал именно этот хадис. То есть он говорит, что если Аллах его предписал обитателем Рая, то я попаду в Рай, а если Аллах предписал мне Ад, то я попаду в Ад. И зачем я буду совершать деяния, если все равно случится то, что предписал Аллах. Какова истина этого хадиса? В Священном Коране Всевышний Аллах говорит:
«А что до тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, то ведь Мы не теряем награды тех, кто совершал добро» (18:30),
так же в другом аяте говорится:
«Аллах никогда не даст пропасть вашей вере» (2:143).
Еще в одном аяте Всевышний Аллах говорит:
«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина» (3:195).
То есть, если вы читаете намаз, держите пост, даете закят, тогда Всевышний Аллах не растрачивает попусту ваши деяния. Вы не можете стать обитателем Ада, когда вы заслуживаете Рай. Есть еще один хадис, который раскрывает тафсир прошлого хадиса.
Передают со слов Сахля бин Са’да ас-Са’иди, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, людям может казаться, что человек совершает поступки обитателей Рая, хотя на самом деле он - один из тех, кто попадет в Огонь. И людям может казаться, что человек совершает поступки обитателей Огня, хотя на самом деле он - один из тех, кто попадет в Рай».
То есть в этом хадисе, Пророк (с.а.с.) говорит нам о том, что человек может совершать различные приказы Всевышнего, но его деяния не будут приняты Всевышним. Так как, для того чтобы любое деяние было принято, во-первых, оно должно быть таким, как приказал нам Всевышний. И, во-вторых, цель и намерение так же должно быть стремление к довольству Всевышнего. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит:
«Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (18:110).
Есть люди, которые придают сотоварищей Аллаху в таких деяниях. Пророк (с.а.с.) говорит:
«Он совершает деяния обитателей Рая. Совершает намаз, держит пост. Но у этого человека нет качеств обитателей Рая. У него есть высокомерие».
В один день эти мысли выйдут наружу, и не останутся скрытыми. Другой тип человека совершает зло, но внутри него есть хорошие качества. В один день эти качества проявляются, и он становится достойным верного пути. Есть хорошие слова Ибн Аятойла Ляйса Канди: «Грех, который был причиной, чтобы человек проявил покорность, является лучше поклонения, которое приводит человека к высокомерию».
Например, один человек совершил поклонение, и он уверен в том, что его поклонение принято. Он начинает смотреть на остальных высокомерно, считая себя лучшим. И так же второй человек, который совершил грех, но чувствует себя низким, грешником. Второй человек будет лучше первого. Потому что Шайтан совершал поклонения и повел себя высокомерно. Если человек уверен, что его поклонение принято Всевышним, то он, наоборот, должен больше бояться Аллаха, а не считать себя лучше остальных. Так же есть люди, которые совершают деяния обитателей Рая, в глазах остальных. Но в них, внутри их сердец есть проблемы. А есть люди, которые совершает грех, но внутри них есть покорность и чувство вины. Однажды, эти качества проявят себя и станут известны. И тогда, ин шаа Аллах, Всевышний сделает одних обитателями Рая, а других обитателями Ада. Поэтому Всевышний Аллах никого не введет в заблуждение или же верным путем, если на это нет причины.
Так же есть второй хадис:
Сообщается от Али, да будет доволен им Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был на погребальной молитве. Он взял что-то и стал разгребать им землю, а после сказал: «Каждому из вас уже предписано место в Раю и место в Аду». Тогда его спросили: «О, посланник Аллаха, не стоит ли нам тогда отказаться от совершения праведных дел и положиться на предопределение?» На что он, (с.а.с.), сказал: «Нет, совершайте благие дела, ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан. Что касается счастливых (то есть обитателей Рая), то им будут облегчены дела счастливых. А что касается несчастных (то есть обитателей Ада), то им будут облегчены дела несчастных».
Что мы должны понимать из этого хадиса? Это мы, ин шаа Аллах, рассмотрим на следующем уроке. А также разберем хадисы, относительно слов Адама и Мусы (мир им), которые нам привели имамы Муслим и Бухари: «Поспорили Адам и Муса, и сказал ему Муса: «О, Адам, это ты наш отец, который разочаровал нас и вывел нас из Рая?» Адам сказал ему: «О, Муса, Аллах избрал тебя, говорил с тобой (непосредственно), своей Рукой Он провёл тебе путь. Разве ты порицаешь меня за то, что я сделал дело, которое Аллах предопределил мне за сорок лет до того, как Он меня создал?». Так Адам победил Мусу в доводе».
То есть в каком смысле? Разве Всевышний Аллах вынудил Адама съесть запретный плод и тем самым совершить грех? Ин шаа Аллах, этот хадис, этот вопрос мы разберем на следующем уроке.
Пусть Всевышний Аллах примет все наши благие деяния и дуа и дарует нам полезные знания! Аминь!