33. Йахья (а.с.) - Истории о пророках
Қордай
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Есик Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каратау Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Зухр 11:51
Қордай
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Есик Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каратау Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Қордай
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:52 06:07 11:51 15:43 17:28 18:43
свернуть
Календарь
Хиджра
19 Раби-сани 1447
Григорианский
11 октября 2025

Циклы уроков

33. Йахья (а.с.)

33. Йахья (а.с.)

32. Закария (а.с.)

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 2 раза в месяц
19 час. назад 913 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Сегодня наш рассказ, с дозволения Аллаха, о пророке Йахье ибн Закарии, мир ему. Его родословная восходит к пророку Йакубу, и принадлежал к роду священнослужителей, служивших в храме. Йахья (а.с.) был родственником пророка Исы, сына Марьям, мир им обоим. Они были двоюродными братьями по матери, и долгое время их судьбы были переплетены. Аллах выделил Йахью среди людей — прежде никто не носил подобного имени. В Коране сказано:

 

«Раньше мы никому не давали это имя» (19:7)

 

Имя «Йахья» (يَحْيَى) буквально значит «живущий», «оживлённый» — то есть «тот, кто жив душой», в отличие от «умерших сердец». Его имя стало радостной вестью: сердце его будет живо любовью к Аллаху, тело — в покорности, а язык — в постоянном поминании.

 

Когда пророк Закария, мир ему, достиг старости, а его жена оставалась бесплодной, он обратился к Аллаху с мольбой о сыне-наследнике, который продолжит служение Всевышнему. Увидев чудеса, которыми Аллах одарил Марьям, он ещё сильнее возжелал милости Господа. Аллах услышал его молитву и даровал ему сына — Йахью. Йахья появился на свет за несколько месяцев до рождения Исы. Уже в детстве Аллах даровал ему мудрость и знание. Всевышний сказал:

 

يَا يَحْيَى خُذِ الْكِتَابَ بِقُوَّةٍ وَآتَيْنَاهُ الْحُكْمَ صَبِيًّا

«О Йахья! Крепко держи Писание. Мы одарили его мудростью, пока он был еще ребенком» (19:12).

 

С самого детства пророк Йахья, мир ему, был отмечен особым даром Аллаха. Ему было велено взять Писание с твёрдостью — изучать его не поверхностно, а глубоко и основательно, чтобы постичь каждую деталь Божественного закона.

 

 

Аллах внушил ему любовь к знанию и стремление к справедливости. Ещё ребёнком он получил способность разбирать сложные вопросы, судить между людьми и разъяснять им истину. Его сердце было наполнено светом мудрости, и он стал самым знающим и рассудительным человеком своего времени. Ибн Касир пишет: «Он был наделён разумом, пониманием и суждением о том, что дозволено и что запретно, когда был ребёнком. И люди удивлялись — как юноша может судить между ними так справедливо».

 

 

Он постиг основы шариата во всей полноте, и именно за это Аллах наделил его мудростью уже в юные годы. Йахья, мир ему, не только изучал Писание, но и раскрывал людям его глубины, указывая прямой путь и предостерегая от пути заблуждения. Пророк Йахья был красив внешне и мягок в обращении, но твёрд в послушании Аллаху. В своем хадисе Пророк ﷺ сказал:

 

«Аллах велел Йахье, сыну Закарии, пять вещей, которыми он должен был следовать сам и повелеть сынам Исраиля. Поклоняться только Аллаху; совершать молитву; совершать пост; давать садака; Поминать Аллаха — ведь кто поминает Аллаха, тот подобен тому, кто бежит от врага, пока не укроется в крепости». (Ахмад и ан-Насаи)


Йахья был далёк от роскоши и наслаждений: уединялся в пустынях, питался тем, что посылал ему Аллах, это были ягоды, плоды деревьев, по некоторым сообщениям, дикий мед. Он носил простую одежду из верблюжьей шерсти, пил воду из родников и ручьев. У него не было ни богатства, ни дома, ни слуг. Он много поклонялся, взывал к Аллаху, часто уединялся от людей.

 

 

Он был милостив и сострадателен к людям, особенно к своим родителям. Всевышний сказал о нём:

 

وَبَرًّا بِوَالِدَيْهِ وَلَمْ يَكُن جَبَّارًا عَصِيًّا

«И был он почтителен к своим родителям, и не был он высокомерным и непокорным» (19:14).

 

Его целомудрие было особым даром Аллаха. В Коране сказано:

وَسَيِّدًا وَحَصُورًا

«…и будет господином, воздержанным мужем…» — то есть он не приближался к женщинам не из-за слабости, но по своему выбору, ради чистоты и служения Всевышнему. Аллах даровал ему особую защиту:

 

وَسَلَامٌ عَلَيْهِ يَوْمَ وُلِدَ وَيَوْمَ يَمُوتُ وَيَوْمَ يُبْعَثُ حَيًّا

«Мир ему в тот день, когда он был рождён, и в тот день, когда он умрёт, и в тот день, когда он будет воскрешён живым» (19:15).

 

Имя Йахьи упоминается в Коране в нескольких местах: в сурах «Аль Имран», «Аль-Анам», «Марьям» и «Аль-Анбия». Кроме того, сообщается, что Пророк Мухаммад встретил Йахью (а.с.) во время Ночного Вознесения (аль-Исра ва-ль-Ми‘радж). «Пророк ﷺ сказал: «На втором небе я встретил Йахью ибн Закарию и Ису ибн Марйам, и они приветствовали меня словами: “Мархабан би-ль-ахи ас-салих ва-н-наби ас-салих” — “Добро пожаловать, праведный брат и праведный пророк”». (Муслим)

 

 

Йахья (а.с.) призывал сынов Израиля к поклонению одному Аллаху. В разделе о пророке Йахье Ибн Касир приводит, что Йахья: «Призывал людей к покаянию и очищению сердец, а не довольствовался внешним очищением и одеждой». Ат-Табари упоминает, что Йахья плакал, видя, как люди гордятся внешним, забывая очищать души. Так же известно, что Йахья был первым, кто уверовал в миссию пророка Исы, и сопровождал его на пути призыва. Посланник Аллаха ﷺ, в хадисе переданном от Ибн ‘Аббаса, сказал: «Когда ‘Иса сын Марьям был послан с посланием, то никто не уверовал в него прежде пророка Йахьи» (ат-Табари).

 

 

В те времена в северной части Иудеи, на землях современной Палестины, — правил Ирод Антипа, назначенный Римом правитель, известный своей жестокостью и стремлением угодить императору. У Ирода Антипы была племянница по имени Иродиада, которой Ирод приходился дядей. Кроме того, Иродиада была замужем за другим братом Ирода, Филиппом. Она отличалась красотой и честолюбием и мечтала о власти и троне. Ирод, ослеплённый её красотой, развелся со своей первой женой, дочерью царя Набатеи (нанеся ему оскорбление), чтобы жениться на ней. Иродиада и ее мать были согласны на этот брак, несмотря на то что это было двойным преступлением: нельзя жениться по родству крови и нельзя жениться на жене брата, пока тот жив.

 

Тогда Ирод, ища поддержки своему решению, рассказал о своем желании Йахье (мир ему). В то время среди сынов Израиля пророки были не только проповедниками, но и нравственными наставниками общества. Ирод понимал, что, если Йахья (а.с.), обладающий духовным авторитетом осудит их поступок, народ будет считать это грехом. Поэтому Ирод рассказал Йахье о своём намерении, надеясь на его поддержку. Но пророк Йахья не побоялся гнева Ирода и открыто осудил такой брак, сказав ему, что подобное запрещено. Однако Ирод ослушался его и женился.

 

 

Иродиада в качестве махра (выкупа за брак) потребовала голову Йахьи (мир ему). Она убедила Ирода, что его власть и покой возможны лишь тогда, когда Йахья будет устранён. Ирод, поддавшись её уговорам, отдал роковой приказ. Когда пророк Йахья (мир ему) молился в своём михрабе, солдаты вошли и убили его, принеся его голову Ироду. По некоторым сведениям, он был убит при жизни своего отца Закарии (мир им).

 

Ученики Йахьи похоронили его тело. Затем они пришли к пророку Исе и рассказали о гибели пророка Аллаха. Иса (а.с.), был глубоко опечален этой вестью. Ученые считают, что пророк Иса (а.с.) после убийства Йахьи (а.с.) усилил своё обращение к людям, призывая их к покаянию, ибо гибель Йахьи (а.с.) была знаком усилившегося противления истине и знамением того, насколько ожесточились сердца людей и властителей его времени.

 

 

Место погребения Йахьи остаётся предметом разногласий: одни говорят, что его голова захоронена в Дамаске в мечети Омейядов, другие — что в Алеппо, а Аллах знает истину лучше.

 

Имя пророка Йахьи останется в веках как символ чистоты, стойкости и преданности Аллаху. История Йахьи, мир ему, полна уроков и назиданий.

 

Прежде всего, это назидание о том, что молитва всегда слышима. Пророк Закария, хотя был стар, и его жена считалась бесплодной, не перестал взывать к Аллаху. И Аллах ответил на его мольбу, даровав ему сына — Йахью. Таким образом, искренняя ду‘а способна изменить даже то, что кажется невозможным.

 

Следующее назидание, которое мы можем извлечь из жизни Йахьи – это то, что истинная честь — в покорности Аллаху. Пророк Йахья не искал богатства, власти и мирских почестей. Его жизнь была проста и скромна. Но именно за это Аллах возвысил его и сделал примером для всех поколений.

 

В Коране сказано, что Йахья был «благочестив к своим родителям и не был надменным и непокорным». В этом для нас ясный урок: уважение к родителям и забота о них — один из величайших путей к довольству Всевышнего.

 

Следующее сильное назидание – это отсутствие страха, даже перед тиранами, когда дело касается истины. Йахья не побоялся обличить Ирода, когда тот нарушил законы Аллаха. Он знал, что правда может стоить ему жизни, но предпочёл истину молчанию. Так и мусульманину следует быть свидетелем справедливости, даже если это трудно.

 

Смерть Йахьи стала мученичеством и доказательством его стойкости. Мирская жизнь — временная, но жизнь ради Аллаха — вечна. Его пример напоминает нам: ценность человека не в том, сколько он прожил, а в том, ради чего он жил.

 

Так завершается наш рассказ о пророке Йахье, мир ему. В следующей беседе, если пожелает Аллах, мы поведаем историю пророка Исы, сына Марьям, мир им обоим, — о том, как он был послан к своему народу с ясными знамениями и мудростью. Следите за продолжением, и да укрепит Аллах наши сердца на пути истины.

 

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi