Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятух!
Уважаемые братья, уважаемые сестры, дорогие друзья, мы с вами продолжаем уроки по циклу «Истории о пророках». На прошлом уроке мы говорили о сыновьях пророка Адама (а.с.), о том, как старший сын Кабиль убил младшего сына Хабиля и что произошло после этого.
Сегодня мы продолжим рассказы о пророках и расскажем, ин шаа Аллах, истории двух пророков – это пророк Шис и Идрис (а.с.)
После того как Кабиль убил Хабиля у Адама и Хава родился сын, которого они назвали Шис, что в переводе означает – «Дар Аллаха», ведь Всевышний Аллах даровал им сына после того, как они потеряли Хабиля. Шис (а.с.) помогал отцу как по хозяйству, так и в укреплении духовности среди быстро растущего населения Земли. Ведь пророк Адам (а.с.) прожил около 1000 лет и встретил многих своих правнуков и их потомков.
Когда пророк Адам (а.с.) ушел из жизни, Шис продолжил миссию своего отца. Имя пророка Шис – не упоминается в Коране. Однако, согласно хадису со слов Абу Зарр (р.а.), который ибн Хиббан включил в свой сахих и считает этот хадис достоверным, Шис был пророком и ему было ниспослано 50 сухуфов, то есть 50 свитков.
Как мы знаем, некоторым посланникам Всевышний Аллах ниспосылал или же даровал книги, другим пророкам он давал сухуф. Книги и сухуф от Аллаха являются речью Всевышнего Аллаха. В этих книгах и сухуфах изложены законы Всевышнего Аллаха. В них показано, как люди, мусульмане должны верить, во что должны верить и как должны верить. Как должны исповедовать свою религию. Что является халялем, а что является харамом. Что является хорошим, а что является плохим для людей как в этом мире, так и в будущем, то есть в ахирате. Книги Аллаха показывают каким должен быть правильный образ жизни человека, каким должен быть его путь что бы достичь довольства Аллаха.
Эти книги, эти сухуфы, пророки, посланники Аллаха полностью донесли до своих народов, то есть они проповедовали согласно этим книгам. Мы, мусульмане, веруем во все эти книги, то, что они были ниспосланы, что согласно этим книгам пророки проповедовали. Несмотря на то, что эти книги кроме Корана либо утеряны, либо искажены мы все равно верим, что эти книги были ниспосланы Всевышним Аллахом. И пророки проповедовали согласно этим книгам.
Народ Шиса следовал за своим пророком, они верили в единство Всевышнего Аллаха, поклонялись одному лишь Аллаху и не придавали Ему сотоварищей. В шариате пророка Шиса были некоторые изменения, то есть изменения, которые коснулись шариата Адама (а.с.). Как вы помните, на прошлом уроке мы говорили о том, что дети Адама (а.с.) вступали в брак между собой: мужчина из одной пары рожденных, женился на девушке из другой пары. Таким образом, происходила женитьба между братьями и сестрами из разных рождений, из разных пар для того, чтобы продолжить человеческий род. Но во время пророка Шиса людей стало много и такой необходимости что бы жениться братьям и сестрам уже не было. Поэтому в шариате пророка Шиса эта практика была отменена.
В настоящее время в Ираке, в некоторых его областях, в Иране встречаются приверженцы религии Сабиа, религии Сабиев. Они считают себя приверженцами пророка Адама, Шиса, Идриса, Нуха, Яхья ибн Захария. Последователи этой религии считают, что следуют шариату Адама, Шиса и некоторых других пророков. Даже современные сабеи в своих клятвах упоминают имя Шис. Сабеи исповедуют древнюю религию, однако среди мусульманских ученных нет единого мнения кем они являются. Одни ученные сказали, что это группа зороастрийцев, иудеев и христиан у которых нет религии. Другие ученные считают, что это группа людей писания, которые читают Забур. Третьи считают, что это люди, которые поклоняются ангелам. В Коране о сабеях упоминается в трех местах, в трех аятах. Например, в 62 аяте суры «Бакара» сказано:
«Воистину, уверовавшим, а также иудеям, христианам и сабеям — всем тем, кто уверовал в Аллаха и в Судный день, кто творил добро, уготовано воздаяние от Аллаха, им нечего страшиться, и не изведают они горя». (2:62)
То есть, те, кто следовал за пророками до прихода последующего пророка и пророка Мухаммада ﷺ являются верующими и получат награду от Аллаха. Например, иудеи, когда они были последователями пророка Мусы (а.с.), следовали за ним, следовали его шариату его религии, они считались верующими. Но с приходом следующего пророка – Исы (а.с.) они должны были признать шариат пророка Исы (а.с.), если они этого не делают, они перестают быть верующими. Тем более с приходом пророка Мухаммада ﷺ все должны были перейти в шариат пророка Мухаммада ﷺ иначе их вера не будет принята. Также это касается и сабеев. Когда они жили во времена пророка Адама (а.с.) и пророка Шиса и следовали их религии их шариату – они были мусульманами, они считались верующими, но теперь, когда пришел пророк Мухаммад ﷺ шариат пророка Шиса (а.с.) не имеет силы. Тем не менее мы верим, что ему были ниспосланы свитки, однако мы не следуем им, потому что у нас есть Коран, мы следуем Корану. Таким образом, современные сабеи, иудеи и христиане не являются верующими, ведь Всевышний Аллах говорит:
«Если кто-то выберет иную религию помимо Ислама, у него она не будет принята и в будущей жизни он окажется одним из потерпевших урон». (3:85)
Нам мало известно о жизни или об истории пророка Шиса. Как я сказал выше его имя, и история не упоминаются в Коране. Есть только один достоверный хадис о том, что Шису было ниспослано 50 сухуфов, поэтому Шис относится к числу тех, о которых Всевышний Аллах сказал:
«Мы уже отправляли посланников до тебя, среди них есть такие, о которых Мы рассказали тебе, а также те, о которых рассказано не было». (40:78)
Всего было много пророков. На прошлом уроке мы говорили, что в Коране упоминаются имена или же истории 25 пророков, помимо которых было множество других пророков, о которых не упоминается в Коране и их история также не описывается в книге Аллаха.
Также, согласно повествованию некоторых историков ученных, таких как, Мухаммад ибн Исхак, имам ат-Табари, возможно эти рассказы относятся к исраилятам. Поэтому о достоверности этих историй известно лишь Аллаху. Согласно этим ученным, современные люди, то есть те, кто живут в настоящее время на нашей планете являются потомками пророка Шиса. Почему? Потому что, как известно, у Хабиля не было детей, он был убит. Кабиль, его племя, его потомки, а также потомки других детей Адама (а.с.) все они погибли во время потопа, который произошел во времена пророка Нуха (а.с.), более подробно об этом потопе мы расскажем в следующем уроке, когда будем говорить об истории пророка Нуха (а.с.). Получается, что спаслись тогда только потомки пророка Шиса и в настоящее время все люди на земле являются их потомками. Но это является лишь мнением, достоверных сведений об этом нет, поэтому мы говорим: «Аллаху алим».
Также есть мнение, которое тоже не имеет достоверных подтверждений не в Коране ни в сунне пророка Мухаммада ﷺ о том, что Шис (а.с.) первым построил Каабу. Большинство из нас знают, что Каабу построил пророк Ибрахим (а.с.) со своим сыном Исмаилом. Но, есть мнение, что первым ее построил Шис (а.с.), затем, во время потопа Кааба была разрушена, а Ибрахим (а.с.) ее восстановил.
Существует мнение, что в народе Шиса в первые в истории человечества произошел грех прелюбодеяния. Об этом также нет достоверных подтверждений. Существует история, что после того, как Кабиль убил Хабиля, он покинул горную местность, где проживал Адам (а.с.) и Кабиль со своей супругой переселился в долину. Таким образом, племя Кабиля стало распространятся в долине, в то время как Адам (а.с.) со своими остальными сыновьями жили в горах.
Пророк Шис (а.с.) запретил своим соплеменникам общаться с племенем Кабиля, с его потомками, так как этот народ отличался своим неповиновением. Однако, однажды, один мужчина из Шис отправился к племени Кабиля и он увидел, что их женщины отличаются особой красотой. Ему понравились эти женщины и когда он вернулся домой, то начал рассказывать об их красоте. И мужчины из племени Шис будучи вдохновлены его рассказом и пожелали встретится с этими женщинами. Таким образом, группа мужчин из племени Шиса отправились в племя своего дяди, то есть Кабиля и встретились с местными женщинами, что привело к первому в истории человечества акту прелюбодеяния. То есть, Иблис открыл для людей новый соблазн и новый грех. Более подробно эта история описывается в тафсире имама ат-Табари к аяту:
«Не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества». (33:33)
Согласно книге «История о пророках», Ибн Касир говорит: «Когда настало время умирать Шису, он сделал приемником своего сына Ануша, затем приемником стал Каймиль, сын Ануша, затем Каймиля сменил Михляиль, сын Каймиля. Повествователи неарабы утверждают, что Михляиль был царем 7 областей и был первым, кто начал рубить деревья и строить города и большие крепости. Также утверждается, что он был основателем Вавилона и дальнего Шуша. Когда Михляиль умер ему наследовал его сын Ярд. Когда Ярд лежал на смертном одре, он завещал, что бы его сын Ханун стал его приемником. Согласно мнению многих ученных Ханун является пророком Енохом. Но Енох – это библейское имя, а в Исламе мы знаем этого пророка под именем Идрис (а.с.).
Идрис является одним из пророков Всевышнего Аллаха, которые проповедовал религию Аллаха среди своего племени, сведений о нем также мало, поэтому расскажем вкратце. Всевышний Аллах в Коране говорит:
«Помяни в Писании Идриса, воистину, он был правдивейшим человеком и пророком. Мы вознесли его на высокое место». (Сура «Марьям», аят 56-57).
Это единственные два аята Корана в котором упоминается имя пророка Идриса (а.с.)
Ибн Касир (р.а.) говорит, что Идрис был третьим пророком после Адама и Шиса (мир им). Ибн Исхак (р.а.) упоминает что Идрис первым начал использовать письменную трость, он жил на протяжении 308 лет.
Относительно аята: «Мы вознесли его на высокое место», есть мнение, которое также не имеет достоверных подтверждений, о том, что пророк Идрис (а.с.) попросил знакомого ангела поднять его на небеса. Ангел посадил его между крыльев и, взлетев, поднялся до 4 неба. На 4 небе ангел встретил ангела смерти, и спросил его, сколько лет осталось Идрису жить, каков его срок? Ангел смерти спросил: «А где сейчас Идрис?», ангел ответил: «Он здесь, со мной, на 4 небе». Ангел смерти удивился и сказал: «Всевышний Аллах повелел мне забрать душу Идриса на 4 небе. Я был удивлен, как же я заберу душу Идриса на 4 небе, когда он проживает на земле, а оказывается он здесь». И, таким образом, ангел смерти забрал душу Идриса на 4 небе.
Эта история приводится в некоторых тафсирах, однако достоверного подтверждения она не имеет. Поэтому мы говорим: Аллаху алим – Аллаху известно об этом лучше, но из достоверных хадисов известно, что Пророк Мухаммад ﷺ вовремя Исра ва-ль-Ми‘радж, ночного путешествия и вознесения встретил пророка Идриса (а.с.) на 4 небе. Мы знаем, что Посланник Аллаха ﷺ поднимался на небеса (Мирадж) и там он встречался с некоторыми пророками, он видел пророка Мусу (а.с.), Ибрахима (а.с.), Ису (а.с.) и, в том числе, он видел пророка Идриса (а.с.) на 4 небе. То, что Пророк Мухаммад ﷺ встретил Идриса на 4 небе вовсе не говорит о том, что Идрис (а.с.) был живым поднят на небеса, ведь помимо Идриса Пророк Мухаммад ﷺ встречался и с другими пророками, о которых мы знаем, что они умерли на земле. Поэтому Идрис (а.с.) умер на земле, а на небесах Пророк Мухаммад ﷺ встречался с его душой, также как он встречался с душами других пророков – Аллаху алим.
На этом наш урок завершен, ин шаа Аллах, на следующих уроках мы продолжим наши истории о пророках.