Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаламу алейкум уважаемые посетители сайта азан кз. Мы продолжаем цикл уроков, посвященный истории пророков и, с дозволения Аллаха, сегодня расскажем вам о пророке Йакубе (а.с.).
Мы уже говорили о том, что у пророка Ибрахима (а.с.) был сын по имени Исхак, который родился через 14 лет после рождения Исмаила (а.с.). Когда Исхак (а.с.) появился на свет, Ибрахиму было 100 лет, а его матери Саре 90. Люди писания утверждают, что когда Исхаку исполнилось 40 лет, он женился на Рифке бин Битваил, которая была бесплодна, но после мольбы Исхака Аллах даровал им сыновей – близнецов. Одного из них назвали Айсу, а второго - Йакуб. Йакуб, является тем самым внуком Ибрахима о рождении которого его обрадовали ангелы, когда пришли к нему домой.
وَامْرَأَتُهُ قَآئِمَةٌ فَضَحِكَتْ فَبَشَّرْنَاهَا بِإِسْحَاقَ وَمِن وَرَاء إِسْحَاقَ يَعْقُوبَ
«А жена его стояла за завесой и рассмеялась. Тогда Мы сообщили ей радостную весть об Исхаке, а вслед за Исхаком – о Йакубе». (11:71).
То есть, ангелы сообщили ей о том, что у нее родится благословенный сын по имени Исхак, от которого на свет придет пророк Йакуб (а.с.).
Пророк Исхак (а.с.) со своей семьей проживали на территории Палестины. Говорят, что Исхак больше любил Айсу, так как он был старше, а Рифка отдавала предпочтение младшему Йакубу. Когда сыновья выросли, а Исхак уже был стар и плохо видел, он попросил, чтобы Айсу, который являлся охотником, раздобыл для него немного еды. Исхак пообещал, что за это благословит его. После того как Айсу ушел на охоту, Рифка попросила Йакуба заколоть барана и приготовить еду для отца. Когда Йакуб приготовил еду и преподнёс ее Исхаку, отец помолился за сына посчитав что это был Айсу.
После того как старший сын вернулся с добычей и попросил благословение отца, Исхак сказал, что уже помолился за него. Тогда Айсу понял, что Йакуб опередил его. Эта ситуация вызвала гнев старшего брата, и он даже пообещал, что убьет Йакуба после смерти отца. Позднее Исхак помолился за Айсу прося Аллаха даровать баракат ему и его потомству.
Испугавшись за младшего сына, мать, посоветовавшись с Исхаком, отправила Йакуба к ее брату Лабану, чтобы он поселился у него и женился на одной из его дочерей. Лабан проживал в Харране, это известный город в Ираке. Прибыв к своему дяде, Йакуб обнаружил что у него было две дочери. Старшую звали Лия, а младшую Рахиль. Она была красивее старшей сестры поэтому Йакуб попросил дядю выдать за него Рахиль. Дядя согласился взамен на то, что Йакуб прослужит у него 7 лет пася овец. После окончания срока, Лабан устроил свадьбу, однако выдал замуж за Йакуба старшую дочь Лию. На вопрос почему он обманул его, дядя ответил, что у них принято сначала выдавать замуж старшую, а потом младшую. Если желаешь жениться на Рахиль, то тебе нужно отработать еще 7 лет.
По мнению Ибн Касира, окончив оба срока Йакуб женился на обеих сестрах, так как в их шариате разрешалось быть женатым одновременно на двух родных сестрах. Однако другие ученые утверждают, что Йакуб женился на Рахиль лишь после смерти старшей сестры. К слову, в нашем шариате, т.е. в Исламе запрещено жениться одновременно на двух родных сестрах, но дозволяется женитьба на второй сестре после смерти первой или после развода с ней. В последствии Рахиль родила детей - Йусуфа и Бунямина.
В Коране часто упоминается выражение «Бану Исраил» т.е. дети, потомки Исраиля, их также называют Израильтяне. Историки единогласно утверждают, что Йакуб (а.с.) является тем самым Исраилем о котором говорится в Коране. Слови «Исра» на их языке означает Раб, а «Ил» переводится как Бог или Аллах. Получается, что Исраил означает Раб Аллаха, это имя Всевышний выбрал для Йакуба (а.с.).
Существует мнение что пророк Йакуб является основателем мечети аль-Акса расположенной в Иерусалиме. Согласно утверждению Ибн Касира, после того как Йакуб провел 20 лет на Харанских землях у своего дяди Лабана, он захотел вернуться к своему отцу Исхаку. Добравшись до земли Саъир, он приготовил великий дар и отправил вестников своему брату Айсу, пытаясь добиться примирения с ним. Когда Йакуб увидел своего брата Айсу, он семь раз пал ниц перед ним.
Согласно их шариату, так полагалось приветствовать друг друга, подобно тому как ангелы приветствовали Адама (а.с.), о чем мы говорили на предыдущих уроках. Айсу обнял своего брата и заплакал. Они пошли вместе и добравшись до Иерусалима, Йакуб основал там Дом Аллаха т.е. мечеть аль-Акса.
В хадисе сказано, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах спросил Пророка ﷺ:
Какая мечеть была построена первой? Пророк ﷺ ответил: «мечеть аль-Харам (в Мекке)». Абу Зарр далее спросил: «Какая мечеть была построена следующей?». Пророк ﷺ ответил: «Мечеть аль-Акса (в Иерусалиме)». Абу Зарр еще раз спросил: «Сколько времени прошло между строительском первой и второй?». Пророк ﷺ ответил: «40 лет». (Бухари)
Мечеть аль-Акcа, расположенная в Иерусалиме является одной из главных мечетей мусульман. Без сомнения, это древнейший Дом Аллаха после аль-Масджид аль-Харам в Благородной Мекке. Однако нет шариатских текстов, говорящих кто именно простроил мечеть аль-Акса. Среди ученых есть разногласие касательно того, кто построил обе мечети. Одни считают, что аль-Харам первыми построили ангелы, а через сорок лет они построили аль-Аксу. Другие считают, что первым Каабу возвел Адам, а через сорок лет он или кто-то из его детей основал аль-Аксу. Согласно Корану, Каабу построил пророк Ибрахим, но возможно он возобновил то строение, которое было раньше.
Также возможно он построил аль-Аксу через сорок лет, или это сделал Йакуб через сорок лет после того как его дед Ибрахим воздвигнул Каабу. Возможно Йакуб, не был основателем Аль-Аксы, а лишь обновил мечеть, которая была на этом месте ранее, так же как позже ее обновит пророк Сулайман (а.с.), о чем мы, с дозволения Аллаха, будем говорить в дальнейшем.
Ибн Касир говорит: «затем Йакуб вернулся, чтобы жить вместе со своим отцом Исхаком, и жил с ним в деревне Хеврон в земле Хаанейской, где проживал Ибрахим (а.с.). Потом Исхак заболел и умер. Ему было 180 лет. Двое его сыновей Айсу и Йакуб, похоронили его рядом с его отцом Ибрахимом».
О том какие еще испытания выпали на долю Йакуба, с дозволения Аллаха мы расскажем на следующем уроке, когда будет говорить о пророке Йусуфе, мир ему.