Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемый джамаат, тема сегодняшнего выпуска касается того, что мусульманам, то есть нам, следует радовать окружающих. Это вовсе не означает, что мы должны забыть обо всем и превозмогать себя с целью обрадовать других. Но радовать других через призму назиданий Корана и сунны. Это понятие многогранное. В этой проповеди мы раскроем эту тему шире.
Священный Коран был ниспослан для того, чтобы люди могли отличать дозволенное от запретного и в принципе познавать, что такое добро и что такое зло. В 25 аяте суры «Аль-Бакара» говориться:
«Обрадуй тех, которые уверовали и вершили добрые дела: ведь им уготованы райские сады, где текут реки». (2:25).
То есть, сам Всевышний Аллах радует тех людей, которые занимаются благими делами, Он их радует раем. У Пророка Мухаммада ﷺ есть прекрасно изречение, Пророк сказал:
«Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что ничуть не уменьшит их собственных наград». (Муслим).
Таким образом, Всевышний Аллах в Коране и Его пророк в хадисе радуют мусульман, что за благое деяние мусульмане будут вознаграждены савабами. Еще в одном прекрасном изречении Посланника Аллаха ﷺ говориться:
«Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте благое, а не внушайте отвращение (к Исламу)». (Ахмад).
Что означает данный хадис? Когда мы призываем к Исламу, когда мы проповедуем, нам следует облегчать. Радовать, а не устрашать. Помимо того, что в Коране есть аяты, которые служат суровым предупреждением грешащим, но есть и аяты, призванные вселить радость в сердца мусульман, которые творят добрые дела.
В суре «Ар-Рахман» есть замечательный аят: «Воздают ли за благодеяние иначе, чем благодеянием?». (55:60). Таким образом, уважаемый джамаа, за добро – только добро. В следующем аяте Всевышний Аллах сказал: «Так обрадуй же благой вестью тех, кто вершит добро». (22:37).
Из сказанного можно сделать вывод, что раз Аллах радует тех, кто творит добро, соответственно и нам следует быть радушными по отношению к тем, кто занимается благими деяниями.
В жизни Пророка ﷺ был такой случай, когда одна пожилая женщина явилась к нему и попросила его: «О, Посланник Аллаха, сделай за меня дуа, посредством которого я войду в Рай!». На что Пророк ﷺ ответил ей: «О мать такого-то, поистине, старуха в Рай не войдет!» Она стала уходить (не дослушав) плача, и Пророк ﷺ сказал (что бы ее догнали и передали): «Скажите ей, что она не войдет в Рай, будучи старухой, ибо, поистине Всевышний Аллах говорит: «Мы сотворим их заново и сделаем их девственными»* (56:35-36). (Ат-Тирмизи).
Когда эту женщину оповестили о словах Пророка ﷺ в которых он разъяснил свои слова, это, несомненно, стало для нее большой радостью.
Исламские ученые, говоря о том, как радовать людей, приводят несколько примеров. И первым методом является дарить подарки. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Дарите подарки, и меж вами будут укрепляться чувства любви, уважения друг к другу». (Бухари).
Подарки могут быть дорогими и не дорогими, прежде всего, подарок – это проявление внимания. Поэтому, когда мы дарим подарок другим людям (родителям, супругам, детям, родственникам, соседям, джамаату) это конечно радует людей и, как сказал Пророк ﷺ, укрепляет хорошее отношение друг к другу.
Во времена Пророка ﷺ был такой случай: одна женщина соткала из шерсти халат, который она подарила Посланнику Аллаха ﷺ. Пророк обрадовался, одел этот халат, в хадисах указывается что он завязал его за рукава у себя на поясе. Тогда, один из сподвижников, увидев этот хала на Пророке ﷺ сказал: «О, Посланник Аллаха, подари мне этот халат». Пророк ﷺ не раздумывая сразу же передарил этот шапан сподвижнику. После этого другие сподвижники начали упрекать его, что он выпросил у Пророка ﷺ подарок, который ему только что подарили. На что сподвижник сказал: «Клянусь Аллахом, я попросил из-за того, что если меня будут хоронить, то в том одеянии, который носил Пророк ﷺ». И действительно, когда хоронили этого сподвижника, его завернули в халат, который Пророк Мухаммад ﷺ один раз одел на свои плечи. Таким образом мы можем видеть, что Пророк как сам получал подарки, так и дарил их, укрепляя взаимоотношения с джамаатом.
Второй пример: говорить хорошие слова. В священном Коране в суре «Ибрахим» Аллах говорит:
«Разве ты не знаешь, что Аллах в качестве притчи приводит прекрасное слово, подобное прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви [восходят] к небесам? Оно плодоносит непрестанно с соизволения Господа своего. Аллах приводит людям притчи, — быть может, они образумятся. А скверное слово — это скверное дерево, которое вырывают из земли, так как [корни] его непрочны». (14:24-26).
Из этого аята мы понимаем цену хорошему слову и это назидание говорит нам о том, что мусульманин должен говорить хорошие слова. У Пророка Мухаммада ﷺ есть хорошее изречение:
«И доброе слово является садакой» (Бухари).
Если вы говорите хорошие слова, то это все равно, как если бы вы подавали милостыню и соответственно, за садака Всевышний Аллах вознаграждает савабом. И поэтому, в нашем народе говорят: Жақсы сөз жарым ырыс: «Доброе слово - дороже золота».
Третий способ радовать людей – это хорошо относится к своему гостю.
Пророк Мухаммад ﷺ в своем хадисе сказал:
«…тот, кто верует в Аллаха и Судный день, пусть хорошо относится к своему соседу и к своему гостю». (Бухари).
Мы должны понимать, что когда человек приходит в гости, то он не смотрит на угощение, но в первую очередь он смотрит на отношение к себе со стороны хозяев дома и домочадцев. И поэтому в Коране в суре «Аль Имран» говориться:
«Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя». (3:159).
Это говорит о том, что мусульманин должен радушно встречать своих гостей, проявляя хороший нрав и этику, показывая, что он рад этому гостю. Поэтому, когда Пророк Мухаммад ﷺ сидел в кругу своих сподвижников, он им сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, оказывает уважение своему гостю в качестве дара ему». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а каков размер этого дара?» Пророк ﷺ сказал:«День и ночь, всего же гостеприимство следует оказывать в течение трёх дней, а всё, что сверх этого, будет уже садака для него». (Бухари).
У казахов, есть традиция, когда приходит гость, до трех дней даже не спрашивают причину того, что он посетил их шанырак. Издревле в нашем народе есть несколько категорий гостей – это «Арнайы қонақ» - специально приглашенный гость, званный гость, а бывает «Құдайы қонақ» - этот гость, несмотря на то что является незваным, тем не менее его следует принять как гостя от Аллаха. И таких гостей следует принимать и оказывать им гостеприимство ради довольства Аллаха. Среди них могут быть путники или люди, нуждающиеся в крове и еде или те, кто заблудился, сбился с пути.
В завершении хотелось бы привести притчу о пророке Ибрахиме (а.с.). Когда у пророка Ибрахима (а.с.) спросили за какие его деяния Аллах его любит, Ибрахим ответил, что он никогда не ел еду в одиночестве, я всегда делился едой с гостем. Но в один из дней в его доме не было ни одного гостя. И тогда Ибрахим вышел на улицу и пригласил прохожего разделить с ним трапезу. Когда они начали есть, Ибрахим поправил его, сказав: «Ешь во имя Аллаха», то есть, скажи: «Бисмиллях». На что гость ответил: «Я не знаю Аллаха». Тогда Ибрахим разгневался и прогнал этого человека. Тогда Ибрахиму явился архангел Джибриил и сказал: «Аллах наделяет этого человека пропитанием и уделом в течение 70 лет несмотря на то, что он не верует в Аллаха, а ты, впервые его увидев, прогнал за то, что он не произнес имя Аллаха». Тогда Ибрахим бросился за этим человеком в след и догнав снова привел его в дом и накормил. Удивленный гость спросил его о причине изменения в отношении Ибрахима к нему. На что Ибрахим передал слова Джибрииля. Изумленный гость, узнав, что Всевышний Аллах наделяет его пропитанием, в то время как он не знает о Нем уверовал во Всевышнего Аллаха и принял ислам.
У казахов есть такая пословица: Қырықтың бірі – қыдыр: «Один из сорока – святой». То есть, мы к каждому своему гостю должны относится с почтением. В Коране есть такой аят:
«Мы не погубим награды тех, кто совершал добрые деяния». (18:30).
Это говорит о том, что любое благое деяние записывается нам в качестве награды и сохраняется за нами. Поэтому, мы мусульмане должны уметь радовать других людей своими хорошими словами, хорошими наставлениями, подарками и гостеприимством.
Дай нам Аллах всегда соответствовать критериям нашей религии, сунне нашего Пророка Мухаммада ﷺ.