Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Вода — это источник жизни, основа существования. Вода необходима для того, чтобы утолить жажду, приготовить еду, совершить омовение и для многих других жизненно важных нужд. Вода появилась одной из первых на этом свете. Некоторые учёные Ислама, полагают, что вода была создана до Трона и доказательством тому являются слова Всемогущего
(وَهُوَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ وَكَانَ عَرْشُهُ عَلَى الْمَاءِ) [هود: 7].
«Он — Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде…» (11:7)
Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал, что своим высказыванием (Его Трон находился на воде), Всевышний указал на то, что вода и Трон были началом мира сего; Потому что они были созданы прежде сотворения неба и земли, и под Троном в то время не было ничего, кроме воды. Муджахид сказал: «Началом творения был трон, вода и воздух, а земля была создана из воды».
Из этого не следует, что вода, на которой находится Трон, — это вода, присутствующая на нашей планете, так как творения Аллаха многочисленны и известны лишь Ему.
Помимо этого, для того чтобы указать на важность воды, Всевышний Аллах сообщает в Коране о том, что все живое создано из воды:
«Неужели же неверные не знают, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды?» (21:30)
Ученые горят, что не только животные созданы из воды, но и растения. Ведь растения не могут существовать без воды. Засуха, отсутствие воды губительно для растений, также как для животных и людей. Известно, что Аллах создал человека из глины, но вода считается важным компонентом в теле человека. Вода составляет примерно 2/3 массы нашего тела. Взрослый человек может состоять на 60% из воды. Вода уникальное и в тоже время удивительное творение Всевышнего Аллаха. Сказал Всевышний:
هُوَ الَّذِي أَنزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً لَّكُم مِّنْهُ شَرَابٌ وَمِنْهُ شَجَرٌ فِيهِ تُسِيمُونَ
«Он – Тот, Кто ниспосылает с неба воду. Она служит для вас питьем, и благодаря ей произрастают растения, среди которых вы пасете скот». (16:10)
В тех местностях, где нет рек, озер и других водоемов, люди добывают воду выкапывая колодцы, ведь по Милости Аллаха вода хранится в земле. Как сказал Всевышний:
وَأَنزَلْنَا مِنَ السَّمَاءِ مَاءً بِقَدَرٍ فَأَسْكَنَّاهُ فِي الْأَرْضِ
«Мы низвели с неба воду в меру и сохраняем ее в земле…» (23:18)
Жизнь человека во многом зависит от воды. Именно поэтому раздача воды является наилучшей из милостынь.
Саид бин Убада рассказал, что однажды он спросил Пророка ﷺ: «О Посланник Аллаха, поистине моя мать скончалась, раздавать ли мне милостыню за неё?». На что Пророк ﷺ ответил: «Да». Тогда сподвижник спросил: «Какая милостыня самая ценная?» Он ﷺ ответил: «Напоить водой» (ан-Насаи).
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ изрёк:
«Кто выроет (колодец) воды, тому Всевышний воздаст благом в День Суда за каждую живую (достойную) плоть из джинов, людей, птиц, которая выпьет воду (из этого колодца)» (Бухари).
Всем нам известен хадис о том, как один человек напоил собаку, за что был прощен Всевышним. Учёные-богословы говорят: «Если этот поступок в отношении собаки послужил причиной прощения грехов то, что сказать о тех, кто будет поить верующих людей?».
Все это напоминает нам о том, что вода – источник жизни. Человек сможет прожить без газа, без нефти, без бензина, без электричества, но без воды жизнь не возможна.
Как правило, без еды человек может жить на протяжении 8-10 дней и чувствовать себя вполне хорошо. Что касается воды, острая потребность в ней наступает уже по прошествии 3-4 суток. За это время без получения жидкости человек умирает. Поэтому вода дороже золота. Ты не пожалеешь никаких денег ради глотка воды, если окажешься в безводной пустыни. Представьте, что наступила засуха, или вода перестала поступать в резервуары, реки обмелели… Что произойдет? Люди могут пойти на крайности, многие не остановятся даже перед совершением преступления ради того, чтобы добыть воду. И сегодня мы можем наблюдать, как в разных частях планеты возникают конфликты из-за водного кризиса.
Поэтому в исламе запрещено преграждать путь для получения воды, предназначенная для общего пользования, а также запрещено отказывать нуждающемуся в питье.
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Не посмотрит Аллах на троих в День воскресения и не очистит их, и (уготовано) им мучительное наказание: на человека, имевшего излишки воды у дороги и отказавшего в ней путнику;…» (Бухариж)
Вода - величайший дар Всевышнего и в Судный день каждый человек будет спрошен о том как он использовал этот дар.
Сказал Всевышний: «В тот день вы будете спрошены о благах». Каждому из нас необходимо проявлять шукр, т.е. благодарить Всевышнего Аллаха за это дар. Благодарность Аллаху за воду проявляется в следующем:
Первое: Восхвалением Господа, словами «Альхамду лил-лах» (Хвала Аллаху). Воздавать хвалу Аллаху, нужно даже если мы выпили глоток воды. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Поистине, Аллах бывает доволен рабом, когда тот, приняв пищу, воздаёт благодарность Ему, или когда воздаёт Ему благодарность после того, как выпьет напиток» (Муслим).
Второе: Сохранять природную чистоту воды. Ислам запрещает загрязнять воду, так как её загрязнение причинит трудности, неудобства и страдания людям и животным.
Сообщается, что Му‘аз ибн Джабаль сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Остерегайтесь трех вещей, которые навлекают проклятие: испражнение в источники воды, на прохожей части дороги, где ходят люди и в тени (деревьев)”».
Третье: Нужно ценить воду и бережно относиться к ней. Одним из больших грехов в Исламе является расточительство – исраф. Исраф касается не только денег, расточительством можно считать любое бесполезное использование ресурсов, как, например, воды во время омовения. От ‘Абдуллаха ибн ‘Амру ибн аль-‘Аса (да будет доволен Аллах ими обоими) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прошёл мимо Са‘да, когда тот совершал малое омовение. Он сказал ему: «Что это за расточительство, о Са‘д?» Тогда тот спросил: «Разве во время совершения омовения можно проявить излишество?» Пророк ответил: «Да, даже если ты находишься на берегу реки». (Ахмад)
Если шариат запрещает чрезмерное использование воды во время омовения, которое совершается с целью поклонения Аллаху, то исраф воды в других случаях является более запретным.
Учёные-богословы установили количество воды, необходимое для омовения частей тела. Если же израсходовать воду сверх нормы, то это расточительство (исраф). Если расточительство будет допущено хозяином воды, то это нежелательно (макрух), если же вода принадлежит другому, и человек, который допускает излишество, не уверен в довольстве хозяина, или же вода является вакуфным имуществом, к примеру это мечеть, то расходование такой воды является запретным, по мнению всех учёных-богословов.
В достоверном хадисе передаётся: «Пророк, мир ему и благословление, купался са’ом и совершал омовение маддом».
Са’ – это около 3 литров (2,75) Т.е. для полного омовения (гусл) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует использовал не более трех литров воды. Мадд – 687 миллилитров, а это значит, что для малого омовения достаточно использовать менее литра воды.
Каждому из нас в соответствии с сунной Пророка, да благоволит его Аллах и приветствует, необходимо приучить себя к экономии воды и бережно использовать этот уникальный ресурс. В заключении прочтем дуа, которому научил нас Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха:
اللهُمَّ بَاعِدْ بَيْنِي وَبَيْنَ خَطَايَايَ كَمَا بَاعَدْتَ بَيْنَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ، اللهُمَّ نَقِّنِي مِنْ خَطَايَايَ كَمَا يُنَقَّى الثَّوْبُ الْأَبْيَضُ مِنَ الدَّنَسِ، اللهُمَّ اغْسِلْنِي مِنْ خَطَايَايَ بِالثَّلْجِ وَالْمَاءِ وَالْبَرَدِ»
(Аллахумма, ба‘ид байни ва байна хатайайа кя-ма ба‘адта байна-ль-машрики ва-ль-магриб, Аллахумма, наккы-ни мин аль-хатайа кя-ма йунакка-с-саубу-ль-абйаду мин ад-данас, Аллахумма-гсиль-ни мин хатайайа би-ль-ма`и, ва-с-сальджи ва-ль-барад!)
Перевод: "О Аллах, удали меня от прегрешений моих, как удалил Ты восток от запада, о Аллах, очисти меня от прегрешений, как очищают белую одежду от грязи, о Аллах, омой меня от грехов водой, снегом и градом!".