Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел
За пять веков до Декарта он сказал: «Я мыслю – следовательно, существую». Ему покорились десятки научных дисциплин, перед ним отступали страшные болезни. Он был наделён мужеством в преодолении крутых поворотов судьбы. Ему довелось быть министром, ему довелось быть нищим, он был на пике славы и был в изгнании.
Служение науке позволило ему не склонить голову перед всесильными преследователями, быть независимым от богатства и славы высоких покровителей. Его «Канон врачебной науки» в 5 частях на протяжении 600 лет являлся основными учебными пособием для студентов европейских медицинских университетов.
Ибн Сина с королевскими атрибутами в окружении Галена и Гиппократа
Ибн Сина (Абу Али Хусейн ибн Сина) известный на западе под именем Авицена - ученый-универсал, философ, врач, поэт, музыкант, духовный наставник, родился в 980 году в городе Афшан (недалеко от Бухары) в семье богатой и образованной. Увлекающийся наукой и философией отец Ибн Сины, по профессии сборщик налогов, через некоторое время, получает повышение в Бухару и вся семья переезжает в город, который, при Саманидах являлся средоточием высокой культуры и науки. Уже в возрасте 5 лет Ибн Сина проявляет тягу к обучению и обнаруживает исключительную память. В возрасте 10 лет он становится хафизом, т.е. знает наизусть весь Коран. Затем он изучает фикх, где является самым младшим из слушателей, однако, даже взрослые советуются с ним по вопросам исламского права, несмотря на его юный возраст (12 лет).
Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством учёного Абу Абдаллаха Натили, принявшего приглашение отца Ибн Сины и некоторое время проживавшего в его доме, где его кормили и платили небольшое жалование. В течение нескольких лет Ибн Сина получал знания у Натили и не боялся оспаривать его доводы, при обсуждении взглядов Птолемея, Аристотеля и Евклида. «Я был лучшим из задающих вопросы» - впоследствии вспоминает Ибн Сина.
Ибн Сина в исполнении Бена Кингсли / Кадр из фильма «Лекарь. Ученик Авицены»
Науки давались Ибн Сине легко до тех пор, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. Ибн Сина отмечает в своей автобиографии, что несмотря на неоднократное прочтение книги ему не удавалось понять её смысл. Система мироздания, какой ее видел Аристотель стала понятна Ибн Сине только после приобретения комментариев к "Метафизике" Аль-Фараби.
В дальнейшем, Ибн Сина увлекается медициной, его настольными книгами становятся труды Галена и Гиппократа, а сам он поступает в ученики к известному в Бухаре хакиму (лекарю) Камари.
В дальнейшем Ибн Сина скажет: «Медицина - очень нетрудная наука, и к 16-ти годам я ее освоил полностью».
Бухара в X веке являлась центром науки и культуры
В 16 лет Ибн Сину приглашают лечить эмира Бухары, после того как в этом деле потерпел неудачу его учитель Камари. Ибн Сина назначает лечение, которое приводит к выздоровлению. С этого времени молодой лекарь становится придворным врачом и получает доступ к обширной дворцовой библиотеке. В автобиографии Ибн Сина писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».
В 1002 году, тюрки захватывают Бухару и Ибн Сина направляется в Ургенч, ко двору правителя Хорезма, правитель которого Мамун являлся покровителем наук. При дворе Мамуна был создан аналог Академии (Академия Мамуна) – «маджлиси улама», где нашли приют многие ученные, в том числе Аль-Бируни, бежавшие из захваченных городов Малой Азии. Здесь Ибн Сина получает почёт и возможность продолжать научную деятельность.
Мамун привлекает Ибн Сину к работе над законодательством Хорезма. В это же время ученный заканчивает работу над медицинским справочником и приступает к одной из своих фундаментальных работ «Книга исцеления».
Хорезмшах Мамун II в вольном исполнении современных художников
В 1008 году размеренная жизнь Ибн Сины завершается. Это время могущественного врага Ибн Сины – султана Махмуда, выдающегося тюркского государственного деятеля и полководца при котором государство газневидов достигло расцвета. Султан Махмуд намеревался сделать столицу Газни – блестящим городом, равным Бухаре. С этой целью в город добровольно или насильно прибывали ремесленники, ученные, архитекторы.
Ослабленный Хорезм признает себя вассалом государства Газневидов и, по требованию султана, высылает ученных в Газни. Однако, Ибн Сина имел неосторожность отказаться от предложения султана Махмуда. Он тайно покидает Хорезм преследуемый газневидскими агентами. Ибн Сина переходит через каракумскую пустыню – очень опасный маневр, который мог стоить ему жизни, однако, он не собирался подчинятся командам, тем более выбившихся в султаны высокомерных гулямов. Розыск, который объявил султан Махмуд в отношении Ибн Сины заставляет ученного жить какое-то время инкогнито в нищенских условиях и в постоянных передвижениях. Некоторые свои работы он писал в седле, во время своих долгих переездов. Территория, контролируемая газневидами была достаточно обширной, чтобы сделать жизнь Ибн Сины полной тяжких скитаний.
Султан Махмуд Газневи получает богато украшенные почётные одежды от халифа Аль-Кадира
Ибн Сина находит пристанище в Джурджане, где становится придворным лекарем. Именно здесь к нему присоединяется в качестве ученика Джузджани, который впоследствии станет его другом и допишет его автобиографию. Здесь же в Джурджане, Ибн Сина приступает к главному труду своей жизни – книге «Канон врачебной науки». Однако, вскоре, султан Махмуд узнает о местонахождении Ибн Сины и ученный на пороге своего 40-летия оказывается вынужденным переехать на запад Ирана в город Хамадан, который ранее был летней резиденцией парфянских царей.
Здесь, в Хамадане, Ибн Сина, исцеляет больного эмира и, став визирем, активно участвует в политической деятельности. Разоблачение казначея Таджа, которого Ибн Сина уличил в казнокрадстве выявило коррупционную схему в армии, где были замешаны высокопоставленные военачальники. Этого Ибн Сине не прощают, ученый наживает себе врагов в военных кругах. В результате организованных беспорядков в войсках от эмира добиваются заключения Ибн Сины, однако, благодаря сильным покровителям, Ибн Сина покидает тюрьму и тайно проживает в доме одного из сочувствующих торговцев.
Мавзолей Авицены в Хамадане
Вскоре, эмир Хамадана умирает, его место занимает молодой наследник, находящийся под контролем казначея Таджа. В это же время, правитель соседнего Исфахана приглашает Ибн Сину перебраться к нему, что становится причиной для обвинения Ибн Сины в измене. В который раз великий ученный оказывается в заточении в крепости, в которой по воле Аллаха, уже через четыре месяца будут прятаться его тюремщики. Позорно проиграв кампанию против Исфахана, Тадж просит Ибн Сину ходатайствовать о мире, обещая взамен конец преследованиям и безбедную жизнь.
После освобождения, Ибн Сина некоторое время живет в Хамадане. Здесь, он первым описывает метод психодиагностики и проводит ряд экспериментов, чтобы доказать воздействие эмоций на физическое состояние. Ибн Сина покупает на рынке двух одинаковых баранов, первого он поселяет перед клеткой с приобретённым у охотника волком, а второго – в глубине сада, вдалеке от хищника. Первый баран за время эксперимента сильно теряет в весе и погибает, второй баран, не испытывающий присутствие хищника остается здоров.
Таким образом, Ибн Сина и его близкие, решив не искушать судьбу оставаясь в Хамадане в присутствии негативно относящегося к ним правителя, покидают город и направляются в Исфахан.
Исфахан – крупнейший город мира своего времени
Исфахан торжественно встречает Ибн Сину, его путь к дворцу правителя устилается коврами, ученного именуют «Шейх ар-раис» - глава мудрецов. В Исфахане для Ибн Сины создаются благоприятные условия для научной деятельности, он становится главным врачом и советником эмира. По его проекту строится городской «Дом излечения», аналог организованного госпиталя.
Эмиру Исфахана, Ибн Сина посвящает свой многотомный энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб ашШифа’») состоит из четырёх разделов: 1) философская пропедевтика и логика; 2) физика, психология и биология; 3) математика, астрономия и музыка; 4) метафизика, включающая в качестве прикладных дисциплин политику, этику, домоводство (экономику) и фикх (в 12 веке на латинский язык были переведены разделы по метафизике и психологии под названием «Suffientiae», т. е. «Достаточное» – по второму значению араб. слова «шифа»).
«Канон врачебной науки». Титульный лист. Венеция, 1544 г. и фрагмент "Канона" на арабском языке.
Именно в Исфахане Ибн Сина завершает свой знаменитый труд «Канон врачебной науки», который принесет Ибн Сине всемирную известность и титул «Князь врачей». Являя собой энциклопедический свод медицинских знаний и врачебного опыта. «Канон» состоит из 5 книг.
Первая книга содержит сведения по анатомии и физиологии; о причинах и признаках болезней; описание учений о «соках» (кровь, лимфа, желчь) и видах телосложения; данные о диете, сохранении здоровья и предупреждении болезней, об общих принципах лечения.
Вторая книга – посвящена описанию лекарств как раститительного, так и животного происхождения, здесь присутствует описание 2600 лечебных препаратов, из них 700 – описание трав, 150 до сих пор используются в медицине.
В третьей – рассматриваются отдельные заболевания, их распознавание и лечение.
В четвёртой – описаны способы лечения заболеваний.
Пятая книга – посвящена так называемым сложным лекарствам, ядам и противоядиям. Причинами болезней Ибн Сина считал различные «вредности» – зависящих от местности, климата, времени года, условий быта, питания, труда, душевные потрясения и др.
Он впервые описал различия между оспой, проказой, чумой, доказал возможность заразиться этими болезнями через воздух, почву, воду, контакты между людьми; описал туберкулёз, язву желудка, плеврит, диабет. К общим принципам лечения болезней Ибн Сина относил режим дня и питание, применение лекарств и «действие рукой» (т. е. хирургическое вмешательство).
В 12 веке «Канон врачебной науки» переводится на латинский и другие языки (в том числе на русский). В течение шести столетий «Канон» остается главным практическим пособием врача. После изобретения книгопечатания «Канон» Ибн Сины становится одной из первых печатных книг и по числу изданий соперничает с Библией.
Канон врачебной науки, Издание на латинском языке, 1484 г.
14 лет безмятежной жизни сочетаемой плодотворной научной деятельности заканчивается в 1030 году. Газневидское государство, давний преследователь Ибн Сины наносит удар по Исфахану. Дом Ибн Сины подвергается разграблению в результате чего, теряются многие его труды, в том числе безвозвратно утеряна «Книга справедливого судейства», но, в последствии, ряд книг восстанавливают благодаря копиям.
Находясь уже в почтенном возрасте, Ибн Сина продолжает сопровождать эмира во время военных походов. В это время у Ибн Сины открывается тяжёлая желудочная болезнь, от которой, к сожалению, вылечить себя он не смог...
От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел
Ибн Сина скончался в июне 1037 года, В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам. Его похоронили в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.
«Мы умираем в полном сознании и с собой уносим лишь одно – осознание того, что мы ничего не узнали» - говорил Ибн Сина.
Подытоживая материал, проведем краткий обзор научной деятельности Ибн Сины:
Из более чем 400 трудов Ибн Сины сохранилось около трёх сотен: книги по медицине, философии, химии, астрономии, механике, филологии, геологии, истории, теории литературы, толкованию Корана и другим дисциплинам.
- Ибн Сина первый предположил, что причиной заболевания могут быть микроскопические организмы.
- Первым разделил сосуды на вены и артерии
- Заложил основы педиатрии
- Первым предположил перенос заболеваний воздушно-капельным путем
- Первым указал на существование побочных эффектов лекарств и взаимодействие применяемых одновременно препаратов
- Разработал систему испытания медикаментов путем наблюдения за больными и проведению опытов
- Открыл истинные мышцы глаза и доказал роль сетчатки в зрительном восприятии
- В своих трудах возродил ЛФК (лечебную физкультуру)
- Открыл процесс перегонки эфирных масел
- Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.
- В астрономии одним из первых высказал предположение, что звезды светят собственным светом
- В психологии первым выделил 4 основных темперамента человека
- В физике предвосхитил понятие инерции
- Совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах (инструментоведение)
- Изобрел смычковый инструмент — гиджак
Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. «Врач должен обладать глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва» - говорил Ибн Сина.
Фрагмент фильма: "Лекарь: Ученик Авицены"