Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Аср 15:38
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:49 08:12 12:49 15:38 17:20 18:43
свернуть
Календарь
Хиджра
16 Раби-сани 1441
Григорианский
13 декабря 2019

Циклы уроков

Ибн Сина - отец современной медицины

Ибн Сина - отец современной медицины

Дни выхода уроков: Воскресенье
27 нояб. 2019 855 0
Скачать в pdf
| A | +

За пять веков до Декарта он сказал: «Я мыслю – следовательно, существую». Ему покорились десятки научных дисциплин, перед ним отступали страшные болезни. Он был наделён мужеством в преодолении крутых поворотов судьбы. Ему довелось быть министром, ему довелось быть нищим, он был на пике славы и был в изгнании.

 

Служение науке позволило ему не склонить голову перед всесильными преследователями, быть независимым от богатства и славы высоких покровителей. Его «Канон врачебной науки» в 5 частях на протяжении 600 лет являлся основными учебными пособием для студентов европейских медицинских университетов.

 

Ибн Сина с королевскими атрибутами в окружении Галена и Гиппократа


Ибн Сина (Абу Али Хусейн ибн Сина) известный на западе под именем Авицена - ученый-универсал, философ, врач, поэт, музыкант, духовный наставник, родился в 980 году в городе Афшан (недалеко от Бухары) в семье богатой и образованной. Увлекающийся наукой и философией отец Ибн Сины, по профессии сборщик налогов, через некоторое время, получает повышение в Бухару и вся семья переезжает в город, который, при Саманидах являлся средоточием высокой культуры и науки. Уже в возрасте 5 лет Ибн Сина проявляет тягу к обучению и обнаруживает исключительную память. В возрасте 10 лет он становится хафизом, т.е. знает наизусть весь Коран. Затем он изучает фикх, где является самым младшим из слушателей, однако, даже взрослые советуются с ним по вопросам исламского права, несмотря на его юный возраст (12 лет).

 

Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством учёного Абу Абдаллаха Натили, принявшего приглашение отца Ибн Сины и некоторое время проживавшего в его доме, где его кормили и платили небольшое жалование. В течение нескольких лет Ибн Сина получал знания у Натили и не боялся оспаривать его доводы, при обсуждении взглядов Птолемея, Аристотеля и Евклида. «Я был лучшим из задающих вопросы» - впоследствии вспоминает Ибн Сина.

 

Ибн Сина в исполнении Бена Кингсли / Кадр из фильма «Лекарь. Ученик Авицены»


Науки давались Ибн Сине легко до тех пор, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля.  Ибн Сина отмечает в своей автобиографии, что несмотря на неоднократное прочтение книги ему не удавалось понять её смысл. Система мироздания, какой ее видел Аристотель стала понятна Ибн Сине только после приобретения комментариев к "Метафизике" Аль-Фараби.

 

В дальнейшем, Ибн Сина увлекается медициной, его настольными книгами становятся труды Галена и Гиппократа, а сам он поступает в ученики к известному в Бухаре хакиму (лекарю) Камари.

 

В дальнейшем Ибн Сина скажет: «Медицина - очень нетрудная наука, и к 16-ти годам я ее освоил полностью».

 

Бухара в X веке являлась центром науки и культуры


В 16 лет Ибн Сину приглашают лечить эмира Бухары, после того как в этом деле потерпел неудачу его учитель Камари. Ибн Сина назначает лечение, которое приводит к выздоровлению. С этого времени молодой лекарь становится придворным врачом и получает доступ к обширной дворцовой библиотеке. В автобиографии Ибн Сина писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

 

В 1002 году, тюрки захватывают Бухару и Ибн Сина направляется в Ургенч, ко двору правителя Хорезма, правитель которого Мамун являлся покровителем наук. При дворе Мамуна был создан аналог Академии (Академия Мамуна) – «маджлиси улама», где нашли приют многие ученные, в том числе Аль-Бируни, бежавшие из захваченных городов Малой Азии. Здесь Ибн Сина получает почёт и возможность продолжать научную деятельность.

 

Мамун привлекает Ибн Сину к работе над законодательством Хорезма. В это же время ученный заканчивает работу над медицинским справочником и приступает к одной из своих фундаментальных работ «Книга исцеления».

 

Хорезмшах Мамун II в вольном исполнении современных художников


В 1008 году размеренная жизнь Ибн Сины завершается. Это время могущественного врага Ибн Сины – султана Махмуда, выдающегося тюркского государственного деятеля и полководца при котором государство газневидов достигло расцвета. Султан Махмуд намеревался сделать столицу Газни – блестящим городом, равным Бухаре. С этой целью в город добровольно или насильно прибывали ремесленники, ученные, архитекторы.

 

Ослабленный Хорезм признает себя вассалом государства Газневидов и, по требованию султана, высылает ученных в Газни. Однако, Ибн Сина имел неосторожность отказаться от предложения султана Махмуда. Он тайно покидает Хорезм преследуемый газневидскими агентами. Ибн Сина переходит через каракумскую пустыню – очень опасный маневр, который мог стоить ему жизни, однако, он не собирался подчинятся командам, тем более выбившихся в султаны высокомерных гулямов. Розыск, который объявил султан Махмуд в отношении Ибн Сины заставляет ученного жить какое-то время инкогнито в нищенских условиях и в постоянных передвижениях. Некоторые свои работы он писал в седле, во время своих долгих переездов. Территория, контролируемая газневидами была достаточно обширной, чтобы сделать жизнь Ибн Сины полной тяжких скитаний.

 

Султан Махмуд Газневи получает богато украшенные почётные одежды от халифа Аль-Кадира


Ибн Сина находит пристанище в Джурджане, где становится придворным лекарем. Именно здесь к нему присоединяется в качестве ученика Джузджани, который впоследствии станет его другом и допишет его автобиографию. Здесь же в Джурджане, Ибн Сина приступает к главному труду своей жизни – книге «Канон врачебной науки». Однако, вскоре, султан Махмуд узнает о местонахождении Ибн Сины и ученный на пороге своего 40-летия оказывается вынужденным переехать на запад Ирана в город Хамадан, который ранее был летней резиденцией парфянских царей.

 

Здесь, в Хамадане, Ибн Сина, исцеляет больного эмира и, став визирем, активно участвует в политической деятельности. Разоблачение казначея Таджа, которого Ибн Сина уличил в казнокрадстве выявило коррупционную схему в армии, где были замешаны высокопоставленные военачальники. Этого Ибн Сине не прощают, ученый наживает себе врагов в военных кругах. В результате организованных беспорядков в войсках от эмира добиваются заключения Ибн Сины, однако, благодаря сильным покровителям, Ибн Сина покидает тюрьму и тайно проживает в доме одного из сочувствующих торговцев.

 

Мавзолей Авицены в Хамадане


Вскоре, эмир Хамадана умирает, его место занимает молодой наследник, находящийся под контролем казначея Таджа. В это же время, правитель соседнего Исфахана приглашает Ибн Сину перебраться к нему, что становится причиной для обвинения Ибн Сины в измене. В который раз великий ученный оказывается в заточении в крепости, в которой по воле Аллаха, уже через четыре месяца будут прятаться его тюремщики. Позорно проиграв кампанию против Исфахана, Тадж просит Ибн Сину ходатайствовать о мире, обещая взамен конец преследованиям и безбедную жизнь. 

 

После освобождения, Ибн Сина некоторое время живет в Хамадане. Здесь, он первым описывает метод психодиагностики и проводит ряд экспериментов, чтобы доказать воздействие эмоций на физическое состояние. Ибн Сина покупает на рынке двух одинаковых баранов, первого он поселяет перед клеткой с приобретённым у охотника волком, а второго – в глубине сада, вдалеке от хищника. Первый баран за время эксперимента сильно теряет в весе и погибает, второй баран, не испытывающий присутствие хищника остается здоров.

 

Таким образом, Ибн Сина и его близкие, решив не искушать судьбу оставаясь в Хамадане в присутствии негативно относящегося к ним правителя, покидают город и направляются в Исфахан.

 

Исфахан – крупнейший город мира своего времени


Исфахан торжественно встречает Ибн Сину, его путь к дворцу правителя устилается коврами, ученного именуют «Шейх ар-раис» - глава мудрецов. В Исфахане для Ибн Сины создаются благоприятные условия для научной деятельности, он становится главным врачом и советником эмира. По его проекту строится городской «Дом излечения», аналог организованного госпиталя.

 

Эмиру Исфахана, Ибн Сина посвящает свой многотомный энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб ашШифа’») состоит из четырёх разделов: 1) философская пропедевтика и логика; 2) физика, психология и биология; 3) математика, астрономия и музыка; 4) метафизика, включающая в качестве прикладных дисциплин политику, этику, домоводство (экономику) и фикх (в 12 веке на латинский язык были переведены разделы по метафизике и психологии под названием «Suffientiae», т. е. «Достаточное» – по второму значению араб. слова «шифа»).

 

 «Канон врачебной науки». Титульный лист. Венеция, 1544 г. и фрагмент "Канона" на арабском языке.


Именно в Исфахане Ибн Сина завершает свой знаменитый труд «Канон врачебной науки», который принесет Ибн Сине всемирную известность и титул «Князь врачей». Являя собой энциклопедический свод медицинских знаний и врачебного опыта. «Канон» состоит из 5 книг.

 

Пер­вая кни­га со­дер­жит све­де­ния по ана­то­мии и фи­зио­ло­гии; о при­чи­нах и при­зна­ках бо­лез­ней; опи­са­ние уче­ний о «со­ках» (кровь, лим­фа, желчь) и ви­дах те­ло­сло­же­ния; дан­ные о дие­те, со­хра­не­нии здо­ро­вья и пре­ду­пре­ж­де­нии бо­лез­ней, об об­щих прин­ци­пах ле­че­ния.

 

Вто­рая книга – по­свя­ще­на опи­са­нию ле­карств как рас­титительного, так и жи­вот­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, здесь присутствует описание 2600 лечебных препаратов, из них 700 – описание трав, 150 до сих пор используются в медицине.

 

В треть­ей – рас­смат­ри­ва­ют­ся отдельные за­бо­ле­ва­ния, их рас­по­зна­ва­ние и ле­че­ние.

 

В чет­вёр­той – опи­са­ны спо­со­бы ле­че­ния за­бо­ле­ва­ний.

 

Пя­тая книга – по­свя­ще­на так называемым слож­ным ле­кар­ст­вам, ядам и про­ти­во­яди­ям. При­чи­на­ми бо­лез­ней Ибн Сина счи­тал различные «вред­но­сти» – зависящих от ме­ст­но­сти, кли­ма­та, вре­ме­ни го­да, ус­ло­вий бы­та, пи­та­ния, тру­да, ду­шев­ные по­тря­се­ния и др.

 

Он впервые описал различия между оспой, проказой, чумой, доказал возможность заразиться этими болезнями через воздух, почву, воду, кон­такты между людьми; описал туберкулёз, язву желудка, плеврит, диабет. К общим принципам лечения болезней Ибн Сина относил режим дня и питание, применение лекарств и «действие рукой» (т. е. хирургическое вмешательство).

 

В 12 веке «Канон врачебной науки» переводится на латинский и другие языки (в том числе на русский). В течение шести столетий «Канон» остается главным практическим пособием врача. После изобретения книгопечатания «Канон» Ибн Сины становится одной из первых печатных книг и по числу изданий соперничает с Библией.

 

Канон врачебной науки, Издание на латинском языке, 1484 г.


14 лет безмятежной жизни сочетаемой плодотворной научной деятельности заканчивается в 1030 году. Газневидское государство, давний преследователь Ибн Сины наносит удар по Исфахану. Дом Ибн Сины подвергается разграблению в результате чего, теряются многие его труды, в том числе безвозвратно утеряна «Книга справедливого судейства», но, в последствии, ряд книг восстанавливают благодаря копиям.

 

Находясь уже в почтенном возрасте, Ибн Сина продолжает сопровождать эмира во время военных походов. В это время у Ибн Сины открывается тяжёлая желудочная болезнь, от которой, к сожалению, вылечить себя он не смог...

 

От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел

 

Ибн Сина скончался в июне 1037 года, В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам. Его похоронили в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.

 

«Мы умираем в полном сознании и с собой уносим лишь одно – осознание того, что мы ничего не узнали» - говорил Ибн Сина.

 

 


 

Подытоживая материал, проведем краткий обзор научной деятельности Ибн Сины:

 

Из более чем 400 трудов Ибн Сины сохранилось около трёх сотен: книги по медицине, философии, химии, астрономии, механике, филологии, геологии, истории, теории литературы, толкованию Корана и другим дисциплинам.

 

- Ибн Сина первый предположил, что причиной заболевания могут быть микроскопические организмы.

 

- Первым разделил сосуды на вены и артерии

 

- Заложил основы педиатрии

 

- Первым предположил перенос заболеваний воздушно-капельным путем

 

- Первым указал на существование побочных эффектов лекарств и взаимодействие применяемых одновременно препаратов

 

- Разработал систему испытания медикаментов путем наблюдения за больными и проведению опытов

 

- Открыл истинные мышцы глаза и доказал роль сетчатки в зрительном восприятии

 

- В своих трудах возродил ЛФК (лечебную физкультуру)

 

- Открыл процесс перегонки эфирных масел

 

- Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

 

- В астрономии одним из первых высказал предположение, что звезды светят собственным светом

 

- В психологии первым выделил 4 основных темперамента человека

 

- В физике предвосхитил понятие инерции

 

- Совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах (инструментоведение)

 

- Изобрел смычковый инструмент — гиджак

 

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. «Врач должен обладать глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва» - говорил Ибн Сина.

 


 

Фрагмент фильма: "Лекарь: Ученик Авицены"

 

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi