Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Сегодня, с дозволения Аллаха продолжаем уроки по книге: «Шариат в таблицах». На прошлом уроке мы прошли тему: «Таяммум» и узнали о том, как шариат позволяет очистится и достигнуть ритуальной чистоты в случае отсутствия воды. Сегодня мы пройдем тему: «Масх хуффов».
Хуффы – это кожаные носки. Протирание хуффов является сунной. Хуффы одевают на ноги при наличии вуду (малого омовения).
- Масх на хуфф мукыма, т.е. на местного человека действует день и ночь что в совокупности составляет 1 сутки.
- Масх на хуфф мусаффира (путника) действует 3 дня и 3 ночи, то есть 3 суток.
При этом, отсчет времени начинается с момента нарушения омовения. Допустим, вы одели хуффы и носили их, условно, 5 часов, затем нарушили омовение и, теперь, начиная с этого времени у вас есть 24 часа, так как отсчет начинается с момента нарушения омовения.
Теперь рассмотрим порядок совершения масха.
Обязательным действием (фард) является наносить масх на хуффы в объеме не менее 3 пальцев руки.
Сунной является наносить масх на хуффы пальцами рук линиями от кончиков пальцев ног к голени.
Важным моментом является, то, что масх на хуффы дозволяется только для тех, кто в состоянии малого осквернения.
Для тех, кто находится в состоянии требующее гусль, (джунуб) масх не дозволяется. Таким образом, если человек находится в состоянии джунуб и желает одеть хуффы, то сначала ему следует взять гусль.
Также ученые дозволяют масх на джурмук поверх хуффов. Это одеяние земель Палестины, Сирии, Шама того времени, аналогом которых можно назвать калоши, которые одеваются поверх обуви. На них также дозволяется делать масх, как если бы вы сделали масх хуффов.
Дозволяется масх джаурабайни. В переводе — это носки, но носки, относящиеся по свойствам к тому времени и напоминающие валенки или войлок, не кожаные, но плотные, толстые. Они несут свойства кожаных, то есть, должны соответствовать следующим условиям, которые были определены учеными-муджтахидами:
1. В них можно пройти около 5-6 километров, и они не порвутся;
2. Они могут держатся без шнурков;
3. Они не пропукают воду.
То есть, можно делать масх и на сапоги и другую обувь, отвечающую выше приведенным требованиям, главное чтобы гнулась подошва, так чтобы при намазе пальцы ног смотрели в сторону кыблы.
Дозволяется на гипс, повязку, как мы говорили ранее, если попадание воды может навредить здоровью, то можно делать масх на повязку. Однако, если при совершении масха повязка сползла и обнаружено, что рана зажившая, то омовение портится. Если сползла, а рана еще есть, то омовение не портится.
Не дозволяется наносить масх на такие хуффы, где имеется дырка размером в 3 малых пальцев ног в совокупности в одном хуффе, т.е. каждый хуфф рассматривается отдельно. То есть, если есть такие поврежденные хуффы, то масх на них недействителен.
Теперь рассмотрим, в каких случаях портится масх:
1. Если портится омовение.
2. Если снял хуфф (в этом случае нужно омыть ноги и заново одеть хуфф).
3. Окончание срока. Как мы говорили для мукыма – это сутки, для мусаффира – 3 суток. В этом случае, человеку достаточно просто снять хуфф, омыть ноги и одеть хуфф.
Касательно мусаффира и мукыма есть ряд ситуаций, к примеру, когда мусаффир делал масх 2 дня, затем вернулся домой, с этого момента он считается мукымом (местным), то есть должен снять хуффы и помыть свои ноги.
Аналогичная ситуация с мукымом. Если он делал масх дома, а потом вышел в сафар, то его срок увеличивается до срока мусаффира.
Также бывает такая ситуация, когда хуффы сошли с ног, так что вышли пятки (большая часть), то необходимо помыть ноги, одеть хуффы и снова можно их протирать.
Некоторые ученые разных мазхабов разрешают масх на, к примеру, тюбитейку. В нашем мазхабе не дозволяется масх на чалму, тюбетейку, на чадру, на перчатки.
На этом выпуск завершен. На следующем уроке мы рассмотрим тему: «Хайд и нифас» и поговорим о правилах шариата, касательно менструального и послеродового циклов у женщин.