Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
С дозволения Аллаха продолжаем цикл уроков по книге «Шариат в таблицах». На прошлом уроке мы говорили о видах очищения. Сегодня мы поговорим о вуду, малом омовении, о том, когда оно необходимо, как он совершается.
Бывают ситуации, когда омовение является обязательным, бывают, когда омовение желательно. В таблице указаны случаи, когда омовение - фард, когда омовение - ваджиб, а когда – мустахаб.
Наличие малого омовения является фардом в трех случаях:
1. При исполнении намаза.
2. Когда человек берет в руки Коран.
3. Когда человек совершает земной поклон – саджда при чтении определенных аятов Корана. (тиляваат суджуд).
Малое омовение ваджиб, когда человек совершает обход вокруг Каабы, то есть совершает таваф во время хаджа или умры. Для этого человеку следует обязательно совершить вуду.
Положений, при которых вуду является мустахаб очень много. Перечислим некоторые:
1. Мустахабом является всегда оставаться чистым (находиться в состоянии не нарушенного омовения). Как только у него нарушается вуду, то ему желательно взять новое омовение;
2. Уход ко сну. Желательно лечь спать в состоянии ритуальной чистоты. Так как сон является «малой смертью» мы должны быть готовы, чтобы встретится с Господом в состоянии ритуальной чистоты.
3. Ссора, ложь, нетерпение и другие подобные греховные действия.
4. Омовение или погребение покойника;
5. Громкий смех, громкий плач;
6. Перед намерением полного омовения;
7. Перед приемом пищи в состоянии, требующего полного омовения (джунуб).
Надо отметить, что данные действия не нарушают омовения, но в таких случаях, когда вы солгали или поругались хоть и не влияют на действительность омовения, но желательно все же принести тауба и совершить вуду. Некоторые люди спрашивают, если я сквернословил, то есть говорил матом, надо ли мне взять омовение? Или, кто-то сильно плакал или громко смеялся, надо ли возобновить омовение? В таких случаях омовение не портится, но что бы показать перед Всевышним ваше покаяние, мустахабом будет взять омовение вновь.
Теперь рассмотрим, как совершается вуду (тахарат)
1. Первое, с чего следует начать – это ниет, то есть намерение и басмала. Прежде чем приступить к ритуальному омовению, желательно выразить свое намерение и начать это с прибеганием к защите Аллаха от шайтана и басмалы, то есть сказать:
«А’узу биЛляхи мин аш-шайтани-р-раджим» — это выражение называется истиаза и:
«БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим».
2. Перед омовением используем сивак, это палочка, изготавливаемая из дерева Арак. Ее использование является поощряемым и относится к сунне муаккада. Если сивака нет, то можно использовать зубную щетку.
3. Затем приступаем к омытию рук. Омываем руки до кистей.
4. После этого действия, набираем в правую руку воду и ополаскиваем рот. Это действие повторяем 3 раза.
5. Далее, набираем в правую руку воду и ополаскиваем нос. Причем высмаркиваемся, используя левую руку. Это действие также повторяется 3 раза.
6. Затем омывается лицо. Границы лица по вертикали: от подбородка до начала растительности волос на лбу. По горизонтали: между козелками правого и левого уха.
7. В случае наличия бороды, ее омытие является обязательным. Борода омывается снизу вверх. Если борода густая, то нет обязательности попадания воды до корней; если редкая, то попадание воды до корней – ваджиб.
8. Затем омываются руки до локтей включительно. Сначала 3 раза омывается правая рука, затем 3 раза омывается левая рука.
9. Далее протирается голова. Данное действие совершается единожды.
10. После этого протирается шея и уши. Это действие также совершается единожды.
11. Омовение завершается омытием ног. Сунной является мыть между пальцами. Сначала омывается правая нога, затем левая. Омытие ног совершается левой рукой.
12. Завершив омовение желательно произнести дуа:
«Аллахумма-дж'аль-ни мин ат-таввабин ва-дж'аль-ни мин аль-мутатаххирин!»
Перевод: «О Аллах, причисли меня к кающимся и причисли меня к очищающимся».
В таком виде совершается омовение и далее мы поговорим о хукмах вуду. Мы разберем каждое из перечисленных выше действий, разделяя их на хукмы. Ранее, когда мы говорили о хукмах, когда мы говорили о таклифе и хукмах, мы упоминали, что эта тема является очень важной, и все темы, которые мы будем проходить в книге будут связаны с хукмами. То есть, фард, ваджиб, сунна, мустахаб, мубах, макрух, харам – все действия, поклонения будут рассматриваться с точки зрения этих хукмов. К примеру, действие омовения – омытие лица. Является ли это действие фардом, ваджибом, сунной или мустахабом? В зависимости от того, к какой категории это действие относится мы можем выяснить действительно омовение или нет. Например, бывают такие случаи, когда во время омовения человек что-то забывает сделать и после читает намаз. Затем, вспомнив об этом, начинает сомневаться – действителен ли его намаз, надо ли его перечитывать? Но если в его омовении выполнены все действия, относящиеся к фард, то он может читать намаз, и он будет действителен. Именно поэтому, необходимо знать хукмы омовения. Итак, перейдем к хукмам вуду.
Фардом является:
1. Омытие лица. Границы лица мы обозначили, по вертикали: от подбородка до начала растительности волос на лбу. По горизонтали: между козелками правого и левого уха.
2. Омытие рук, до локтей включительно.
3. Протирание ¼ головы.
4. Мытье ног, включая щиколотки.
Следующие действия омовения относятся к суннатам и мустахабам. Мы не стали их разделять, в целом, все эти пункты являются весьма желательными и пропускать их специально или системно является порицаемым действием.
Суннаты и мустахабы:
1. Ниет (намерение). Намерение – это понимание сердцем, что вы будете очищаться от ритуального загрязнения. Произносить его вслух одобряемо, но не обязательно.
2. Соблюдение очередности. Есть порядок совершение омовяения, который пришел из Корана, суры «Аль-Маида», 6 аят и хадисов и совершение этой очередности является суннатом. Но если какое-либо действие было совершено вопреки ее очередности, то это не нарушает омовение при условии выполнения его фардов. Даже если вы делаете это намерено и постоянно, то это является порицаемым и уменьшает ваше вознаграждение, но не влияет на действительность омовения.
3. Начинать с правой стороны.
4. Мыть руки по запястья 3 раза до того, как опустить их в воду.
5. Сказать: «Бисмилляхи…» перед началом омовения.
6. Использовать сивак (корень дерева Арак) перед омовением или зубную щетку. В случае отсутствия сивака или зубной щеткой, можно прочистить зубы пальцем.
7. Ополаскивание рта и носа по 3 раза.
8. Масх (протирание) всей головы и ушей одной водой. Мы говорили о том, что обязательно протирать минимум ¼ часть головы, но к суннатам относится протирание всей головы, поэтому желательно протирать всю голову.
9. Расчесывание пальцами бороды снизу вверх. Если густая, то нет обязательности попадания воды до корней; если редкая, то попадание воды до корней – ваджиб.
10. Мыть между пальцами рук и ног.
Также можно добавить, что к суннатам относится 3-кратное действие. То есть омытие кистей, полоскание рта и носа, омытие рук до локтей – по 3 раза.
Кроме того, к мустахабам относится протирание затылка. Это желательно делать вместе с протиранием головы, плавно переходя к затылку и шее.
На этом урок завершен. На следующем уроке мы поговорим о том, что «Что нарушает и не нарушает вуду».