Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уровни ученых по фикху, Источники религиозных знаний
Уважаемые посетители Azan.kz, мы продолжаем цикл уроков в рамках книги «Шариат в таблицах». На прошлом уроке мы затронули такие темы, как: «Иман-Ислам- Ихсан», также мы говорили о таких терминах, как: «Муджтахид» и «Мукаллид». Сегодня мы поговорим об уровнях муджтахидов и о том, на какие источники опирались эти муджтахиды.
Когда мы говорим об уровнях муджтахидов, ученые разделяют их условно на 7 уровней.
Первая ступень: На самой высокой ступени стоят ученые - основатели мазхабов. Такие ученные называются: «Муджтахид Мутлак».
Всего до наших дней сохранились четыре мазхаба ахлю сунна уаль джамаа:
1. Ханафитский мазхаб - Имам Абу Ханифа
2. Маликитский мазхаб - Имам Малик бин Анас
3. Шафиитский мазхаб - Имам Аш-Шафи'и
4. Ханбалитский мазхаб - Имам Ахмад бин Ханбал
Основателями этих мазхабов являются муджтахидами мутлак, то есть абсолютными муджтахидами. Они те, кто передавал знания по достоверной цепочке от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и являются истинными наследниками Посланника Аллаха ﷺ согласно хадису: «…Ученые - наследники Пророков».
Часто задают вопросы: «Почему бы нам не брать знания напрямую от Пророка ﷺ?», «Зачем нам посредники?», «Почему между Пророком и нами должен стоять какой-то ученный?». Ответ очевиден: что бы получить напрямую знания от Пророка ﷺ необходимо быть его современником, а такое невозможно. Поэтому, те знания, которые Пророк ﷺ хотел донести до своей уммы он передавал через муджтахидов, которым, как мы говорили на прошлом уроке предъявляются определенные требования в шариате. Итак, во главе всех муджтахидов стоят муджтахиды мутлак.
Вторая ступень: «Муджтахиды филь-мазхаб».
Это ученные, которые разбираются во всех вопросах мазхаба, могут совершать такой же обширный иджтихад (как и муджтахиды мутлак), но в рамках, установленных основателями мазхабов.
К этому уровню относятся, например, такие имамы, как: Абу Йусуф, Мухаммад аш-Шайбани, Абу Хамид аль-Газали, ар-Раббани.
Третью ступень занимают ученные - Муджтахид филь масаил.
К этому уровню относятся ученые, которые разбираются в определённых вопросах (не освещенных ранее), не выходя за рамки установленных правил своего мазхаба. Мазхаб затрагивает все вопросы жизнедеятельности человека, как: поклонения, семейно-брачных отношений, взаимоотношения людей, торговые отношения и т.д. Муджтахиды филь масаил – это ученные, которые занимаются конкретной отраслью внутри мазхаба. Например, муджтахид филь масаил ибадат, ученный занимающийся вопросами поклонения. К данной ступени можно отнести таких ученных, как: имам Ат-Тахави, аль-Хассаф Ахмад бин 'Умар, Аль-Халвани, Аль-Паздави, Кады Хан и другие.
Четвертая ступень принадлежит ученным Асхаб ат-тахридж (Мухарридж)
Это ученые, комментирующие книги муджтахидов. Они могут толковать и разъяснить слова муджтахида, которые внешне имеют двоякий смысл. К этой категории относятся такие ученные, как: Абу Бакр ар-Рази аль-Джассаз, Джурджани.
Пятая ступень - Арбаб ат-тарджих (Мураджих)
Это ученые, которые способны опираясь на доказательства выбрать одно мнение из двух мнений муджтахида. То есть, могут выбрать предпочтительное мнение.
Бывает такое, что по одному и тому же вопросу муджтахид имеет 2 мнения. Тогда встает вопрос, какое же из этих двух мнений нам выбрать. В этом случае к нам на помощь приходят такие муджтахиды, которые называются Арбаб ат-тарджих, которые способен предоставить предпочтительное мнение и на основании которого выдается фетва в мазхабе.
Шестая ступень – Мумайиз
Ученые данной категории не способны на то, что могут ученые из предыдущих пяти категорий, но они хорошо разбираются и делают различия между такими понятиями как «захир аль-мазхаб», «захир ар-ривая» и «ривая ан-надира». Иными словами, это те, кто различают сильное мнение от слабого. Данные ученные могут разъяснить, почему вышестоящие муджтахиды выбрали именно такое мнение. К ним относятся, например автор книги «Канз-уд-дакаик» ан-Насафи, автор книг «Мухтар», «Ихтияр» - Абдуллах бин Махмуд и другие.
Седьмая ступень – Мукаллид
Мусульмане, которые различают достоверные знания, переданные Приверженцами Сунны. Хорошо понимают прочитанное ими в книгах по фикху, и правильно передают эти знания другим мусульманам. Например, имам Хаскафи, ибн Абидин и другие.
Для того, чтобы муджтахид вывел фетву или хукм из шариата он должен в первую очередь обратится к источникам знаний. Источников, откуда муджтахиды черпают знания по вероучению, исламскому праву (шариату), исламской нравственности, всего четыре:
1. Благородный Коран
2. Сунна.
Высказывания Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а также его действия (об этом мы узнаем из хадисов)
3. Аль-Иджма
Согласованное решение по определенному вопросу ученых Ислама (муджтахидов одного ранга)
4. Аль-Кыяс
Решение, полученное муджтахидами высшего ранга методом суждения по аналогии.
Перед тем как дать фетву, хукм, муджтахид обращается к Благородному Корану с целью указания для разрешения нужного вопроса. Не найдя ответа в Коране, он обращается к Сунне, ища ответы в хадисах. Не найдя ответа и там, обращались к Иджма. И, если не было по этому вопросу согласованного решения Сподвижников, Таби'унов или их учеников (ученых первых трех поколений), то в этом случае муджтахид решал вопрос методом сопоставления.
В заключении хотелось бы добавить, пример того, как ученные, муджтахиды извлекали шариатские нормы из таких источников как Коран и Сунна.
Например, мы не знаем, является ли молитва обязательной (фард). В логике (ильм аль-мантык) и юриспруденции (усуль аль-фикх) это неизвестное называется "искомое знание". Для этого, прежде всего муджтахид обращается за шариатскими доводами к Книге и обнаруживает предписание в аяте: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися». (2:43). В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего долженствованию, форма повеления выражает обязательство”. В аяте мы видим применение глагола повелительного наклонения «Совершайте», используя это правило, муджтахид составляет логическое сравнение и путем следующего рассуждения приходит к норме, что молитва является обязательной (фард).
Однако, в другом аяте мы видим, что Всевышний Аллах применяет такое же повелительное наклонение, но Он указывает уже не на фард, а на мубах, нейтральное действие, которое не предписывается, но и не запрещается. К примеру:
«О вы, которые уверовали! Когда зовут на соборную молитву в пятницу, то устремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали!
Дальше в продолжении аята говориться:
«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милости Аллаха и поминайте Его многократно, — быть может, вы преуспеете». (62:9-10)
Здесь применен глагол повелительного наклонения «…ищите милости Аллаха», но искать милости Аллаха (то есть пропитание) в данном контексте является действием из разряда мубах. Так почему же одна форма глагола указывает на разные предписания? Ответ кроется в вышеупомянутом правиле: “в отсутствие признака, препятствующего долженствованию, форма повеления выражает обязательство”. Здесь как раз-таки мы видим признак препятствия, когда сказано в первом аяте «…и оставьте торговлю». Затем муджтахид обращается ко второму правилу: «долженствование следующее за запрещающим повелением является нейтральным (мубах)». В совокупности муджтахид получает, что поиск пропитания после пятничного намаза является из разряда действий мубух. Как видно из примера, ученные очень тонко и тщательно проводили анализ, выводя хукмы из того или иного аята, применяя все свои навыки, знания арабского языка, таких наук как сарф, наху, баян, бади’, ма’ни и другие.
На этом урок завершен. На следующем уроке мы пройдем такое понятие, как «мазхаб».