Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид
Мир вам и милость Аллаха и Его благословение! Уважаемые братья, джамаат! На прошлом уроке мы с вами проходили мустахабы и макрухаты омовения по книге «Ханафитский фикх и его доказательства». Ин шаа Аллах, на сегодняшнем уроке мы поговорим о сыфатах и видах омовения.
Омовение делится на три вида. Фард, ваджиб и мандуб.
Случаи, когда омовение является фардом:
Для человека, собирающегося совершать намаз, взять омовение является фардом. Пусть даже это будет нафль намазом (дополнительный). Как сказал Всевышний Аллах в Священном Коране, в суре Аль-Маида:
«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (5:6).
Омовение является фардом для джаназа намаза, для совершения сажда тиляват, также для того, чтобы держать Коран, пусть даже это будет один аят, необходимо иметь состояние ритуальной чистоты которое достигается омовением.
Омовение является ваджибом когда совершается таваф вокруг Каабы. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит:
«Совершать таваф Каабы – это тоже своего рода молитва. Воистину, Аллах позволил разговаривать во время тавафа. А если же говорить, то только благое». Ибн Хаджар, 3/482.
Несмотря на то, что таваф не является намазом, совершающему его следует иметь омовение, в противном случае, если таваф совершен без оного, то такой человек должен принести в жертву барана. Если человек, совершивший таваф, является в полном осквернении (джунуб), то он должен принести в жертву верблюда. А если человек, совершающий нафль таваф, находится без омовения, то должен дать садака.
Мандубы омовения:
1. Засыпать с омовением. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит:
«Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой».
2. Взять омовение, после пробуждания. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит:
«Человеку, который проснулся ото сна, является обязательным взять омовение».
Говоря «обязательным», Пророк Мухаммад (с.а.с.) здесь подразумевает желательность этого действия.
3. Постоянно находиться в состоянии ритуальной чистоты. Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал Билялу:
«Биляль! Что ты сделал такого, что вошел в Рай раньше меня? Когда бы (во сне) я ни заходил в Рай, впереди себя слышу твои шаги. Вот и вчера вечером я зашел в Рай, и опять услышал твои шаги впереди себя». Билял, да будет доволен им Аллах, ответил: «О Посланник Аллаха, каждый раз, произнося азан, я обязательно совершаю намаз из двух ракаатов. Когда мое омовение нарушается, я тут же совершаю его заново и считаю два ракаата намаза моим долгом перед Аллахом». На это Посланник Аллаха сказал: «Вот по благословению этих двух поступков!» (Тирмизи, Манакиб, 17/3689; Ахмад, V, 354).
4. Брать омовение, находясь в состоянии вуду, для нового вида поклонения.
5. После гайбата (хула, поклеп), или лжи, сплетен, после совершения любых плохих деяний.
Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит: «Если кто-то, будучи совершившим омовение, решит обновить его и совершит вновь, то Аллах в десять раз приумножит награду за это».
Так же, Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
«Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния» (11:114).
Брать омовение, после каждой совершенной ошибки, и будет для нас причиной прощения этих грехов.
6. Брать омовение, после того, как пел песни с плохим содержанием. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит: «Если какой-то человек совершит грех, затем возьмет омовение и прочитает намаз, то Всевышний простит ему его грех», а затем прочитал аят из суры Аль-Имран:
«Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха?» (3:135).
7. Омыть тело покойного и поднять его. Как сказал Пророк Мухаммад (с.а.с.): «Кто обмыл покойного, тот пусть совершит полное омовение (гусль). А тот, кто поднимал тело совершит малое омовение (вуду, тахарат)».
8. Брать омовение, при наступлении времени каждого намаза.
Анас ибн Малик (р.а.) говорит: «Обычно Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал омовение для каждого намаза».
9. Омовение, перед очищением от полного оскрвернения, так же является мандубом.
Аиша (р.а.) сказала: «Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) перед очищением от полного осквернения, хорошо мыл обе руки. Затем смывал наджасу (нечистоту) и брал омовение как на намаз. Потом поливая воду на волосы, три раза обливался водой».
10. Так же, человеку в состоянии джунуб (половом осквернении), перед принятием еды и перед сном взять омовение, считается мандубом.
Аиша (р.а.) говорит: «Пророк Мухаммад (с.а.с.) брал омовение перед едой и перед сном, в состоянии джунуб».
11. Взять омовение перед половым сношением и после.
Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит: «Если кто-нибудь из вас после половой близости со своей женой захочет повторить это, то пусть совершит омовение».
12. Омовение в состоянии гнева.
Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит: «Воистину, гнев – от шайтана, и воистину, шайтан создан из огня, огонь же тушат водой, поэтому если кто-то из вас разгневается, то пусть совершит омовение (тахарат)».
13. После принятия верблюжего мяса, взять омовение считается мандубом. И на счет этого вопроса, приводится в пример история, произошедшая с Пророком Мухаммадом (с.а.с.). Однажды, когда Пророк Мухаммад (с.а.с.) ел со своими сахабами верблюжье мясо, после этого приказал взять омовение тем, кто ел мясо верблюда. И некоторые ученые сказали что это было связано с принятием мяса верблюда, а некоторые ученые говорят, что Пророк Мухаммад (с.а.с.) заметил, как у одного человека, принимавшего мясо верблюда испортилось омовение. И поэтому, дабы не стеснять того человека, Пророк Мухаммад (с.а.с.) приказал всем людям, которые ели мясо верблюда, взять омовение. И в целях принятия правильного решения, что бы не было разногласия, у нас, в ханафитском мазхабе, мандубом считается взять омовение, после принятия в пищу мяса верблюда. По словам, сподвижника по имени Баро ибн Азиб: «Когда у Пророка Мухаммада (с.а.с.) спросили про принятие в пищу мяса верблюда, он сказал, чтобы после этого вы взяли омовение».
14. В Священном Коране в суре Аль-Маида Всевышний Аллах, относительно омовения сказал: «Если вы дотронетесь до ваших жен». И некоторые люди, взяв прямое значение этого слова, решили, что если какая-либо открытая часть тела, коснется тела жены, то будет обязательным взять омовение.
У нас же, в ханафитском мазхабе, утверждено мнение, что Всевышний Аллах сказал эти слова из адаба. В целях того, чтобы выйти из этого разногласия, так же мандубом будет взять омовение после прикосновения к жене.
15. Как сказала дочь Сафуана Бусра, Пророк Мухамммад (с.а.с.) сказал: «Кто прикоснётся к своему половому органу, тот пусть совершит омовение».
Если мы открытой рукой коснемся своего полового органа, то для правильного совершения поклонения, мандубом будет взять омовение.
16. Следующее деяние мандуб – если человек, который берет омовение, сомневается омыл ли он ту или иную часть тела, то пусть снова омоет её. Это касается ситуации, когда сомнение возникают непосредственно при омовении. Если же прошло время, то для него это не обязательно.
Сегодняшняя тема на этом закончена. Пусть Всевышний Аллах дарует нам всем полезные знания! Аминь!