Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид
Уважаемые братья, джамаат! Мы с вами проходим уроки по книге Асъада Мухаммада Саида Ас-Сагирджи Ад-Димашки «Ханафитский фикх и его доказательства». На прошлом уроке мы рассказали о суннах и фардах омовения. Ин шаа Аллах, на сегодняшнем уроке мы поговорим о мустахабах и макрухатах омовения.
Первая тема – мустахабы омовения. Слово «мустахаб» переводится как хорошое, понравившееся дело. В шариате это слово обозначает дело, которое Пророк (с.а.с.) иногда делал, а иногда не делал. Если даже Пророк (с.а.с.) сам не делал это дело, то он побуждал других к совершению мустахаба. Тот факт, что Пророк (с.а.с.) привлекал к этому не означало обязательность, но было любимым, предпочтительным для Аллаха. Человеку, который совершит мустахаб, конечно же, запишется награда, но не сделавшему этого, не запишется грех. Для человека, берущего омовения, первым мустахабом будет совершать омовения начиная с правой руки. Перед омытием левой руки, помыть правую руку, перед омытием левой ноги, омыть правую ногу. Достопочтенная Аиша (радиаллаху анха) говорит:
«Пророк (с.а.с.) любил каждое свое дело начинать с правой стороны. Когда одевал обувь, расчесывал волосы, брал омовение».
Должно ли омытие ушей так же начинаться с правого уха? Ноги и руки части тела, которые моются по одному и поэтому их начинаем мыть с правой стороны. А так как масх на два уха делается одновременно, то конечно, так будет удобнее. Если у человека нет одной руки, либо она повреждена так, что он не может ее использовать, то сначала делается масх на правое ухо, а затем на левое.
Следующим мустахабом является омытие мест, которые нам приказал Всевышний Аллах, в достаточной мере или с излишком.
Пророк (с.а.с.) говорил:
«Поистине, моя община в Судный день будет созвана с излучающими свет (нур) лицами, руками и ногами от следов омовения. Кто может умножить свет, пусть делает это».
Теперь наша следующая тема – адабы (мустахабы) омовения.
1. Садиться на место повыше, чтобы не запачкать одежду во время омовения.
2. Во время совершения истинджа, если не справляется малая нужда, то следует садится не поворачиваясь в сторону киблы.
3. Не разговаривать, если в этом нет сильной нужды.
4. В начале омовения делаем намерение, и совершаем омовение до конца, не оставляя это намерение.
5. Масх (протирание) ушей совершается маленькими пальцами для того, чтобы полностью промыть уши. Когда проходили сунны омовения, мы сказали, что мыть уши следует указательным пальцем. А адабом считается промыть уши маленьким пальцем.
6. Если есть широкое кольцо, то покрутить его. А если есть тесное кольцо, и есть уверенность, что вода попадет под него, тогда необходимо просто пошевелить его. Если же, после шевеления кольца нет ощущения, что вода попала на кожу под кольцом, то правильным будет снять его.
7. Если человек без узра (оправдания), то следует брать омовения до начала времени намаза.
8. Произнесение слов свидетельства (шахады) после совершения омовения. «Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах».
Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил:
«Если произнести слова шахады после омовения, тогда ему (тому, кто это сделает) будут открыты 8 ворот рая, и он войдёт в ту, которую пожелает» (Муслим).
9. Не растрачивать воду, во время мытья лица.
10. Не вытираться, пусть места омовения высохнут естественным образом.
Однако здесь следует учитывать погодные условия, чтобы совершение адаба не стало следствием невозможности совершить фард. Например, вы не вытерлись, застудились и заболели, и в следствии этого не можете совершать намаз.
11. Хорошо протереть руками место между глазами и носом.
Сподвижник Абу Умама, говорит про Пророка Мухаммада (с.а.с.):
«Наш Пророк Мухаммад (с.а.с.) хорошо промывал места, между глазами и носом, где есть риск не попадания воды».
12. Стоя выпить чистой воды, которая осталась лишней после омовения.
Наззал ибн Сабра говорит: «Али (радиаллаху анха) после совершения обеденного намаза, сидел решая вопросы людей. Когда зашел намаз аср, ему принесли емкость с водой. Он взял руками эту воду, промыл лицо, руки, включая локти, сделал масх (протирание) головы и ушей, и помыл ноги. А оставшуюся лишнюю воду после омовения, выпил стоя. Затем сказал так: «В действительности люди не любят так делать, но я видел, как Пророк (с.а.с.) так делал. И это омовение человека, у которого не было нарушено омовение».
Здесь следует учитывать санитарные нормы, сырая вода может привести к заболеваниям, а техническая вода не пригодня для питья. Поэтому, если вода кипяченная, а посуда соответствует санитарным нормам, можно выполнить данный адаб.
Следующая тема – макрухаты омовения.
Слово макрух является антонимом словам мустахаб, адаб. Это действия, которые являются обратными адабу:
1. Избыточное использование воды, т.е. исраф.
Абдуллах ибн Умар рассказал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) проходил мимо Сaада, когда тот совершал омовение, и сказал: «Что это за расточительность Сaад?» Саад спросил: «Есть ли расточительность в использовании воды?». Пророк (с.а.с.) ответил: «Да, даже если ты находишься у текущей реки (у берега полной реки)» (Ахмад, Ибн Маджа).
2. Совершать масх (протирание) три раза, и при каждом разе мочить руки водой.
Абу Дауд в своей книге «Сунан» сказал: «Все достоверные сообщения, пришедшие от Усмана (радиаллаху анха) говорят, что масх нужно совершать лишь один раз».
3. Во время омывания частей тела, использовать воду совсем в малом количестве. Понятие «омыть» части тела означает, что на сухой участок должно упасть минимум две капли воды. Не будет правильным протереть лицо, всего лишь намоченными руками. Обязательно должна быть вода, как минимум в 2 капли. В противном случае, наше омовение не будет принято, соответственно и намаз с таким омовением не засчитается.
4. Прибегать к чьей-то помощи, не имея никакого узра (оправдания, причины на это). Если у этого человека есть узр, то прибегать к чьей-то помощи, не будет макрухом.
На этом наш сегодняшний урок окончен.
Пусть Всевышний Аллах дарует нам всем полезные знания! Аминь!