Урок 2. Аль-Истинджа - Ханафитский фикх (на русском языке)
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:47
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:29 06:49 11:41 14:45 16:27 17:47
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Джумада-авваль 1446
Григорианский
20 ноября 2024

Циклы уроков

Урок 2. Аль-Истинджа

Урок 2. Аль-Истинджа

Урок 1: Введение

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: Остановлен
21 окт. 2019 21 737 0
Скачать в pdf
| A | +

Видео версия   Аудио версия

 

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду ﷺ, его семье и всем сподвижникам! «Господи! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи мою миссию! Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь».  Мир вам и милость Аллаха и Его благословение!

 

Уважаемые братья, джамаат! Сегодня, по Воле Всевышнего, мы продолжаем лекции по фикху. На прошлом уроке мы кратко остановились на введении и начали уроки по книге Асъада  Мухаммада Саида Ас-Сагирджи Ад-Димашки: «Ханафитский фикх и его доказательства». Этот человек, в начале своей книги описал по порядку ученых ханафитского мазхаба, написал биографию Великого имама Абу Ханифы и его учеников, да будет доволен ими Аллах, и затем привел доказательства на которые ссылаются в ханафитском фикхе.

 

Сегодня мы решили с вами сразу приступить к новой теме. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

 

«Всевышний Аллах любит раскаявшихся и тех, кто держит себя в чистоте».

 

Пророк Мухаммад ﷺ в своих словах сказал:

 

«Если ключем от Рая является намаз, то ключем от намаза является чистота».

 

Поклонение мусульманина начинается с того, что он держит себя в чистоте. То есть под словом чистота подразумевается, в первую очередь, душевная чистота. Затем чистота места для чтения намаза, одежды и тела. Поклонение мусульманина начинается с духовной чистоты, затем с чистоты от нечистот,  возникающих после малой или большой нужды или от различных нечистот, попадающих на тело человека. Поэтому в оглавлении своей книги он начинает с раздела о чистоте.

 

Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ:

 

«Чистота – половина имана».

 

Здесь подазумевается то, что чистота тесно связана с иманом.

 

Сегодня мы с вами начинаем тему «Аль-Истинджа» и пройдем хукмы, касающиеся наших нужд в туалете. Аль-Истинджа – это чистота, касающаяся туалета.

 

Пророк Мухаммад ﷺ, при входе в туалет произносил дуа:

 

«О Аллах! Упаси от мужских и женских джинов».

 

В хадисе, переданном в сборнике имама Ахмада от Али ибн Абу-Талиб, радиаллаху анха, Пророк Мухаммад ﷺ говорит:

 

«Деянием, которое словно шторка закрывает глаза джина от аурата человека, является слова при входе - «Бисмилляхи» (с именем Аллаха)».

 

Истинджа – это очищение с помощью воды остатков физиологии, наджасы (нечистоты) в проходах, после справления малой и большой нужды. Так же истинджой называют протирание проходов камнями, или как принято в нынешнее время бумагой. Это является закрепленной сунной. Относительно слов Пророка Мухаммада ﷺ :

 

«Если вы будете очищаться камнями, то сделайте их число нечетными».

 

Если кто-то будет очищаться таким способом, то это хорошо. А если у кого-то не получается, по каким-то определенным причинам, то в этом нет ничего страшного.

 

Совершение «истибра», также возлагается на мужчину. Истибра – это устранение остатков мочи в половом органе мужчины. На женщину это не возлагается, как обязанность. Женщина, после справления малой нужды, может подождать немного времени, и затем начинать очищаться, потому что у женщины моча не задерживается и выходит вся полностью благодаря физиологическому строению, способствующему этому.

 

Как совершать «истибра», зависит конкретно от каждого мужчины, от его физиологии и от его здоровья. Некоторые могут совершить истибра, попрыгав в туалете с одной ноги на другую, кто-то может совершить истибра немного покашливая, а другие делают истибра сжимая свой половой орган, таким образом остатки мочи выходят из канала. Пока мужчина полностью не очиститься от остатков мочи, ему нельзя приступать к совершению омовения. Хукм  истибры – фард (обязательно).

 

Однажды, Пророк Мухаммад ﷺ шёл мимо могил и услышал голоса двоих людей, испытывавших могильные муки. Тогда Пророк ﷺ сказал:

 

«Они подвергаются мучениям, но не из-за своих больших грехов. Первый  из-за того, что он не очищался от малой нужды, а следующий за то, что он распускал сплетни». Потом Пророк ﷺ повелел принести свежую ветку. Взяв ветку, он поделил ее на две и воткнул в землю над могилой каждого. Когда сахабы спросили Пророка : «О Посланник Аллаха! Зачем вы так сделали?» Пророк  ответил: «Возможно пока эти ветки не высохнут, им облегчат их муки».

 

Пророк Мухаммад ﷺ всегда совершал истинджу и постоянно призывал совершать ее. И призывал совершать очищение  нечетным числом камней.

 

Совершение истинджа правой рукой, считается макрух, потому что ее мы используем во время еды, и во время приветствия братьев мусульман. Разрешается использовать правую руку для истинджа только тогда, когда у человека есть определенная болезнь, и он не может пользоваться левой рукой.

 

Пророк Мухаммад ﷺ запретил держать свой орган правой рукой.

Во время совершения истинджа, вместо омывания водой, можно сделать лишь протирание. Или так же можно просто помыть водой, не протирая.

 

Относительно этих слов Пророка Мухаммада ﷺ, можно придти к выводу, что очиститься можно лишь протиранием:

 

«Если кто-то из вас справит нужду, то пусть возмет с собой три кусочка камня и очиститься ими. Этого будет достаточно для него».

 

Так же можно очиститься с помощью подмывания водой.

 

Передал сподвижник Анас, радиаллаху анху:

 

«Когда Пророк Мухаммад  выходил справить свою нужду, я и один из числа ансаров приносили ему посуду с водой. И он очищался, совершая истинджа этой водой».

 

Самым правильным, во время совершения истинджа будет очищение протиранием, а затем подмыванием водой. По словам Абу Аюба,  Джабира ибн Абдуллаха, Анаса ибн Малика и по словам ансаров, радиаллаху анхум, в Священном Коране, в суре Тауба Всевышний Аллах хвалит жителей местности Куба:

 

«Там есть люди, которые любят очищение. Всевышний Аллах любит очищающихся, держащих себя в чистоте».

 

Когда ниспослали этот аят, Пророк Мухаммад ﷺ спросил:

 

- О ансары! Всевышний Аллах похвалил вас, относительно вашего очищения, омовения. Какая это чистота?». Они ответили: «О Посланник Аллаха! Для намаза мы совершаем омовения, а для очищения от состояния джунуба, мы совершаем гусль.

 

Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

 

- Есть ли у вас еще какие-то дополнительные деяния, которые вы совершаете?.

 

Они ответили:

 

- Нет, кроме этого нет других деяний. Но мы любим очищаться после справления нужды, подмываясь водой.

 

Тогда Пророк ﷺ сказал:

 

- Это и есть деяние, которое восхваляет Всевышний Аллах. Будьте верны этому деянию.

 

После справления большой нужды, если эта наджаса (нечистота) не  выйдет за границы места выхода, то это будет истинджа и очиститься можно будет с помощью воды или же подтеревшись камнями. Если эта наджаса выйдет за границы места выхода и будет жидкой, тогда это не будет истинджа. То есть очиститься, только протерев здесь не получится. Обязательно  надо будет очиститься, промыв водой, потому что это относиться к темам очищение от наджасы. Здесь не подойдет очиститься только протерев камнями или туалетной бумагой. Если наджаса будет жидкой, либо в твердом виде будет в весе больше четырех грамм, примерно, тогда обязанностью, очиститься от такой наджасы, будет с помощью воды. Сунной считается совершать истинджа чистыми камнями. Нельзя делать истинджа неровными камнями, как бетон и тому подобное, а также нельзя совершать гладкими камнями, как керамика.

 

Совершающий истинджа, должен полностью избавиться от неприятных запахов. И когда он сидит и очищается, должен сидеть расслабившись полностью, только если не во время поста, так как у нас, по ханафитскому мазхабу считается, что пост нарушится, если попадет вода внутрь прямой кишки при вставании и сжатии отверстия, или с помощью пальца при подмывании. Если он постится, то он не должен сидеть раслабленным, а должен с предельной осторожностью подмываться, не нарушив пост. Постящийся человек, после совершения истинджа водой, должен полностью высушить это место.

 

Еще один хукм (решение, положение) для людей, которые много сомневаются, для того, чтобы прогнать наущения после совершения истинджа надо побрызгать водой на свой половой орган.

 

Передает Хакм ибн Суфьян:

 

«Когда Пророк Мухаммад  брал истинджа, он брал в руки воду и брызгал на орган».

 

Считается обязательным побрызгать водой, если он сомневается сразу после совершения истинджа. Если же спустя некоторое время он заметит, что остатки наджасы вышли, то он должен будет обновить свое омовение. Относительно этого вопроса, мы должны быть осторожными и внимательными. И будет правильнее предостеречься подложив кусок какой-нибудь ткани или что-то другое.

 

Нельзя раскрывать свой аурат перед другими, совершая истинджа. Это деяние считается запрещенным. Этот поступок может привести к омерзительности, поэтому нельзя совершать грех, пытаясь совершить установленную сунну. Если же нет возможности уединиться, скрыться от посторонних глаз, то следует совершить истинджа пытаясь максимально скрыть свой аурат. Если будет ситуация, что нет никакой такой возможности, тогда можно совершать намаз, не сделав истинджа. Намаз будет считаться правильным. Если конечно размер наджасы, не будет больше определенной нормы, о которой мы упомянули выше.

 

Передает имам Ахмад от ибн Аббаса (р.а.), что Пророк Мухаммад ﷺ  попросил прикрыть его, когда он совершал очищение. Отсюда мы видим, что мы можем делать истинджа попросив кого-то прикрыть нас.

 

Если два человека будут одновременно справлять  большую нужду, то они должны сидеть не смотря друг на друга, спинами. Если наджаса будет твердой, и в весе превысит четыре грамма, или в жидком виде будет с размером больше ста тенге, примерно. А также если будут предметы, которые могут помочь очиститься, но для этого надо будет открыть свой аурат перед посторонними глазами, то человек должен найти какой-нибудь выход, чтобы очиститься, при этом не показывая свой аурат  другим. Должен по возможности защититься от этого деяния, которое нам запретил Всевышний Аллах. Если наджаса не достигнет обьема, о котором мы говорили выше, то можно совершать намаз не очищаясь. Потому что нечистота, которая находится прямо на месте выхода, не считается. Если нет никакой возможности очиститься от жидкой наджасы, скрывая свой аурат от посторонних глаз, то человек вынужденно должен оставит это деяние и читать  намаз в таком виде. Но не при каких условиях не должен открывать свой аурат перед посторонними.

 

При входе в туалет должны входить с левой ноги, читая дуа перед входом, которое мы указывали выше. Когда сидим, мы должны опираться на левую ногу. Это самый легкий путь избавления от наджасы внутри нас. Сидеть надо раздвинув две ноги, и если в этом нет надобности, то не разговаривать. Считается макрух-тахрим, то есть ближе к хараму сидеть спиной в сторону киблы.

 

В хадисе переданном от Абу Аюба аль Ансари, Пророк Мухаммад ﷺ говорит:

 

«Если кто-то из вас выйдет справить свою нужды, то не сидите ни передом, ни задом к кибле. Сидите либо левой стороной, либо правой».

 

Этот запрет относиться ко всем отдаленым местам, пусть даже они будут в каком-то здании и т.д.

 

Деяние, совершенное  Пророком  Мухаммадом ﷺ является доказательством в вопросах про отдаленные места в зданиях. В хадисе переданном от Джабира ибн Абдуллаха, в книге «Сунан», Пророк Мухаммад ﷺ запретил справять нужду, находясь в направлении киблы:

 

«Когда я видел Пророка Мухаммада    за год до его смерти, то он сидел, смотря влево».

 

Если же человек сидит в каком-то здании, то это будет считаться «узр» (оправдание), то есть дозволенным. Так же нельзя держать для справления нужд маленького ребенка в направлении киблы - это действие будет макрухом. Так же считается макрухом сидеть в направлении ветра. Потому что ветер может поднять наджасу и тем самым загрязнить нас. Относится к макруху-тахрим справлять свою нужду в стоячую воду, также в колодец, в реку, в тени или на дороге, либо в норы каких-то животных, так как это все может стать причиной попадания под проклятия.

 

В хадисе переданном от Абу Хурайры (р.а), Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

 

- Остерегайтесь двух деяний, которые вызывают гнев Аллаха.

 

Тогда сахабы спросили:

 

- О Посланник Аллаха, какие это два деяния?,

 

Пророк ﷺ ответил:

 

- Справление нужды в тени, либо в местах, где проходят люди.

 

В туалет нельзя заносить с собой Коран, аяты Корана. Если же вы находитесь в чужом месте, и есть риск, что их украдут, то надо завернуть их во что-то.

 

Передает Анас ибн Малик (р.а.), когда Пророк Мухаммад ﷺ заходил в туалет, то он снимал свое кольцо.  Потому что его кольцо было его печатью, и на нем была надпись «Мухаммад – Посланник Аллаха».

 

Так же считаются макрухом следующие действия:

- поминать Всевышнего Аллаха;

 

- если чихает, то он не говорит «Альхамдулиллях» (вся хвала Аллаху);

 

- если кто-то чихает, то ему нельзя говорить чихающему «Йархамукаллах» (помилует тебя Аллах);

 

- не может ответить на приветствие; так же нельзя смотреть на свои места аурат;

 

- нельзя плевать; нельзя сидеть, оглядываясь по сторонам;

 

- нельзя сидеть играясь, рассматривать свое тело;

 

- нельзя сидеть смотря вверх и нельзя сидеть долгое время без причины, потому что это может вызвать болезнь геморой. Выходя из туалета, надо выходить правой ногой.

 

После того как выйдешь, надо произнести дуа, которому нас научил Пророк Мухаммад ﷺ :

 

«Хвала Аллаху, который избавил меня от вредных вещей и дал здравие моему телу».

 

В других риваятах (сообщениях):

 

«Хвала Аллаху, который убрал все вредные вещи с моего организма, и оставил во мне полезное».

 

Да одарит нас Аллах Своей Милостью, выполнять эти деяния! Пусть Всевышний сделает нас из числа чистых и любимых рабов Аллаха и дарует нам всем полезные знаниия! Аминь!

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi