24 урок - Акыда ат-Тахавийя (на русском языке)
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:46
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:55 07:19 11:54 14:41 16:23 17:46
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Джумада-сани 1446
Григорианский
22 декабря 2024

Циклы уроков

24 урок

24 урок

22 урок

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 2-3 раза в месяц
8 мая 2020 7 195 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия  |  Озвучивает: устаз Тимур Аль-Ханафи


Ин шаа Аллах, по воле Всевышнего Аллаха, продолжаем дальше уроки, посвященные акыде по тексту имама Абу Джафара ат-Тахави рахимахуллах. На прошлом уроке мы прошли слова имама Абу Джафара ат-Тахави (р.а.) относительно видения Всевышнего Аллаха. Затем мы остановились на том, какими в целом должны быть убеждения у мусульманина относительно видения Всевышнего Аллаха.

 

Для начала снова прочитаем слова имама Абу Джафара Ат-Тахави (р.а.) по этой теме. Имам Абу Тахави (р.а.) говорит: «Явно, что обитатели Рая увидят Всевышнего Аллаха. Но, это произойдет без какого-либо образа. Как сказано в книге Всевышнего:

 

«Лица [счастливых людей] в тот день будут сиять и взирать на Господа своего». (75:22-23).

 

«Так же, это такие вопросы, которые человек не может сам понять и обдумать своим разумом. И если человек не оставит это на Аллаха, и на Пророка (ﷺ), то он не сможет сохранить свою религию».

 

То есть отсюда мы видим, что Всевышний Аллах в самом Священном Коране указал о том, что обитатели Рая увидят Всевышнего Аллаха. Мы не должны менять смыслы из Священного Корана и из хадисов Пророка (ﷺ) о видении Всевышнего Аллаха, на другой смысл. А также не можем сравнивать это видение, с нашим обычным повседневным видением. Тот человек, который будет полагаться на Всевышнего Аллаха в вопросах религии, в тех вопросах на которые он не знает ответа, может спастись от неверия.

 

Затем Имам Абу Джафар Ат-Тахави (р.а.) отдельно останавливается на тех моментах, в которые должен уверовать каждый мусульманин, относительно видения Всевышнего Аллаха. Имам Абу Джафар Ат-Тахави (р.а.) говорит: «Продвижение Ислама стоит уверенно лишь благодаря полному повиновению». То есть для того, чтобы у человека была крепкая религия, он должен повиноваться Всевышнему Аллаху, а также полагаться на Аллаха в любых вопросах. И если человек захочет познать то, что ему запрещено, то это будет препятствовать пониманию им истинного таухида. Относительно этого вопроса Имам Аль Бабирти (р.а.) говорит:

 

«Имам Абу Джафар Ат-Тахави в вопросах муташаббихат аятов и хадисов, принял мазхаб саляфов. Это обозначает не разбирать смыслы самостаятельно, а оставить смысл Всевышнему Аллаху. И это правильное утверждение. Так как если в каком-то слове есть смысл, который приходит тебе в голову сразу же, после того как ты услышал, затем есть еще более сильное доказательство, где сказано, что это слово имеет другой смысл или цель, тогда мы должны понимать, что некоторые слова в этих аятах, могут быть в переносном смысле».

 

Например, в Священном Коране Всевышний Аллах говорит:

 

«Милостивый вознесся на трон» (20:5).

 

Сделал «истауа». У этого слова есть множество значений. Утвердился, сел и т.д. Это прямое значение. Но если придет более сильное доказательство, где мы поймем, что нельзя использовать этот смысл этого слова. Например, в Священном Коране Всевышний Аллах сказал:

 

«Нет никого подобного Ему» (42:11)

 

а также есть множество хадисов Пророка Мухаммада (ﷺ), где также отмечен этот момент. И имамы, основываясь на этих аятах и хадисах сказали, что Всевышний Аллах пречист от места и времени. Отсюда мы пониманием, что слово «истауа» в этом аяте, и сам этот аят не дает смысла слова «сел». А теперь если мы возьмем другое слово, среди переносных значений, и для того чтобы утвердить, что это слово имеет именно это значение, нам требуется сильное доказательство. Эти доказательства не 100 %. И даже если мы возьмем какой-либо смысл, это не будет окончательным решением. В науке есть такие слова «уахм», «шак».

 

«Шак» это то что может быть и не может быть. И если у вас есть какое-либо доказательство, которое может доказать достоверность на 60 - 70 %, то это слово перейдет на уровень «зон». А если будут 100 % доказательства, то это будет «ильм». В акыде именно такое деление. Например, Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

 

«Прелюбодея и прелюбодейку ударьте сто раз плетью». (24:2)

 

Здесь явно сказано, что надо ударить плетью. Так же в Священном Коране Всевышний Аллах сказал относительно омовения, сделать масх на голову. Ученые в значении этих слов разделили на несколько мазхабов. Одни ученые сказали, что достаточно сделать масх на ¼ часть головы, это наши имамы. Одни имамы сказли что будет достаточно сделать масх на 6-7 волосинок. Имам Малик сказал, что здесь сказано делать масх полностью на всю голову. В этом случае мнение имама Абу Ханифы может иметь 100 %?  А мнения имама Аш-Шафии и имама Малика? Нет. Поэтому ученые отнесли это вопрос к категории «зон». Так как здесь нет 100 % истинного мнения.

 

Также в Священном Коране Всевышний Аллах сказал омывать руки до локтей. Теперь вопрос, входит ли в эту часть сами локти?  Имам Зуфар сказал, что не входит, другие же сказали, что входит. Теперь, доказательство на то, что локти включительно - 100 %? Нет. Но если же доказательство является 100 %, и человек не соглашается с этим, то человек ошибается.

 

Например, Всевышний Аллах сказал, чтобы мы остерегались алкоголя, харамных поступков которые от дьявола и т.д. То есть на 100 % обозначает что это - харам. И никто не может прийти, и поспорить с этим. Так как на это есть 100 % доказательства. Так же и в словах, «Милостивый истауа аляль арш». Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: «Садитесь на них верхом», относительно животных. То есть здесь один смысл сесть, а другой смысл утвердиться. Всевышний Аллах в Священном Коране относительно корабля Пророка Нуха (а.с.) использует слово «истауа», то есть остановился. А в других аятах Всевышний Аллах говорит, что Он не похож на создания. И, таким образом, слово «истауа» не обозначает смысла «сесть». И вот благодаря второму доказательству, мы поняли, что это слово здесь не используется в прямом его значении. Например, Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

 

«Рука Аллаха – над их руками» (48:10),

 

а в другом аяте Он говорит о том, что Аллах не схож ни с чем. Ученые так же говорят, что Всевышний Аллах пречист от органов тела. Здесь слово «яд» не используется в прямом значении. И таким образом остаются его переносные значения. И здесь нет 100 % какого-то доказательства, какой здесь использован смысл. Теперь Имам Аль Бабирти (р.а.) говорит: «В каких-то определенно точных вопросах, мы не можем делать «зоннии иждихад». А будем делать тауиль. Например, явное доказательство указали на то, что слово «истауа» в Священном Коране, и в хадисах не используется в прямом его значении. Потому что невозможно чтобы Аллах находился в какой-то определённой местности. Теперь, если взять какой-либо другой смысл слова «истауа», то мы не должны делать «тауиль», а оставить его смысл Аллаху. Так же надо быть уверенными в том, что здесь не используется прямой смысл. Такой же хукм, мы используем относительно аятов муташаббихат».

 

Отсюда мы понимаем, что в таких аятах муташаббихат, мы не можем брать в качестве смысла его прямое значение. А если же мы воспримем это в буквальном, в прямом смысле, то тогда, например, относительно слова «истауа», получится что ты указываешь местоположение для Аллаха, а это противоречит вероубеждению. Так же если ты опишешь Всевышнего Аллаха органами тела, это также будет противоречить акыде. То есть остаются другие значения. И если в вопросе какой именно мы должны взять смысл нет 100 % какого-то явного доказательства, то в таком случае мы должны оставить смысл на Аллаха, а также считать, что Аллах пречист от схожести с творениями. Это позиция относительно слов, «истауа», «яд». Позиция – тафуид, которая означает оставлять смысл на Аллаха и считать Всевышнего Аллаха пречистым от схожести с творениями. А также, в аяте, где говорится: «Рука Аллаха», говорить, что «я не знаю, часть тела ли это или нет. Я оставляю это на Аллаха» - так же неправильно. Здесь мы должны быть четко убеждены в том, что у Всевышнего Аллаха нет частей тела, и Он не похож на Создания. Имам Абу Джафар Ат-Тахави (р.а.) здесь говорит об этом.

 

Далее, продолжая свои слова имам Абу Джафар Ат-Тахави (р.а.) говорит:

 

«Если кто-то будет стремится узнать то, что запретно, а также он не будет довольствоватся повиновением, то это может увести его от чистого понимания таухида. И будет он находится между сомнениями и неверием».

 

Здесь Имам Абу Джафар Ат-Тахави (р.а.) говорит о том, что в аятах муташаббих будет правильным придерживаться позиции «тафуид. У ахлю сунна уаль джамаа также относительно этого вопроса есть вторая позиция. Шейх Саид фуда (р.а.) говорит об этом. Позиция тауиль. Когда приходят аяты муташаббихат, берут  переносное значение. Имам Аль Байхаки (р.а.) в своей книге «Аль игтикаду уаль хидая» относительно аятов и хадисов муташаббихат говорит, что существует позиции тафуид и тауиль. Первая позиция - тафуид, означает утверждать, что Всевышний Аллах пречист от схожести с творениями и при этом оставлять смысл Аллаху. А вторая позиция - тауиль, означает выбирать какое-либо другое переносное значение. Некоторые имамы говорят, что следует выбирать позицию тафуид, а некоторые говорят, что в некоторых случаях следует использовать вторую позицию. Например, если Ислам примут обладатели писания. Если посмотреть, то все их книги(Библия) основаны на уподоблении Всевышнего творениям. Вся их акыда основана на этом. В храмах, они рисуют Господа, ангелов и так далее. Теперь, когда этот человек придет к Исламу, он должен избавиться от этого восприятия.

 

Всевышний Аллах говорит в Священном Коране, что в нем есть аяты «мухкамат» - ясные аяты, и аяты «муташаббихат». А также такие аяты есть и в других Священных книгах. И эти иудеи и другие, заблудились именно из-за неправильного восприятия, аятов муташаббихат. Сура «Аль-Бакара» повествует в основном об иудеях, а сура «Аль-Имран» в большинстве говорится о христианах. А также в этой суре повествуются о событиях, которые пережил Иса (а.с.). Поэтому не является случайностью, что о существовании аятов мухкамат и муташаббихат было сказано именно в суре «Аль-Имран», так как именно большинство иудеев заблудились в этих вопросах. Так же в Священном Коране Всевышний Аллах говорит:

 

«Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования». (3:7)

 

Если посмотреть на наших братьев саляфитов, то, по их мнению, совсем нет аятов муташаббихат, относительно качеств Всевышнего Аллаха. Они всё воспринимают в прямом смысле. А когда у них спросишь, что же относится к аятам муташаббихат, то они толком не смогут ответить. Если посмотреть на имамов ахлю сунна уаль джамаа, то все они сказали, что относительно сыфатов Всевышнего Аллаха существуют аяты муташаббихат. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит: «Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования». Если взглянуть на историю нашей религии, то мы увидим, что самой большой фитной были вопросы, касающиеся сыфатов и качеств Всевышнего Аллаха. Братья саляфиты же утверждают то, что аяты мутшаббихат являются такие аяты как «Алиф лям мим» или «Та ха» и так далее. Но если же посмотреть на историю религии Ислам, то были ли какие-либо смуты, относительно этих аятов? Нет. Но Всевышний Аллах сказал, что они следуют аятам муташаббихат, тем самым желая посеять смуту. То есть если посмотреть на историю, то все большие смуты были относительно сыфатов Всевышнего Аллаха. Теперь, если иудей или христианин принял Ислам, но его прошлая акыда была основана на том, чтобы уподоблять Всевышнего Творениям, то что бы он снова не начал воспринимать через призму своей прошлой акыды, наши имамы говорят, чтобы при чтении аятов муташаббихат нам следует использовать тауиль. То есть аятам муташаббихат даем какой-то определенный смысл.

 

Так же у нас есть аяты мухкамат, которые мы должны для себя утвердить, как правила. Если мы это сделаем, то Ин шаа Аллх мы не заблудимся. В целом, в любом знании есть правила. И если ты закрепишь в своей голове эти правила, то у тебя далее не будет проблем. Некоторые, кто не понял важность этих правил могут заблудиться, а также обвинить того, кто говорит эти правила в том, что он переворачивает смысл аятов Корана. Например, в русском языке есть множество правил, одно из них: во многих словах пишется «го», но при чтении оно так не читается, цифра «Двадцать четвертого» пишется так, но при прочтении прочитываем по-другому – окончание «во». Человек, знающий это правило не ошибется. И прочитает «Двадцать четвертово». Так же есть какие-либо определенные правила и в казахском языке. Теперь, если вы человек, знающий правила русского языка, прочтете «Двадцать четвертоВО», то человек не знающий этих правил скажет тебе: «СубханАллах, ты искажаешь русский язык». Почему? Потому что он не понял правила.

 

Теперь если привести пример из религии. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает». Из этого аята ученые трактуют, что если человек совершит тяжкий грех ширк, то Всевышний Аллах ему не простит. А если же он не был неверующим, но совершил малый грех и умер в таком состоянии, то будет Воля Аллаха. Если Он пожелает, то простит, а если пожелает, то накажет. Но он не останется в Аду навечно. На это есть множество доказательств. Так же Всевышний Аллах сказал:

 

«Выведите из огня тех, у кого в сердце было веры с горчичное зёрнышко». (Бухари 7510, Муслим 193)

 

Поэтому в Исламе были основаны правила. Мы не можем считать неверующим человека, совершившего грех. Теперь в хадисе Пророка (ﷺ) говорится:

 

«Не отрекайтесь от ваших отцов! А кто отрекся от своего отца, пусть знает, что это – неверие».

 

Теперь, как в этом хадисе мы должны понимать слово «неверие», если у нас есть определенное правило, что если человек совершит грех, то он не будет считаться неверующим. Так как у нас в голове есть это правило, то мы не будем считать, что этот человек, совершивший грех, вышел из религии. Например, человек совершавший прелюбодеяния умер в таком состоянии, разве мы признаем его неверным? Нет. Мы будем знать, что этот человек является грешным мусульманином. Ему будет читаться джаназа. Например, в хадисе Пророка (ﷺ) говорится:

 

«Тот, кто обманет людей, он не из нас».

 

Не из нас, это обозначает не из числа мусульман. И если какой-либо человек обманет кого-то на весах, то можем ли мы его обвинить в неверии и утверждать, что он не мусульманин? Нет. Почему? Потому что в нашей голове утверждено основное правило. Что если человек совершил малые грехи, то он не является неверным. Например, Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:

 

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь». (3:97)

 

Теперь, есть ли люди, которые не совершают хадж несмотря на то, что их состояние позволяет? Да, есть. Теперь далее в аяте Всевышний Аллах говорит:

 

«Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах». (3:97)

 

Теперь, основываясь на этом аяте, того человека, который не совершил хадж можем ли мы обвинить в неверии? Нет. Человека, не совершающего намаз мы не называем неверующим, так почему же человека, не совершившего хадж мы назовем неверующим? Этот человек не является неверующим, но он грешник. Если Всевышний Аллах пожелает, то он может его наказать. То есть нет такого понятия, что мусульманин не может попасть в Ад. Но мусульманин не будет навечно оставаться в Аду. Поэтому читая аяты из Священного Корана и хадисы, мы в первую очередь должны утвердить эти правила в своей голове, и лишь потом мы будем правильно понимать эти смыслы. Эти правила являются мухкам. То есть, если ты не будешь учитывать это правило, то ты будешь всех грешников обвинять в неверии. В итоге станешь хариджитом. В этом и есть проблема хариджитов. Они читают слово неверующий, и воспринимают все эти в буквальном в прямом смысле. Но если же мы будем каждое слово о неверии воспринимать в прямом смысле, то можно вывести из религии очень большое количество людей. Но ахлю сунна уаль джамаа говорят, что совершив грех, человек не выходит из религии. И для этого утверждения, у нас есть правило. И когда ты утвердишь это правило в своей голове, тогда ты будешь правильно понимать все аяты и хадисы.

 

Сегодня был такой случай. Один парень, прочитав хадис, что человек совершивший прелюбодеяние станет неверующим. И у него появились проблемы, мысли в голове «что если я умру, будучи неверующим?». Если человек не будет пользоваться правилом, и будет воспринимать эти слова в прямом смысле, то он заблудится, помимо этого, он будет обвинять других в том, что они искажают смысл. В хадисе кудси говорится: «Осмотритесь, и если найдете кого-нибудь, в чьем сердце есть вера размером с горчичное зернышко, то выведите его из Ада». То есть он мусульманин. Какой бы он грех не совершил, он будет мусульманином. Только учитывая то, что он признает, что есть халяль а что харам. Если же он будет утверждать обратное, то он искажает религию. Человек, совершающий этот грех не является неверующим. И человек, который не утвердил для себя это правило, будет так же обвинять и вас, в том же вы искажаете религию.

 

Так же и в понимании аятов и хадисов есть правила. Аяты мухкамат. То есть в Священном Коране Всевышний Аллах сам говорит, что есть аяты мухкамат и аяты муташаббихат. Мухкамат - это аяты явные, с ясным значением. И для начала мы должны утвердить понимание именно этих ясных аятов. А затем понимать аяты муташаббихат. Поэтому и у многих братьев, кто не утвердил для себя в голове как правило аяты мухкамат, являются заблудшими. Если же ты начнешь таким объяснять, что для того чтобы понять аяты муташаббихат, они сначала должны в своей голове утвердить аяты мухкамат, то эти люди начинают обвинять тебя в искажении религии.

 

Какие именно аяты являются мухкамат, а какие муташаббихат Ин шаа Аллах мы рассмотрим на следующем уроке. И в конце своих слов, хотелось бы рассказать одну историю. Всевышний Аллах сказал о том, что алкоголь является харамом, мясо свиньи является харамом. В другом аяте Священного Корана Всевышний Аллах говорит:

 

«На тех, которые уверовали и вершат добрые дела, нет греха за то, что они ели». (5:93)

 

И если придет человек и скажет вам что можно есть свинину, употреблять алкоголь? Получается этот человек привязался к аятам муташаббихат, когда есть другие ясные аяты мухкамат. Этот аят муташаббихат мы должны понимать с помощью аятов мухкамат. Утверждение правил, понимание аятов мухкамат является очень важной вещью в нашей религии. В любой сфере, если человек не будет руководствоваться основными правилами, то он будет заблуждаться, читая другие аяты и хадисы. Такой человек в этом случае, может стать членом заблудшего течения.

 

Ин шаа Аллах, на следующем уроке мы разберем какими являются аяты мухкамат и аяты муташаббихат. Пусть Всевышний примет все наши благие деяния и дуа и дарует нам полезные знания.

 

25 урок

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi