Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
21. Сура «Аль-Кахф»: 23-24 аят. Ин ша Аллах: значение и важность
После того как посланник Аллаха ﷺ начал свой призыв к Исламу в Мекке, язычники решили отправить ан-Надра ибн аль-Хариса и 'Укбу ибн абу Му'айта в Ясриб, (это старое название города Медина), для того чтобы узнать у проживавших там иудеев о том действительно ли Мухамамад является пророком. Посылая своих делегатов Курайшиты сказали: «Спросите у раввинов о Мухаммаде. Опишите его им и поведайте, о чем он говорит. Они - обладатели писания, у них есть знания о прежних пророках, которыми мы не обладаем».
Добравшись до Ясриба, Мекканские делегаты встретились с местными раввинами и после разговора о пророкеﷺ, иудеи, недолго думая, дали такой совет: «Задайте Мухаммаду три вопроса. Если он ответит на них, то значит он действительно божий посланец. Так как ответ на эти вопросы может знать, только пророк. А если не ответит, то он самозванец. Спросите его о юношах, которые были в прошлых поколениях, что с ними стало? Их история удивительна (имеется ввиду юноши из пещеры); спросите его о человеке, который обошел все земли от востока до запада (Зу-ль-Карнайн); и спросите его также о душе, что это?».
Вернувшись в Мекку, ан-Надр и 'Укба созвали Курайшитов и сообщили о предложении раввинов. Язычники отправились к Посланнику Аллаха ﷺ чтобы задать ему вышеперечисленные вопросы. При этом они добавили: «Мухаммад, если ты ответишь на них, то мы последует за тобой». Пророк ﷺ обрадовался, посчитав, что наконец-то Мекканцы станут мусульманами. Пологая, что Аллах ниспошлет аяты в качестве ответа на эти вопросы он сказал им: «Приходите завтра, я дам вам ответ», однако не произнес – ин ша Аллах, если пожелает Аллах! На следующий день ангел Джибраиль не пришел с откровением. Откровения не было и в последующие дни. Люди стали злорадствовать и смеяться над Пророком ﷺ. Кто-то даже с издевкой говорил: «ну что, твои шайтаны покинули тебя?». Пророк ﷺ был огорчен. Курайшиты праздновали победу и лишь через пятнадцать дней, по воле Всевышнего, Джибраиль мир ему, спустился с сурой «аль-Кахф» – Пещера, в которой содержится история о юношах-обитателей пещеры и Зу-ль-Карнайне, а также был ниспослан аят из суры «аль-Исра», в котором дан ответ касательно души.
Помимо этого, Всевышний Аллах, в суре «аль-Кахф» сообщил Пророку о причине, столь долгого отсутствия откровения. Об этом говорится в следующих аятах:
وَلَا تَقُولَنَّ لِشَيْءٍ إِنِّي فَاعِلٌ ذَلِكَ غَداً . إِلَّا أَن يَشَاءَ اللَّهُ وَاذْكُر رَّبَّكَ إِذَا نَسِيتَ وَقُلْ عَسَى أَن يَهْدِيَنِ رَبِّي لِأَقْرَبَ مِنْ هَذَا رَشَداً
«И никогда не говори: «Я сделаю это завтра». Если только этого не пожелает Аллах! Если же ты забыл, то помяни своего Господа и скажи: «Быть может, Господь мой поведет меня более правильным путем». (Сура «аль-Кахф», 23-24).
Всевышний Аллах предупредил пророка, о том, что при разговоре о будущем нужно говорить «ин ша Аллах» (если пожелает Аллах), так как будущее подвластно Аллаху, и мы не знаем, что нас ожидает впереди. Мы можем строить планы на будущее, мы можем все тщательно приготовить для реализации желаемого, но, если Аллах этого не пожелает и не даст возможность осуществить задуманное нами, мы ничего не сможем сделать.
Поэтому если, к примеру ты собираешься на встречу с друзьями, то важно сказать: «Ин ша Аллах, я встречусь с друзьями». Эту фразу не обязательно произносить на арабском, можно сказать в переводе на своем языке, например: «Если на то будет воля Аллаха». Конечно, произношение «Ин ша Аллах», не дает гарантий на то, что мы сможем сделать запланированные дела. Аллаху лучше ведомо в чем содержится для нас благо. Однако, произносящий слова «Ин ша Аллах» мусульманин, полностью уповает на Аллаха и признает, что его воля ограничена, а воля Творца не имеет преград.
Вместе с этим произносить «ин ша Аллах» порицается в следующих случаях:
- Если человек намерен совершить что-то запретное, противозаконное. Например, нельзя говорить: «Если пожелает Аллах, я куплю сигареты».
- При совершении дуа. Наши мольбы должны содержать настойчивость и упорство. Поэтому нельзя говорить: «О Аллах даруй мне или прости меня если пожелаешь».
- Если человек говорит о том, чего делать не собирается. Порой человек произносит «Ин ша Аллах», ради того, чтобы избавиться от собеседника. Когда его спрашивают: «Ты придешь?» Он отвечает: «Да, приду, ин ша Аллах». Но на самом деле он не собирается исполнять обещание, а лишь хочет уклониться. Но если человек не может что-то сделать в силу каких-либо обстоятельств, то произношение фразы «Ин ша Аллах» не порицается.