Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Тимур Аль-Ханафи
Ин шаа Аллах, по Воле Всевышнего Аллаха, продолжаем дальше уроки посвященные акыде по тексту имама Абу Джафара ат-Тахави рахимахуллах. На прошлом уроке мы прошли слова имама Абу Джафара ат-Тахави (р.а.): «Воистину, Священный Коран – Речь Аллаха. Эта речь вышла без какого-либо образа, в виде слов». И на прошлом уроке, мы прошли истинное значение слова «Калям». Что такое слово «Калям»? Что такое слово? Слово это то, что состоит и букв и звуков, не так ли? Мы рассмотрели эти вопросы. А так же, на прошлом уроке мы прошли, что мутазаллиты считают, что слова, должны обязательно состоять из букв, звуков. И невозможно, чтобы звуки, буквы были «кадим», безначальными. Тогда, у Всевышнего Аллаха нет сыфата «Калям». И то, что Он хочет передать, Аллах передает через слова, звуки, буквы и т. д. Именно такого мнения придерживаются мутазаллиты. Второе мнение, является мнением, которого придерживаются братья, назвающие себя саляфитами. По их мнению, слова обязательно состоят из букв, звуков и т. д. И слова не могут быть беззначальными, они не являются таковыми. Поэтому, сыфат Всевышнего Аллаха «Калям», хоть и является «Кадим», то есть безначальный, но все же отдельные Его слова являются «Хадис», то есть у них есть начало.
Ученые ахлю сунна уаль джамаа сказали, что у Всевышнего Аллаха есть сыфат «Калям», Аллах – Говорящий, Священный Коран – это слова Аллаха. Слова Всевышнего Аллаха не состоят из звуков и букв. Каждое слово Всевышнего Аллаха - безначально. Таково мнение ахлю сунна уаль джамаа. Об этом так же сказал имам Абу Ханифа (р.а.) в книге «Фикхуль Акбар».
На прошлом уроке мы объяснили что такое «Калям». Относительно человека это то, что находится у него в уме. И он может донести это с помощью языка, либо написать на бумаге, либо выразить жестами. Вообще, слова это то, что находится в уме, а говорить, писать, показывать жестами это то, с помощью чего мы выражаем слова. Как мы и сказали на прошлом уроке, если немой человек выразил вам свои мысли с помощью жестов, то мы скажем , что это слова немого. И другой, не понимающий человек задаст вопрос «Что он говорит?». И под словом «говорит» мы подразумеваем его мысли, то что у него в уме. Например если маленький ребенок попросит что-то у вас, то он протянет к вам руку. Если у него что-то болит или он голоден, то он будет плакать. И этот его плачь, так же являются его словами. Голос, звуки это лишь один из способов донести слова. Например по радио передается голос, но мы не говорим что радио разговаривает. Так же, если передать жесты немого, какому-нибудь роботу, и он будет повторять эти движения, то мы не скажем, что это робот сказал. Потому что это не то, что находится у него в уме. Как говорил арабский поэт:
«Поистине, слова это то, что находится на сердце. А язык, это средство, которое показывает то, что на сердце».
Так же на прошлом уроке мы привели пример: если вы захотите что-то сказать кому-либо, но по каким-то определенном причинам вы не смогли этого сделать и затем, спустя 10 лет у вас все таки получилось, донести эти слова. Эти слова у вас появились 10 лет назад. То есть есть слова, и есть донесение слов. И это две разных вещи.
Сыфат Всевышнего Аллаха «Калям» - Вечный. Каждый сыфат Аллаха не является Созданым. Значит и сыфат «Калям» не является Созданием. А звуки, голос - это то, у чего есть конец. А если у чего-то есть то, что было до него, то это не «Кадим», то есть не безначальный. Например Всевышний Аллах «Кадим» - Безначальный. Поэтому Абу Ханифа (р.а.) сказал: «Всевышний Аллах разговаривает, но не при помощи букв, звука и т. д.»
Теперь остановимся на вопросе, есть ли доказательство из Священного Корана, относительно сыфата «Калям». Всевышний Аллах сказал в Священном Коране, что не обязательно, чтобы «Калям» состоял из звуков и букв. Всевышний Аллах в Священном Коране, в суре «Муджадила»,
«Разве ты не видел тех, кому были запрещены тайные беседы. Они возвращаются к тому, что было им запрещено, и тайно переговариваются о грехах, вражде и неповиновении Посланнику. Когда они приходят к тебе, то приветствуют тебя не так, как приветствует тебя Аллах, говоря в душе».
Здесь Всевышний Аллах говорит, они говорят про себя, в душе. То есть их слова здесь не являются звуками, голосом, но Аллах говорит что говорят про себя. Так же и когда вы говорите, я сказал эти слова про себя. То это не те слова, которые вы донесли при помощи звука, или голоса. Но это слова, которые вы произнесли про себя, внутри. Так же, в Священном Коране Всевышний Аллах говорит в суре «Юсуф», Юсуф алейхиссалям совершит маневр, и оставит своего брата рядом с собой. Когда братья Юсуфа (а.с.) во второй раз пойдут в Египет, они поведут с собой Беньямина. В законе этой страны было, что если кто-то украдет чью-то вещь, то он будет рабом того человека, у кого украл. Таким образом, как сказал Всевышний Аллах в Священном Коране, предал своего брата. Затем, когда братья Юсуфа (а.с.) соберутся в дорогу, их караван обвинят в воровстве. Когда они спросят, почему их обвинили в таком деле, им ответят что пропала вещь принадлежащая их начальнику и, затем, они станут проверять их вещи. Во время проверки украденное обнаружат в вещах Беньямина. Тогда братья Юсуфа (а.с.) скажут: «Он ворует не впервые. До этого, так же совершал воровство и его брат». Таким образом, они обвинят Юсуфа (а.с.) в воровстве. Теперь, в основе, нет четких доказательств их словам. В некоторых риваятах говорится, что он, зайдя к своим родственникам увидит идолов, затем украдет их, и сломает. И они обвинят Юсуфа (а.с.) в воровстве. Но эти риваяты не достоверные. Соответственно, его оклеветали. И что ответил на это Юсуф (а.с.)? Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
«Однако Юсуф скрыл это в себе и не разъяснил им, а только про себя подумал: "Ваше положение ещё хуже, Аллах очень хорошо знает то, что вы говорите».
Юсуф не высказал эти слова им в лицо. Всевышний Аллах говорит, что Юсуф скрыл это в себе, но сказал. Но эти слова, были его внутренними словами. Всевышний Аллах в Священном Коране так же, передал нам слова Закария: «О Закарийа (Захария)! Воистину, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которому Йахйа (Иоанн). Мы не создавали прежде никого с таким именем (или никого подобного ему)». «Он сказал: "Господи! Как может быть у меня мальчик, если моя жена бесплодна, а я уже достиг преклонного возраста?». И здесь, Всевышний Аллах говорит о том, что для Него ничего не стоит подарить сына своему Рабу. Это для нас, для того чтобы иметь детей, надо сперва создать семью, затем должны быть созданы условия для зачатия и т. д. То есть должны быть причины. Но Всевышний Аллах не нуждается в этих причинах. Всевышний Аллах, породил Ису алейхиссалям от Маряьм алейхиссалям, не воссоеденяя ее с мужчиной. То есть Всевышний Аллах породил внутри нее ребенка. Создал Адама алейхиссалям из земли. Так же и здесь, Всевышний Аллах подарил ребенка Закарие (а.с.), даже не смотря на то, что он находился в старческом периоде своей жизни. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит, о том, что это ничего не стоит для него:
«Это для Меня легко, ведь прежде Я сотворил тебя самого, хотя тебя вообще не было».
Затем Закария (а.с.) сказал: «Он сказал: "Господи! Назначь для меня знамение". Он сказал: "Знамением для тебя станет то, что ты не будешь говорить с людьми в течение трех ночей, будучи в полном здравии". И здесь, Всевышний Аллах говорит, что жесты являются словами. Например, если вы увидите кого-то, то вы поднимете руки, и что будет это значить? Это будет значить как приветствие. И этот жест, не стоит из звуков и голоса. Об этом нам говорит Всевышний Аллах.
Если посмотреть хадисы Пророка Мухаммада (ﷺ), один из которых передал нам имам Ат-Табарани (р.а.), об истории принятия Ислама сахабом Сальманом аль-Фариси. В этом хадисе употребляется слово «Хаддас ту нафси», что в переводе с арабского означает «сказал самому себе». Так же ученые говорят, что «хадисун нафс» это не размышление, а то что человек говорит сам себе. Далее, он рассказывает о встрече с Пророком Мухаммадом (ﷺ), о том как он увидел его печать. И здесь так же употребляет слова, сказал про себя. Этот хадис передал имам Табарани (р.а.) в книге «Аль мауджа муль кабир». Так же есть хадис о том, как мухаджиры и ансары собрались на сакифе, после смерти Пророка (ﷺ) и решали кто будет халифом. Ибн Аббас (р.а.) передал слова от Умара (р.а.): «Умар сказал: «Когда ансары закончили свои слова. Я пожелал произнести речь, и подготовил ее». И эта речь была у него в голове. «Я хотел сказать это до слов Абу Бакра, но он приказал мне помолчать. И для того, чтобы не разозлить его, я уступил речь Абу Бакру". Здесь решался вопрос, кто достоин стать халифом. Ансары говорили, что они заслуживают, так как они были рядом с Пророком когда ему было тяжело, и помогли ему переселиться из Мекки в Медину, и здесь распространили религию. Некоторые сказали то мухаджиры заслуживают быть халифами». В основе, пусть и нет прямых слов от Пророка Мухаммада (ﷺ) о том, что Абу Бакр (р.а.) заслуживает быть халифом, но есть обстоятельства, которые указывали на это. Когда Пророк Мухаммад (ﷺ) заболел, вместо него должность имама была передана Абу Бакру (р.а.). Так же в хадисах, которые передаются от Бухари, Муслима, говориться о женщине, которая пришла и задала вопрос: «кому я могу обратиться с вопросом когда тебя не будет?». Пророк (ﷺ) ответил, что она может обратиться к Абу Бакру. Соответственно, есть косвенные доказательства тому, что Абу Бакр (р.а.) заслуживает быть халифом. И именно это стало причиной, что некоторые сахабы поняли - Абу Бакр (р.а.) должен быть халифом.
Далее, «Абу Бакр начал говорить, и его слова были мягче тех слов, о которых я думал. Он в точности и даже еще краше передал все слова, о которых я думал».
Этот хадис передает имам Бухари (р.а.) в книге «Китабуль худуд». Здесь доказательством на фразу «хадисун нафс», являются слова Умара (р.а.). То есть слова могут быть на уме у человека, пусть даже они не вышли из уст. Так же приходит в «Муснад абиаля» еще одно доказательство относительно Усмана ибн Аффана (р.а.) говорит, что Мухаммад ибн Саад сказал:
«Когда я увидел Усмана ибн Аффана в мечети то оказал ему приветствие. Усмана видел меня, но не ответил на мое приветствие. Я пришел к Умару (р.а.), и рассказал ему об этой ситуации. Тогда Умар (р.а.), позовет Усмана (р.а.), и спросит почему ты не ответил на приветствие своему брату. Усман (р.а.) ответит: «Я не делал этого». Саад скажет обратное. Тогда Усман (р.а.) поклянется что не делал так, на что я так же поклялся. Затем Усман (р.а.) вспомнил эту ситуация, и покаялся. Затем ответил
«Когда ты поприветствовал меня, я разговаривал сам с собой, повторяя слова Пророка Мухаммада (ﷺ). Когда я слышу эти слова, то не вижу ничего».
Данный хадис показывает, что слова могут быть на уме. То есть, по мнению ахлю сунна уаль джамаа, сыфат «Калям» сыфат который был изначально. Он не появился позже, и каждое слово Всевышнего Аллаха является «Кадим».
Теперь есть способ донесения этих слов. Это второй вопрос. Имам Абу Джафар ат-Тахави (р.а.) говорит: «Воистину, Священный Коран – Речь Аллаха. Эта речь вышла без какого-либо образа, в виде слов». Слово «бада» с арабского языка обозначает увиденное, вышедшее. В целом, к тому что имеет какой-то образ, употребляется слово «увидели». Например Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
«Аллаху известно то, что вы показали и скрыли».
Наши братья саляфиты относительно сыфата «Калям» сказали, что началось с Аллаха. То есть, по их мнению в «Калям» Всевышнего Аллаха не каждое слово является «Кадим». Об этом говорит Ибн абиль Аиз - один из тех, кто пропагандировал саляфизм: «Всевышний Аллах может говорить когда пожелает, И он говорит голосом, который можно слышать. Сыфат Аллаха «Калям» - «Кадим», но не каждое слово «Кадим», то есть слова, у которых есть начало». Таким образом, слова мутазаллитов о том, что слова Всевышнего Аллаха «махлюх», и точка зрения саляфитов, о том, что слова Всевышнего Аллаха не «Кадим» - похожи. Но есть разница. Всевышний Аллах по мнению мутазаллитов, свой голос создает в чем-то другом. Например в деревьях, в горах, в камне и т.д. А по мнения саляфитов, Всевышний Аллах создает и вещает голосом из Самого Себя.
Теперь есть второе правило, у каждой появившейся вещи есть тот, кто создал ее. То есть, ничего не появляется само по себе. По мнению саляфитов «Калям» Всевышнего Аллаха - Хадис, по их мнению, и есть Тот Кто его создал. Это - Всевышний Аллах. И Он создал его от Себя. Затем слова выходит с помощью голоса от Самого Аллаха и затем этот голос слышат ангелы.
Это не принцип ахлю сунна уаль джамаа. Ахлю сунна имеет мнение, что каждое слово Всевышнего Аллаха - «Кадим».
А по мнению саляфитов «хадисун анфс», это то, что придумали бид’атчики, матрудиты, ашариты. Так же есть слова шейха Усаймина, который написал шарх на книгу Ибн Теймии, салафитского ученого, относительно этого вопроса: «Эти аяты означают, что Аллах говорит когда пожелает. И его слова состоят из букв и голоса который можно слышать. Его голос не похож на голоса созданных. Относительно «Каляма», мы придерживаемся этого правила».
Это мнение противоречит словам которые привели Имам Абу Ханифа (р.а.) в книге «Фикхуль Акбар», а также словам Имама Абу Джафара ат-Тахави (р.а.): «Эта речь вышла без какого-либо образа, в виде слов». Но каким образом выходит эта речь, мы не можем понять разумом. Например, если Всевышний Аллах говорит со своим рабом, то не обязательно при помощи букв, и звуков. В Священном Коране говорится, что Всевышний Аллах разговаривал с Мусой (а.с.). И разве этот разговор был при помощи звука или голоса? Конечно нет. Этому приводит пример имам Джуайни (р.а.): «Мы увидим Всевышнего Аллаха в Судный День. И Правило ахлю сунны, относительно видения Всевышнего Аллаха, мы не увидим его в каком-то облике». Как сказал имам Абу Ханифа (р.а.): «Когда раб встретится со своим Господом, то между ними не будет понятия расстояния. Аллах не будет в каком-то определенном направлении относительно раба». У нас, у людей есть какое-то направление, местоположение. Но когда мы увидим Всевышнего Аллаха, то не будет ни одного из этих понятий. Об этом и говорит имам Абу Ханифа (р.а.). Тогда каким образом произойдет встреча? Мы увидим Аллаха по Его Могуществу. Как Всевышний Аллах не принимает никакие параметры, относительно местоположения или направления, так и в отношении сыфата «Калям» действует такое же правило. Всевышний Аллах дает понять Свое слово не используя голос и звуки.
Так же есть другие вопросы относительно этой темы. Их мы пройдем Иш шаа Аллах на следующих уроках. Пусть Всевышний примет все наши благие деяния и дуа и дарует нам полезные знания.