Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
10. Сура «Аль-Худжират»: 13 аят. Критерий превосходства
В день завоевания мусульманами Мекки, когда посланник Аллаха ﷺ вошел в Каабу и сокрушил всех находившихся там идолов, он велел Билялу взобраться на крышу Каабы и призвать людей на молитву. Билял, да будет доволен им Аллах, взобрался на крышу Каабы и своим красивым голосом начал произносить азан.
Как известно чернокожий Билял был эфиоп по происхождению, а в прошлом был рабом одного из влиятельных мекканских язычников Умаййи ибн Халафа. После принятия ислама, Билял подвергался пыткам со стороны хозяина, но затем был выкуплен и освобожден Абу Бакром (р.а.). Билял был богобоязненным и праведным мусульманином. Он стал первым муадзином посланника Аллаха ﷺ. Именно поэтому ему удостоилась честь произнести азан в день завоевания Мекки.
Однако некоторым мекканцам, которые еще не приняли Ислам или чья вера была не полноценной, не понравилось, то, что бывший раб произносит азан. Они были возмущены тем, что чернокожему эфиопцу были даны такие почести.
Так `Аттаб ибн Асид ибн Абиль `Ис сказал: «Хвала Аллаху, забравшему душу моего отца, так что отец не видит происходящее сегодня». Харис ибн Хишам сказал: «Неужели Мухаммад не нашел никакого другого муадзина, кроме этого ворона?!».
Сухайль ибн Амр сказал: «Если Аллах захочет, Он изменит это». Абу Суфьян сказал: «Я не скажу ничего, потому что боюсь, что Аллах известит об этом (Пророка, мир ему и благословение Аллаха)».
Действительно, ангел Джибраил (а.с.) спустился к Пророку ﷺ и сообщил ему о том, что говорили эти люди. Посланник Аллаха ﷺ позвал их к себе и сообщил им о том, что ему известно об их возмущениях. После этого был ниспослан аят, в котором Всевышний Аллах, порицает тех, кто возвышается своим происхождением и богатством, а также унижает бедняков. Всевышний Аллах сказал:
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий». (сура Худжират, 13аят).
В этом аяте Всевышний Аллах обращается ко всем людям: يَا أَيُّهَا النَّاسُ «О Люди!». Несмотря на ваше различие, не смотря на то что вы говорите на разных языках все вы произошли от одного мужчины и женщины, все вы потомки Адама, а Адам создан из земли. Всевышний Аллах напоминает нам о том, что ни один человек не может превосходить другого из-за своей принадлежности к знатному роду или по национальным и расовым признакам. Аллах не смотрит на национальность человека, на цвет его кожи и социальный статус, не важно богат ли человек и на сколько он физически силен, самый главный критерий по которому человек заслужит любовь Господа – это богобоязненность. Придерживаясь данного принципа, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует в своей Прощальной проповеди возвестил паломникам в Мине:
«О люди! Поистине, Ваш Господь един, и ваш праотец един. Нет предпочтения арабу перед не арабом и не арабу перед арабом, так же как нет превосходства белого человека над черным и черного над белым! Превосходство одних людей над другими может быть лишь в богобоязненности».
В другом хадисе передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Поистине Аллах не смотрит ни на вашу внешность, ни на ваше имущество, но смотрит Он на сердца ваши и на ваши дела».
Поэтому каждому из нас важно помнить о том, что превосходство заключается не в национальной принадлежности, а в богобоязненности выраженной в благонравии, в соблюдении чужих прав, в верности договорам, в честности и надежности, в красоте поступков, слов, мыслей.