Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
02. Сура "Фуркан": 27-29 аят. Кто твой друг?
Во времена посланника Аллаха ﷺ жили два друга Убайа ибн Халяф и 'Укба бин Абу Му'айт. Каждый раз, когда Укба возвращался с дальней дороги он готовил еду и приглашал в дом почитаемых людей своего племени.
Однажды, вернувшись с пути он как обычно позвал гостей. Среди приглашенных был посланник Аллаха ﷺ. Когда Укба принес угощения, посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я не прикоснусь к твоей еде, пока ты не произнесешь слова шахады».
Укба, не желая огорчать гостя: произнес: «Ашхаду ал-ля иляха иллал-лах ва ашхуду анна Мухаммадан расулуллах». После чего посланник Аллаха ﷺ отведал его угощение.
Друг Укбы Убайа ибн Халяф не присутствовал на этом собрании. Позже, когда Убайа узнал о случившемся он в гневе спросил Укбу: «Ты что стал мусульманином?» На что Укба ответил: «Нет, я не стал мусульманином. Просто мой гость отказался принимать мою пищу, пока я не засвидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха. Я не пожелал, чтобы мой гость ушел, не приняв моих угощений, поэтому произнес шахаду».
Убайа возразил: «Я ни за что не буду доволен тобою, пока ты не плюнешь в лицо Мухаммада».
Не желая обидеть друга, Укба решил исполнить его требования и отправился к посланнику Аллаха ﷺ. Подойдя к Пророку, несчастный плюнул ему в лицо. Однако, плевок отскочил от благословенного лица посланника Аллаха и попав на щеки Укбы прожег их. В плоть до самой смерти, на щеках Укбы остались следы от ожога.
'Укба бин Абу Му'айт, стремясь угодить своему другу совершил мерзкий поступок по отношению к посланнику Аллаха ﷺ. Не желая ссориться с другом, он выбрал путь неверия. Он так и остался неверующим и был убит в битве при Бадре.
За его неверие и вражду с посланником Аллаха ﷺ в Судный день его постигнет суровое наказание. Он будет глубоко сожалеть о том, что послушал своего заблудшего друга и последовал его пути. Но эти сожаления ему ничем не помогут.
По этому поводу Всевышний Аллах ниспослал следующие аяты:
{وَيَوْمَ يَعَضُّ الظّاَلِمُ عَلَى يَدَيْهِ يَقُولُ يا لَيْتَنِي اتَّخَذْتُ مَعَ الرَّسُولِ سَبِيلاً يا وَيْلَتَا ليتني لَمْ أَتَّخِذْ فُلاَناً خَلِيلاً* لَّقَدْ أضلني عَنِ الذِّكْرِ بَعْدَ إِذْ جاءني وَكَانَ الشَّيْطانُ للإنسان خَذُولاً}.
В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путем Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня». Воистину, сатана оставляет человека без поддержки. (25:27-29)
У каждого человека в этом мире есть друзья. Наша религия повелевает нам избирать себе праведных друзей и спутников и запрещает иметь в качестве близкого окружения нечестивых людей. Запрет дружбы с нечестивцами объясняется тем, что человек по своей сущности склонен брать пример и уподобляться тем, с кем он дружит. Поэтому посланник Аллаха ﷺ предупреждал:
«Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!»
Вышеупомянутые аяты из 25 суры Корана: «Фуркан», касаются двух друзей - Убайа ибн Халяфа и 'Укбы бин Абу Му'айта. Однако их история является напоминанием каждому из нас о важности выбора праведного окружения.
Поэтому, чтобы в судный день не оказаться в таком же положении как Укба - дружи с хорошими людьми.
Ассаляму алейкум! Не претендую на истину в последней инстанции, но дополнил бы след. мнением:
1) Двое друзей из истории - неверующие;
2) «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» - можно толковать и в благую сторону, т.е. вы являясь верующим и показывая лучший пример, можете побудить близкого друга стать верующим.
А из текущего контекста люди могут разорвать дружеские связи и получить деструктивный результат.