Урок 22. Ложные надежды - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 19:34
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:21 05:38 12:00 16:25 18:17 19:34
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Рамадан 1445
Григорианский
28 марта 2024

Циклы уроков

Урок 22. Ложные надежды

Урок 22. Ложные надежды

Урок 21. Самодовольство

Предыдущий урок
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия


 

По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса. На прошлом уроке мы прошли тему «Самодовольство». Эта болезнь сердца выражается довольством своими: знанием, имуществом, природной красотой и тому подобное.  Мы останавливались на том, что человек забывает, что все эти блага только от Аллаха. Также мы отметили, что схожий с самодовольством порок — это самообман, то есть человек обманывается мирскими вещами и в отношении к Аллаху. В Коране Аллах говорит:

 

« . . . Пусть жизнь мирская не обольщает вас, и пусть соблазнитель (шайтан) не введет вас в заблуждение относительно Аллаха . . . » (31:33).

 

Человек обольщается мирскими вещами, временными наслаждениями, утопая в сомнениях будущей жизни.

 

Первый вид самообмана шайтаном относительно Аллаха — это самообман неверующих (кяфиров), которые видят себя выше верующих (мусульман). Это люди, которые считают, что если они богаты в этой жизни, значит в ахирате (следующей жизни) их ожидает то же самое, они сравнивают мирскую жизнь с ахиратом. В Шариате это называется "кияс" (сравнение). Суждение таких людей является неправильным киясом (ошибочным),  потому что они проводят аналогию мирской жизни с ахиратом, то есть мнения некоторых людей, что блага, дарованные Аллахом, это есть проявление Его любви, является неправильным. На прошлом уроке мы приводили хадис Пророка (с.а.с.), который привели имам Тирмизи и имам Хаким, где говорится:

 

«Господь, некоторых рабов любя уберегает от мирского, как некоторые из вас любя ограничивают в еде больного».

 

Для кого-то может быть благом бедность, а для кого-то богатство. Одно из прекрасных имен Аллаха: «Аль-Хаким» - Мудрый, Тот, у Кого все решения и дела мудры, и справедливы.

 

Второй вид — это самообман грешных рабов, которых шайтан своим обольщением отдаляет от покаяния. Каковы же будут грехи человека, если влить их в океан милости Аллаха?!  Всевышний дал только один процент Своей милости в земной жизни. Поэтому после смерти, если человек придет с грехами размером с землю, Аллах по своей милости простит его, если он не придавал Ему сотоварищей, значит не переживайте, Аллах простит и ваши грехи - подобными мыслями шайтан обманывает грешного раба. Иногда причиной бездействия грешного человека может быть его происхождение. Мол, я такой-то, сын ученого, потомок пророка или родственник имама. Имам Абу Хамид аль-Газали говорит, что к алавитам (шиитская секта) шайтан применил свой кияс (сравнение). К примеру, если вы любите своего друга, то вы любите и его детей. Если Аллах любит Али (р.а.) и Фатиму (р.а.), значит, Аллах любит и их потомков, значит им не о чем беспокоиться. Нельзя терять надежду, Аллах Милосерден, подобными наущениями шайтан обманывает людей.

 

Что же теперь нужно не надеяться? Какой в этом подвох? Какими должны быть надежды? Все мы, задаемся такими вопросами, все мы считаем себя грешниками, все надеемся, что Аллах простит наши грехи.

 

Шайтан не вводит в заблуждение теми вещами, ошибочность которых видна сразу. Шайтан всегда свои обманы заворачивает в обертку «благого». Все его уловки с виду красивы, но внутри, по сути, испорчены. Если бы внешне его уловки не были так красивы, люди бы не обманулись и не следовали бы ему. Поэтому мы должны уметь различать правильные надежды от ложных.

 

Нам Пророк (с.а.с.)  в хадисе говорит:

 

«Умён тот, кто подавляет свои страсти и совершает дела, направленные на жизнь на том свете. И глуп тот, кто ведет свой нафс по его страстям и при этом (безосновательно) надеется на Аллаха».

 

То есть в этом хадисе Посланник Аллаха учит нас тому, как нужно надеяться на Аллаха. Правильная надежда — это совершение деяний для ахирата, при этом осознавать свои грехи и быть в надежде на прощение Аллаха. Если человек не перестает грешить, и шайтан наущает ему ложные надежды, то это, как сказал Пророк (с.а.с.): "таманни"- пустые мечты, пустая фантазия. Всевышний Аллах в суре "Аль-Бакара", в 218 аяте говорит:

 

«Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, надеются на милость Аллаха»

 

То есть надеется это не как в сказке, лечь под яблоню и дожидаться, когда яблоко само упадет в рот. В аяте говорится про людей, которые уверовали, оставили родину ради переселения, защищали нашу религию и после надеялись на Аллаха. Например, человек устраивается на работу в цех по изготовлению посуды, ему говорят, что начальство тут щедрое и, если будешь трудиться на совесть, будет хорошая премия. Этот рабочий, наоборот, разбивает всю посуду и при этом надеется на премию. Конечно же, такой человек глуп, как и его надежды.

 

Правильная надежда бывает в двух случаях:

Первая, когда человек грешит и утопает в своих грехах, и вот когда он хочет покаяться, шайтан начинает наущать: «Как ты можешь надеяться на прощение, ты совершил столько грехов, неужели ты считаешь, что Аллах оставит все это?» Шайтан внушает мысли, что эти грехи не прощаются, и уводит от покаяния. В этот момент человек не должен впадать в отчаяние, ибо Аллах дал возможность исправиться путем покаяния и оставления греха. Аллах в Коране сказал:

 

«Аллах не прощает многобожие, но прощает любой другой грех кому пожелает (из покаявшихся мусульман)» (4:48).

 

«Скажи, о Мухаммад, передавая слова Аллаха: " Скажи, (Мухаммад, от имени Аллаха): "О, рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он — прощающий, милосердный» (39:53).

 

Надежда на прощение без покаяния, с продолжением совершения греха, является пустой надеждой. Например, вы находитесь на работе, близится время пятничной молитвы. В этот момент шайтан наущает: «Ты все равно не успеешь на намаз, лучше продолжай работать» и тому подобное.  Если вы скажете: «Нет, по воле Аллаха я успею». Если будете действовать, соберетесь и пойдете в мечеть, это и будет правильное намерение. Намерение по воле Аллаха успеть на пятничный намаз.

 

Вторая - когда близится время намаза, но человек продолжает сидеть на работе, в надежде что пятничная молитва может начаться на час позже, вдруг задержится где-то имам и тому подобное. То есть если ваши мысли подталкивают вас на совершения покаяния и поклонения, значит это правильная надежда. А если какие-нибудь мысли удерживают вас от совершения поклонения и покаяния, то это пустая надежда.

 

В хадисе Пророка (с.а.с.) говорится:

 

«Придет такое время, когда Коран, как одежда будет стареть в сердцах людей, все их дела будут только надеждами, если они совершают благое деяние, говорят: "Это примется", если совершают грех, говорят: "Аллах простит нас».

 

Можно встретить людей, которые грешат и говорят: Аллах простит, Аллах Милостивый. Почему тогда не совершать при этом покаяние и поступки, вспомнить, что есть ад, поразмышлять, что будет с человеком, который пробудет там хоть час. Иногда люди прибывают в такой надежде, будто ада не существует, Аллах всех простит и введет в рай. Из числа людей, которые поддаются ложным надеждам, есть те, которые совершают поклонение и при этом грешат. Его грехи перевешивают его поклонение. Например, он зарабатывает запретным путем сто тысяч, потом дает закят сто тенге, и думает, что эти сто тенге перевесят эти сто тысяч. Или делает сто раз зикр (поминание Аллаха), потом тысячу раз распространяет сплетни. После этого он думает, что у него есть благие поступки, которые перевесят его грехи. Конечно же, такой человек подвержен обману шайтана, который считает мизерные благие поступки, но не считает свои грехи, но ведь ангелы ведут подсчет всем деяниям.

 

Еще из числа людей, поддающихся ложным надеждам, являются ученые. Люди, которые овладели науками по фикху, акыде, ихсану. Все выучили и узнали, но не совершают деяния и такие люди тоже из числа следующих за уловками шайтана. Например, один человек заболел, но в месте, где он проживает, нет врача, который бы смог вылечить его. Затем он находит такого врача в другом городе, и этот врач рассказывает, какие ему нужны травы и способ приготовления лекарства от его болезни. Человек тщательно все записывает, запоминает, возвращается к себе в город и раздает всем эти лекарства, учит других как их готовить, но сам не пьет. Выздоровление других не дает пользы его здоровью, так как он сам не употребляет эти лекарства. Такие люди как свеча, которая освещает все вокруг, но сама сгорает. В Коране говорится:

 

«Преуспел тот, кто очистился. . .» (91:9).

 

То есть не тот, кто помог очиститься другим или указал путь, а тот, кто очистился сам. Если вместе со знанием не будет деяний, то такой человек поддается искушениям шайтана. В этот момент шайтан может наущать, что знание — это нечто отдельное, обособленное, что Аллах возвысил обладателей знания. В ответ человек должен сказать, что Аллах про них сказал:

 

«Они подобны ослу, везущему на себе много книг!» (62:5).

 

Аллах возвысил знания, но обязал, чтобы вместе со знанием следовало и деяние. Быть обладателем знания, не имея при этом деяний, и возвеличивание себя, тоже является обманом шайтана.

 

В искренней надежде, которая подталкивает человека на покаяние и приумножение благих поступков, следует не обмануться уловкам шайтана. В Коране Всевышний Аллах именно такую надежду обязал не терять.

 

Пусть Аллах наградит нас полезными знаниями, и сделает нас из тех, кто будет следовать этим знаниям и пусть примет все наши поклонения!  Аминь!

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi