Глава 13: Умра Пророка ﷺ Клятва под деревом. Перемирие при Худейбии - Жизнь Пророка Мухаммада ﷺ
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Аср 16:25
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:21 05:38 12:00 16:25 18:17 19:34
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Рамадан 1445
Григорианский
28 марта 2024

Циклы уроков

Глава 13: Умра Пророка ﷺ Клятва под деревом. Перемирие при Худейбии

Глава 13: Умра Пророка ﷺ Клятва под деревом. Перемирие при Худейбии

Дни выхода уроков: 4 раза в месяц
12 мар. 2021 5 833 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Умра Пророка ﷺ, выступление из Медины и остановка в Аль-Худейбии

 

Однажды Посланник Аллаха ﷺ, находившийся в Медине, увидел во сне, как он в полной безопасности вошёл на территорию Священной Мечети вместе со своими сподвижниками, которые побрили головы или укоротили волосы. Он рассказал мусульманам об этом сне, сказал, что хочет совершить умру и стал побуждать бедуинов сопровождать его. Однако те медлили о ответом, считая, что Пророк ﷺ и мусульмане вряд ли вернутся оттуда, а потом окончательно отказались от этого, заявив: «Мы должны остаться, ибо у нас есть важные дела дома, прости же нас!»

 

Посланник Аллаха ﷺ в сопровождении 1400 мухаджиров и ансаров выступил из Медины в понедельник, 1-го числа месяца зу-ль-ка‘да 6 года хиджры. С собой он гнал жертвенный скот, давая людям понять, что отправляется не в военный поход, а покидает Медину только для совершения умры, достигнув же Зу-ль-Хуляйфы, Пророк ﷺ вошёл в состояние ихрама. После этого он продолжил свой путь, а когда мусульмане добрались до ‘Усфана, ему сообщили, что курейшиты, решившие не допустить их к Каабе, готовятся к сражению. Мекканцы стали лагерем в долине Зу Тува и послали в Кура‘ аль-Гамим Халида бин аль-Валида с двумястами всадниками, поставив ему задачу перекрыть дорогу, ведущую к Мекке. Кроме того, курейшиты позвали на помощь племена, входившие в союз ахабиш. В этих условиях Посланник Аллаха ﷺ созвал своих сподвижников на совет, чтобы решить, следует ли ему атаковать ахабит или продолжать двигаться к Мекке и вступать в сражение с теми, кто попытается помешать мусульманам. Абу Бакр (р.а.) сказал: «Мы явились сюда для совершения умры, а не для сражений, но с теми, кто встанет у нас на пути, мы должны сражаться!» — и Пророк ﷺ полностью согласился с ним.

 

Халид приблизился к мусульманам в то время, когда они были заняты полуденной молитвой. Увидев, как они совершают свои поясные и земные поклоны, он сказал: «Можно застать их врасплох, если напасть во время молитвы!» — и выбрал для этого послеполуденную молитву. Однако до этого Аллах уже ниспослал откровение, в котором содержались указания на то, как следует совершать молитву в угрожающих обстоятельствах, и многобожники не смогли воспользоваться такой возможностью.

 

После этого Пророк ﷺ двинулся другой дорогой и вышел к Саният аль-Мурар, что находится поблизости от Аль-Худейбии. Когда он достиг этого места, его верблюдица опустилась на колени. Люди пытались поднять её криком, но она не слушалась их, и тогда они стали говорить: «Она заупрямилась!» Пророк ﷺ возразил им: «Не таков её нрав, а задержал её здесь Тот, Кто задержал и слона»? и поднял её с места, прикрикнув на неё. Тогда он ﷺ двинулся дальше и остановился только в Аль-Худейбие.

 

Там в сопровождении своих соплеменников к Пророку ﷺ явился вождь племени хуза‘а Будайль бин Варка, чтобы сообщить ему, что курейшиты, преисполненные решимостью не допустить мусульман в Мекку, готовятся к бою. Посланник Аллаха ﷺ заверил его, что они прибыли только для совершения умры, а не для войны, и что он готов к заключению перемирия с курейшитами, однако, если те не согласятся на это, он станет сражаться с ними, пока не погибнет или не добьётся своего.

 

Переговоры Посланника Аллаха ﷺ с курейшитами

 

Вернувшись, Будайль передал слова Пророка 3 курейшитам, после чего те послали к нему Микраза бин Хафса, которому Посланник Аллаха ﷺ сказал то же, что и Будайлю. Затем они послали к нему главу ахабиш аль-Хуляйса бин ‘Алькаму. Когда он приблизился к мусульманам, Посланник Аллаха ﷺ сказал им: «Это — такой-то, и он происходит из племени, люди которого почитают верблюдов, так пригоните же к нему верблюдов». Мусульмане так и сделали, встретив аль-Хуляйса возгласами «Ляббай-кя!», и, увидев это, он воскликнул: «Преславен Аллах! Не следует преграждать им путь! Почему это разрешается другим племенам, а потомков ‘Абд аль-Мутталиба туда не допускают?! Да пропадут эти курейшиты! Клянусь Господом Каабы, ведь эти люди пришли сюда, чтобы совершить умру!» Однако после того, как это услышали сами курейшиты, они сказали ему: «Садись! Ты ведь бедуин, и не знаешь всех этих хитростей!»

 

А затем они послали к Посланнику Аллаха ﷺ ‘Урвубин Мас‘уда ас-Сакафи, которому он сказал то же, что говорил Будайлю и всем остальным. Тогда ‘Урва сказал ему: «О Мухаммад! Если истребить ты своих соплеменников, то сделаешь нечто такое, чего никто из арабов прежде не делал, разве не так? А если потерпишь поражение, то я думаю, что этот сброд, который ты собрал вокруг себя, скорее всего, бросит тебя и разбежится!» Однако Абу Бакр грубо оборвал его и воскликнул: «Никогда мы его не покинем!» ‘Урва же не стал возражать ему, памятуя о том, что раньше Абу Бакр оказывал ему благодеяния.

 

Во время этого разговора ‘Урва то и дело касался руками бороды Пророка ﷺ, а стоявший рядом аль-Мугира бин Шу‘ба ударял его по руке ножнами меча, говоря: «Руки прочь от бороды Посланника Аллаха» — и в конце концов ‘Урва воскликнул: «О предатель, разве не старался я уладить то, что случилось из-за твоего предательства?!»

 

А дело было в том, что в своё время аль-Мугира, являвшейся племянником ‘Урвы, убил несколько человек, захватил их имущество, а потом явился со этим имуществом к Пророку ﷺ и принял ислам, но от аль-Мугиры не было принято ничего, кроме его ислама. Что же касается ‘Урвы, то он улаживал дела, связанные с выплатой виры за убитых, о чём и напомнил аль-Мугире, говоря о предательстве последнего.

 

В процессе переговоров с Пророком ﷺ ‘Урва имел возможность убедиться, с каким величайшим почтением относятся к нему его сподвижники, и когда он вернулся назад, то сказал курейшитам: «О люди, клянусь Аллахом, мне приходилось бывать у царей и я приезжал к императору, хосрою и негусу, но, клянусь Аллахом, не видел я ни одного царя, которого его приближённые почитали бы так же, как сподвижники Мухаммада почитают Мухаммада! Клянусь Аллахом, если он сплёвывает и капли его слюны попадают на ладонь кого-либо из людей, этот человек обязательно растирает их по своему лицу и коже; когда он повелевает им что-нибудь, они спешат выполнить любое его веление; когда он совершает омовение, они готовы сражаться друг с другом за воду, которую он использовал для омовения, а когда он начинает говорить, они понижают голос в его присутствии, и они даже не смотрят на него пристально из почтения к нему! Этот человек сделал вам разумное предложение, так примите же его!»

 

Пока проходили эти переговоры, 70 или 80 молодых курейшитов пробрались ночью на гору ат-Тан‘им и напали оттуда на лагерь мусульман в надежде сорвать заключение перемирия. Все они были схвачены, а потом Пророк ﷺ отпустил их, не сделав им ничего плохого. Это способствовало устрашению курейшитов и подтолкнуло их к заключению перемирия с мусульманами, о чём Аллах Всевьшний оказал так:

 

«И Он — Тот, Кто удержал их руки от вас и ваши руки от них в долине Мекки после того, как привёл вас к победе над ними» (48:24).

 

Переговоры ‘Усмана бин 'Аффана с курейшитами и принесение клятвы, угодной Аллаху

 

После этого Посланник Аллаха ﷺ решил отправить к курейшитам своего посланца, который должен был ещё раз заверить их в том, что единственной целью его появления у стен Мекки было совершение умры. Кроме того, Пророк ﷺ поручил ‘Усману бин ‘Аффану, которому он доверил выполнение этой миссии, встретиться в Мекке с неимущими и слабыми мусульманами и мусульманками и порадовать их вестью о скорой победе и о том, что Аллах окажет помощь Своей религии, и тогда никому больше не придётся скрывать свою веру.

 

‘Усман бин ‘Аффан приехал в Мекку, заручившись гарантиями безопасности, которые дал ему Аббан бин Са‘ид аль-Умави, который взял его под свою защиту. Он доставил послание Пророка ﷺ курейшитам, которые предложили ему совершить обход вокруг Каабы, однако ‘Усман отказался, поскольку в этом было отказано Посланнику Аллаха ﷺ.

 

Курейшиты, желавшие обсудить между собой все детали, а потом дать ‘Усману (р.а.) ответ, довольно долго задерживали его, и среди мусульман разнёсся слух, что он убит. Убийство посланца было равнозначно объявлению войны, и поэтому, когда этот слух дошёл до Посланника Аллаха ﷺ, он сказал: «Мы не уйдём отсюда, пока не сразимся с этими людьми!» Сидя под деревом, он созвал к себе своих сподвижников, чтобы они поклялись ему, что будут сражаться насмерть, и все они бросились к Пророку ﷺ и стали присягать ему в том, что будут биться до конца и не побегут с поля боя. Что же касается Посланника Аллаха ﷺ, то он пожал одну свою руку другой и сказал: «Это — за ‘Усмана». Когда же мусульмане закончили приносить клятвы, появился и сам ‘Усман (р.а.), а через некоторое время Аллах Всевышний ниспослал об этой клятве аят, в котором говорится:

 

«Аллах остался доволен верующими, когда они присягнули тебе под деревом» (48:18),

 

и поэтому её стали называть «клятвой, угодной Аллаху».

 

Заключение перемирия

 

Когда курейшиты узнали об этой клятве, их охватил сильный страх, и они поспешили послать Сухайля бин ‘Амра к Пророку ﷺ для заключения перемирия. Явившись к нему, Сухайль долго говорил, и в результате переговоров Посланник Аллаха ﷺ согласился заключить с курейшитами перемирие на перечисленных ниже условиях:

 

1. В этом году Посланник Аллаха ﷺ вернётся назад, не войдя в Мекку, но ему будет предоставлена возможность свободно войти в город на следующий год.

 

2. Военные действия между сторонами прекращаются на десять лет.

 

3. Любой из тех, кто пожелает заключить союз с Мухаммадом, может сделать это так же, как любой желающий может заключить союз с курейшитами.

 

4. Любого курейшита, который придёт к мусульманам без разрешения своего покровителя, мусульмане должны будут вернуть курейшитам, если же к курейшитам придёт кто-нибудь из мусульман, курейшиты не будут обязаны возвращать его мусульманам.

 

После этого Пророк ﷺ призвал к себе ‘Али (р.а.) и велел ему написать в начале этого договора слова «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного», однако Сухайль сказал: «Мы не знаем, кто такой ар-Рахман (Милостивый), а поэтому напиши: “Во имя Твоё, о Аллах”». Посланник Аллаха ﷺ велел ему начать с этих слов, а потом продиктовал следующее: «На этих условиях Мухаммад, посланник Аллаха, заключил мир». Тут Сухайль опять возразил ему: «Если бы мы точно знали, что ты — посланник Аллаха, то не преграждали бы тебе путь к Каабе и не сражались бы с тобой, а поэтому напиши: “Мухаммад бин ‘Абдуллах”». Пророк ﷺ сказал: «Поистине, я — посланник Аллаха, даже если вы и не верите этому!» — но всё же велел ‘Али стереть написанное и написать «Мухаммад бин ‘Абдуллах». Поскольку ‘Али отказался стирать эти слова, Пророк ﷺ стёр их собственноручно, после чего договор был переписан в двух экземплярах, один из которых предназначался для курейшитов, а другой — для мусульман.

 

Дело Абу Джандаля

 

Пока писцы записывали текст этого договора, к мусульманам явился закованный в цепи и струдом передвигавитийся человек. Им оказался сын Сухайля бин ‘Амра, представлявшего курейшитов на этих переговорах, Абу Джандаль, который принял ислам. Сухайль тут же потребовал вернуть его, на что Пророк ﷺ возразил: «Мы ещё не закончили писать текст». Сухайль воскликнул: «Тогда я не буду иметь никаких дел с тобой!» Пророк ﷺ попросил: «Отдай его мне», но Сухайль ответил отказом и ударил своего сына, а Абу Джандаль стал кричать: «О мусульмане, неужели вернут меня многобожникам, которые хотят отвратить меня от моей религии?!» На это Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Терпи и надейся на награду Аллаха, и, поистине, Аллах облегчит твоё положение и положение тех слабых, что находятся там вместе с тобой, и укажет вам выход!» Что же касается ‘Умара, то он стал подбивать Абу Джандаля убить своего отца, но тот отказался сделать это.

 

Мусульмане, недовольные заключением перемирия, совершают обряды умры

 

Закончив составлять договор с курейшитами, Посланник Аллаха ﷺ сказал мусульманам: «Встаньте и принесите свои жертвы», но никто из них не поднялся с места даже после того, как он трижды повторил своё приказание. Тогда Пророк ﷺ зашёл к Умм Саламе и рассказал ей об этом, а она посоветовала ему заколоть своего верблюда и обрить голову, никому ничего не говоря. Посланник Аллаха ﷺ последовал её совету и принёс в жертву захваченного в битве при Бадре верблюда Абу Джахля с серебряным кольцом в носу, которого взял с собой специально для того, чтобы вызвать ярость многобожников. Когда люди увидели это, они тоже стали подниматься со своих мест, совершать жертвоприношения и брить головы, и через некоторое время началась такая сутолока, что они чуть не передавили друг друга. При этом на семерых приходился один жертвенный верблюд или одна корова. Заключение договора о перемирии вызвало огорчение мусульман по двум причинам. Во-первых, они должны были вернуться в Медину, не совершив умры по всем правилам, а во-вторых, этот договор был неравноправным, поскольку мусульмане были обязаны возвращать перебежчиков, а курейшиты — нет. Однако Посланник Аллаха ﷺ успокоил людей, сказав, что они обязательно совершат умру в следующем году, а необходимость возвращения в Медину продиктована тем, что следует принимать в расчёт чувства обеих сторон.

 

Что же касается второй причины, то он объяснил им, что, если ктонибудь из мусульман уйдёт к курейшитам, это будет означать, что Аллах удалил его от Своей милости, если же к мусульманам придёт кто-нибудь из курейшитов, и его придётся вернуть, то таким Аллах пошлёт облегчение и укажет выход.

 

Пророк принимал в расчёт все обстоятельства и возможные последствия, в том числе и то, что на тех мусульман, которые всё ещё находились в Эфиопии, действие этого договора не распространялось, а это означало, что в случае необходимости те, кого насильно удерживали в Мекке, могли укрыться у них. Тем не менее, формально этот договор действительно давал курейшитам определённые преимущества, что оказывало глубокое воздействие на души мусульман до тех самых пор, пока к Пророку ﷺ не пришёл ‘Умар бин аль-Хаттаб, который сказал: «О Посланник Аллаха, ведь мы правы, а они — нет, разве не так?!» Он сказал: «Так!» ‘Умар продолжал: «Разве наши погибшие не в раю и разве их погибшие не в огне?!» Он сказал: «Да, это так!› ‘Умар спросил: «Тогда почему же мы делаем нечто несовместимое с нашей религией и возвращаемся, хотя Аллах ещё не рассудил их с нами?» В ответ ему Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О Ибн аль-Хаттаб! Поистине, я — посланник Аллаха, и я не иду против воли Его, а Он помогает мне и никогда не покинет меня!»

 

Тогда ‘Умар, гнев которого ещё не остыл, пошёл к Абу Бакру (р.а.) и сказал ему то же, что говорил и Посланнику Аллаха ﷺ, но Абу Бакр ответил ему точно так же, а потом добавил к этому следующее: «Держись за стремя его, пока ты жив, ибо, клянусь Аллахом, он прав!»

 

А через некоторое время Аллах Всевышний ниспослал ту суру, что начинается с аята, где сказано:

 

«Поистине, Мы даровали тебе явную победу...» (48:1),

 

после чего Посланник Аллаха ﷺ призвал к себе ‘Умара и прочитал ему то, что было ниспослано свыше. Услышав слова Всевышнего, ‘Умар спросил: «О Посланник Аллаха, так, значит, это победа?» Он сказал: «Да!» — и тогда ‘Умар успокоился. Испытывая угрызения совести за свои слова, он пытался искупить этот проступок с помощью поста, молитв, освобождения рабов и раздачи милостыни и продолжал делать это, пока у него не появилась надежда на то, что он загладил свою вину.

 

На первый взгляд договор в Аль-Худейбии был выгоден лишь мекканцам. На самом деле победой было уже одно только признание Пророка ﷺ равноправной договаривающейся стороной, а разрешение союзникам курейшитов присоединяться к любой из сторон фактически означало крушение договорной системы, на которой держалось могущество Мекки.

 

Решение вопроса о переселившихся женщинах

 

После заключения перемирия, совершения умры и возвращения к обычной жизни к Посланнику Аллаха ﷺ явились несколько верующих женщин. Неверные, на попечении которых они находились, стали требовать от него их выдачи, однако Пророк ﷺ отказал им. Он заявил, что на них действие договора не распространяется, а потом Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором сказано:

 

«О те, кто уверовал, когда к вам приходят переселяющиеся верующие женщины, подвергайте их испытанию, [хотя] Аллах лучше знает об их вере, и если вы убедитесь, что они верующие, то не возвращайте их неверным. Не разрешается [верующим женщинам быть жёнами неверных |, как и [неверным не разрешается состоять в браке с верующими женщинами]. Отдавайте [неверным] то, что они израсходовали, и не будет на вас греха, если вы станете жениться на них после уплаты им [положенного]» (60:10).

 

Таким образом, верующим было запрещено выходить замуж за неверных и жениться на них.

 

И Посланник Аллаха ﷺ испытывал этих женщин в соответствии с велением Аллаха Всевышнего, Который сказал:

 

«О пророк! Если придут к тебе верующие женщины, чтобы поклясться, что не станут они ничему поклоняться наряду с Аллахом, не будут красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, распространять измышленную ими ложь и проявлять ослушание тебе в одобряемом [Шариатом], прими их присягу и проси Аллаха простить их, поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный!» (60:12)

 

Тем из них, кто принимал все эти условия, он говорил: «Твоя присяга принята» ‚ не обмениваясь с ними рукопожатиями и не возвращая их курейшитам. После этого мусульмане разводились со своими жёнами, а мусульманки покидали своих мужей, если кто-либо из супругов оставался многобожником.

 

Племя хуза'а заключает союз с мусульманами

 

После заключения перемирия в Аль-Худейбии хуза‘иты предпочли перейти на сторону Посланника Аллаха ﷺ и заключили с ним союз, тем более что ещё со времён джахилии они всегда были союзниками хашимитов. Что же касается племени бану бакр, то оно встало на сторону курейшитов, и в конечном итоге именно благодаря этому мусульмане овладели Меккой, о чём речь пойдёт ниже.

 

Решение проблемы перебежчиков

 

Мусульманин по имени Абу Басир, среди прочих подвергавшийся преследованиям в Мекке, бежал оттуда и явился в Медину. Курейшиты послали к Пророку ﷺ двух человек с требованием вернуть его, и он вернул им Абу Басира, однако когда они вместе с ним уехали из Медины и достигли Зу-дь-Хуляйфы, Абу Басир убил одного из них, а другой убежал от него к Пророку и сказал: «Мой товарищ убит, и меня тоже непременно убьют!» После этого Абу Басир снова явился в Медину, но Пророк ﷺ не позволил ему причинить никакого вреда этому человеку и снова заявил, что он будет возвращён курейшитам. Тогда Абу Басир покинул Медину и поселился неподалёку от берега моря, а через некоторое время к нему присоединился Абу Джандаль, которому тоже удалось бежать из Мекки. Потом к ним стали стекаться все принимавшие ислам мекканцы, количество которых постепенно возросло до нескольких десятков. Они принялись нападать на все караваны курейшитов, направлявшиеся в Сирию, и захватывать их товары. Это привело к тому, что через некоторое время курейшиты стали заклинать Пророка ﷺ Аллахом и родственными связями призвать этих людей к себе в Медину, обещая впредь никому не чинить никаких препятствий, и Посланник Аллаха ﷺ сделал это, после чего инцидент был исчерпан.

 

Результаты договора в Аль-Худейбии

 

Заключение перемирия в Аль-Худейбии в значительной мере способствовало успеху дела исламского призыва, так как мусульмане получили возможность свободно встречаться с представителями всех арабских племён и призывать их к Аллаху. Благодаря этому за 2 года ислам приняли больше людей, чем за первые 19 лет существования этой религии. Именно в этот период к Посланнику Аллаха ﷺ пришли такие известные курейшиты, как ‘Амр бин аль-‘Ас, Халид бин аль-Валид и ‘Усман бин Тальха, которые выразили желание принять ислам, засвидетельствовали, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, дали клятву на верность исламу и пообещали, что ничего не пожалеют ради этой религии, после чего Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Мекка отдала нам самое дорогое из того, что у неё было!»

 

Вопросы и задания

 

1. В связи с чем Всевышним были ниспосланы коранические аяты 11—20 из суры «Ан-Нур (Свет)»?

 

2. В каком году было заключено перемирие при Аль-Худейбии? Почему умра Пророка Мухаммада ﷺ проходила в экстремальных условиях?

 

3. Расскажите о клятве, угодной Аллаху. Что было её причиной?

 

4. Какие условия ставились курейшитами при заключении перемирия?

 

5. В Аль-Худейбии высокомерные курейшиты впервые признали мусульман стороной переговоров. Чем был вызван этот политический успех мусульман? Почему это перемирие названо явной победой?

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi