Глава 21: Прощальное паломничество Пророка ﷺ - Жизнь Пророка Мухаммада ﷺ
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Зухр 12:00
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:21 05:38 12:00 16:25 18:17 19:34
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Рамадан 1445
Григорианский
28 марта 2024

Циклы уроков

Глава 21: Прощальное паломничество Пророка ﷺ

Глава 21: Прощальное паломничество Пророка ﷺ

Глава 20: Год делегаций

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 4 раза в месяц
17 сент. 2021 3 495 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Прощальное паломничество Пророка ﷺ

 

После того как исламский призыв был услышан на всём Аравийском полуострове и по воле Аллаха возникла община верующих, взявшая на себя заботы о защите этого призыва и его распространении по всей земле, Аллаху стало угодно показать Своему Посланнику ﷺ плоды его непрерывных усилий ещё при жизни, и Он дал ему возможность совершить хадж к Своему дому в месяце зу-ль-хиджжа 10 года хиджры.

 

Когда Пророк ﷺ пожелал отправиться в хадж, он оповестил об этом людей, и в Медине собралось множество мусульман. В субботу, за четыре дня до конца месяца зу-ль-ка‘да, Пророк ﷺ стал готовиться к отъезду. Он причесался, умастился благовониями, надел изар и накидку, пометил своих жертвенных верблюдов, двинулся в путь после полудня и добрался до Зу-ль-Хуляйфы ещё до наступления времени послеполуденной молитвы. Там Посланник Аллаха ﷺ совершил послеполуденную молитву в два ракяата и остался в Зу-ль-Хуляйфе до утра, а утром сказал своим сподвижникам:

 

— Сегодня ночью ко мне явился посланник от Господа моего и сказал: «Соверши молитву в этом благословенном вади и скажи: “Умратан фи хаджжатин”». То есть облачись в ихрам и скажи: «Вот я перед тобой, о Аллах, вот я перед тобой, соверттая умру и хадж».

 

Это означало, что отныне разрешается совершать умру в период совершения хаджа, в то время как в доисламские времена арабы считали это тягчайштим грехом.

 

Затем Посланник Аллаха ﷺ совершил полное омовение, умастил голову и тело благовониями, в составе которых был мускус, облачился в изар и накидку и совершил полуденную молитву в два ракяата. Оставаясь на месте совершения молитвы, он объявил о начале хаджа и умры, которые объединил друг с другом, и начал произносить слова тальбии «Аллахумма, ляббай-кя ‘умратан ва хаджжан!»

 

(«О Аллах, вот я перед Тобой, совершая умру и хадж!»). Потом он стал говорить: «Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя, ля шарикя ля-кя, ляббай-кя; инна-ль-хамда, ва-н-ни‘мата ля-кя ва-ль-мулька, ля шарикя ля-кя!» («Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!»). Иногда же он говорил: «Вот я перед Тобой, о Бог истины!»

 

Затем Пророк ﷺ покинул место молитвы, сел на свою верблюдицу и объявил о начале хаджа и умры во второй раз. Выехав за пределы Зу-ль-Хуляйфы, он сделал это в третий раз, после чего двинулся в путь, а когда приблизился к Мекке, остановился на ночь в долине Зу Тува, где на следующий день совершил утреннюю молитву. Потом он совершил полное омовение и направился к Священной Мечети. Всё это происходило в воскресенье утром. Пророк ﷺ совершил обход Каабы и ритуальный бег (сай) между холмами ас-Сафа и аль-Марва, после чего поставил свою палатку в верхней части города у горы аль-Хаджун. При этом он не вышел из состояния ихрама, поскольку совершал хадж аль-киран (Хадж аль-киран — совершение хаджжа и умры, когда паломник сначала совершает умру, а потом дожидается времени совершения хаджжа, не выходя из состояния ихрама и избегая всего, что запрещается делать паломникам), и гнал с собой жертвенный скот. В связи с этим Пророк ﷺ велел всем, кто, подобно ему, гнал с собой скот, оставаться в ихраме. Тем же, кто пришёл в Мекку без жертвенного скота, он велел укоротить волосы после совершения обхода Каабы и ритуального бега и полностью выйти из состояния ихрама. На этом совершение умры паломниками считалось законченным независимо от того, каким было намерение человека при вхождении в состояние ихрама, то есть независимо от того, хотел ли он совершить только хадж, или только умру, или объединитьих друг с другом.

 

В день ат-тарвия, то есть 8 зу-ль-хиджжа, Пророк ﷺ направился в Мину, и в этот же день в состояние ихрама для совершения хаджа вошли все люди, которые вышли из него после совершения умры. В Мине Пророк ﷺ соверитил в общей сложности пять молитв: полуденную, послеполуденную, закатную, вечернюю и утреннюю, сокращая те молитвы, которые состоят из четырёх ракяатов, до двух.

 

После восхода солнца Пророк ﷺ направился из Мины к ‘Арафату и пробыл там до захода. солнца, после чего сел на свою верблюдицу, добрался до близлежащего вади и обратился к собравшимся вокруг него людям с проповедью.

 

Сначала Пророк ﷺ воздал хвалу Аллаху в восславил Его, потом произнёс слова свидетельства и заповедал людям не отступать от благочестия, а потом обратился к ним с такими словами: «О люди, послушайте меня! Поистине, не знаю я, может быть, я больше никогда не встречу вас на этом месте после этого года! Поистине, ваша жизнь, ваше имущество и ваша честь должны быть для вас столь же священными, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этой вашей стране. Поистине, отменяется всё, что было во времена джахилии, и отменяется месть за кровь, пролитую во времена джахилии, и прежде всего я отменяю месть за кровь Ибн Раби‘а бин аль-Хариса, искавшего кормилицу в племени бану са‘д и убитого Хузайлем. И отменяется ростовщичество времён джахилии, как и все расчёты по взятому у ростовщиков в долг, и прежде всего я отменяю всё, что люди задолжали ‘Аббасу бин ‘Абд аль-Мутталибу! И бойтесь Аллаха в том, что касается женщин, ибо взяли вы их как то, что доверено вам Аллахом, и сделали их дозволенными для себя по слову Аллаха. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, а если они сделают это, то бейте их, но не сильно; они же вправе требовать от вас, чтобы вы достойно кормили и одевали их. Я оставил вам Книгу Аллаха, благодаря которой вы никогда не собьётесь с пути, если будете крепко держаться её. О люди, поистине, не будет пророка после меня и не будет общины после вас (исповедующую религию Аллаха), так поклоняйтесь же вашему Господу, совершайте пять ваших молитв, поститесь в ваш месяц, по своей воле выплачивайте закят с вашего имущества, совершайте хадж к дому вашего Господа, подчиняйтесь вашим правителям, и вы войдёте в рай вашего Господа! А теперь скажите, что вы будете отвечать, когда вас спросят обо мне?» Люди сказали: «Мы засвидетельствуем, что ты довёл, выполнил и дал добрые наставления», и тогда Пророк ﷺ трижды воскликнул: «О Аллах, засвидетельствуй это!»

 

Кроме того, Посланник Аллаха ﷺ коснулся некоторых других вещей, а когда он закончил говорить, Аллах Всевышний ниспослал ему аят, в котором говорилось:

 

«Сегодня Я довёл для вас вашу религию до совершенства, завершил для вас Свою милость и одобрил для вас ислам в качестве религии» (5:3), и этот день стал днём милости, счастья и благодарности.

 

После завершения проповеди Билял (р.а.) призвал людей на молитву (азан), а потом объявил о её начале (икама), и Посланник Аллаха ﷺ совершил с людьми полуденную молитву, а потом было объявлено о начале послеполуденной молитвы, которая также была совершена Пророком ﷺ, не совершившим между этими двумя молитвами никаких иных молитв. После этого он ﷺ вернулся к месту стояния на ‘Арафате и оставался там до захода солнца, а потом перешёл в Муздалифу, где совершил закатную и вечернюю молитвы, которым предшествовал один азан, в то время как о начале каждой из этих молитв объявлялось отдельно. После завершения этих молитв Пророк ﷺ остался в Муздалифе до утра и там же очень рано совершил утреннюю молитву, после которой в течение определённого времени обращался к Аллаху с мольбами, возвеличивая и прославляя Его.

 

Затем, ещё до восхода солнца, он перешёл в Мину, где бросил в первого идола семь камешков, каждый раз произнося слова «Аллах велик!». При этом Пророк ﷺ не прекращал повторять слова тальбии, закончив произносить их после побивания камнями этого идола и То есть не будет после вас иной общины, исповедующей религию Аллаха, сказав: «Учитесь у меня совершать обряды, ведь, может быть, после этого года мне больше не доведётся совершить хадж!»

 

После этого Пророк ﷺ вернулся к месту своей остановки в Мине и собственноручно принёс в жертву 36 верблюдов, а ‘Али принёс в жертву остальных из той сотни, которую пригнал с собой из Медины Посланник Аллаха ﷺ, который велел сварить часть мяса и накормить людей.

 

После завершения жертвоприношения Пророк ﷺ призвал к себе цирюльника, обрившего ему правую часть головы, волосы которой он раздал людям, отдавая им по одному или по два волоска, что же касается волос с левой половины головы, то все они достались Абу Тальхе.

 

Затем Посланник Аллаха ﷺ облачился в свои одежды, умастился благовониями и верхом отправился к Каабе, вокруг которой он совершил обход и где совершил полуденную молитву, после чего напился воды из Замзама.

 

После этого Пророк ﷺ вернулся в Мину и провёл там дни ташрика, то есть 11-й, 12-й и 13-й день месяца зу-ль-хиджжа, ежедневно бросая по семь камешков после захода солнца в наименьшего из трёх идолов со словами «Аллах велик!» , затем переходя к среднему, а затем — к самому большому.

 

Посланник Аллаха ﷺ обращался к людям с речами также в день жертвоприношения и во второй из дней ташрика, повторив то же, что он говорил им на ‘Арафате, и что-то добавив к этому, а перед тем как он обратился к людям во второй день ташрика, ему была ниспослана сура «Помощь».

 

В 13-й день месяца зу-ль-хиджжа после побивания идолов камнями Пророк ﷺ покинул Мину, добрался до Абтаха ', остановился там и совершил на этом месте полуденную, послеполуденную, закатную и вечернюю молитвы. Затем он отправил ‘Аишу в сопровождении её брата ‘Абд-ур-Рахмана бин Абу Бакра в ат-Тан‘им, чтобы оттуда она смогла вернуться в Мекку для совершения умры. ‘Аиша вошла в состояние ихрама и совершила умру, а на заре вернулась обратно. После возвращения ‘Аиши Пророк ﷺ дал сигнал трогаться в путь, вернулся к Каабе и совершил вокруг неё прощальный обход, совершив там и утреннюю молитву, а затем он двинулся обратно в Медину, выехав из Мекки со стороны нижней части города. Когда же Посланник Аллаха ﷺ приблизился к Медине, он трижды воскликнул: «Аллах велик!» — и произнёс такие слова: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, хвала Ему, всё принадлежит Ему, и Он всё может! Мы возвращаемся, каемся, Господу нашему поклоняемся и Ему воздаём хвалу! Аллах сдержал Своё обещание, помог Своему рабу и один сокрушил племена!»

 

Поход Усамы бин Зейда

 

Итак, Пророк ﷺ вернулся в Медину и оставался там, прославляя Господа своего за то, что Он дал ему увидеть, как люди присоединяются к религии Аллаха толпами, и порадоваться успеху своего призыва, распространению которого он посвятил около 23 лет своей жизни. В этот период в Медине побывали несколько делегаций, а Усаме бин Зейду было велено готовить в поход 100 всадников, которых ему предстояло повести на Балку и Дарум, что находятся на территории Палестины. Отряд двинулся в путь и через некоторое время сделал остановку в аль-Джурфе в трёх милях от Медины, где Усама получил тревожные сведения о болезни Пророка ﷺ. Усама остался там, ожидая его выздоровления, но Господу было угодно забрать Посланника Аллаха ﷺ к Себе, а этому походу было суждено стать первым военным походом мусульман, совершённым в период правления Абу Бакра (р.а.).

 

Вопросы и задания

 

1. В каком году состоялось прощальное паломничество Пророка ﷺ?

 

2. Какие напутствия сделал Пророк ﷺ мусульманам при совершении прощального хаджа?

 

3. Расскажите об обрядах паломничества, которые совершал Пророк ﷺ.

 

4. Что означают слова Всевышнего «Сегодня привёл Я к совершенству вашу религию, довёл до конца милость Свою и одобрил Ислам как религию для вас»? (5:3).

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi