Урок 27: Щедрость и жадность, часть 2 - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Фаджр 04:19
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:19 05:36 12:00 16:26 18:18 19:35
свернуть
Календарь
Хиджра
19 Рамадан 1445
Григорианский
29 марта 2024

Циклы уроков

Урок 27: Щедрость и жадность, часть 2

Урок 27: Щедрость и жадность, часть 2

Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия  |  Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид


 

По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса. На прошлом уроке мы начали урок на тему жадности и щедрости. Мы приводили несколько рассказов о жадности и её вредном влиянии. Имам Газали сказал: "Жадность и щедрость делятся на степени, самая высокая степень щедрости, это "аль-исар" - помогать другим, когда ты сам нуждаешься в этом. Щедрость в арабском языке "ас-саха" (السخا), "аль-джуд" (الجود), "аль-исар" (الإيثار) делится на три вида. "Ас-саха" - самая низкая степень щедрости — это расходовать оставшееся имущество в пользу нуждающихся или не нуждающихся людей. Жадность тоже делится на ступени, самая низшая степень жадности, это проявлять жадность к самому себе. То есть люди, которые предпочитают отдавать другим то, в чем они сами нуждаются по причине того, что они видят их выше себя. Или, когда, даже владея имуществом, они не расходуют его на себя, из-за жадности к себе. Разница между этими двумя людьми как небо и земля.

 

Некоторых людей Всевышний наградил щедростью, таким нравом, что такой человек всегда проявляет благое отношение к другим. Если у человека нет таких качеств, то он должен стремиться к этому. Сподвижников Пророка (ﷺ) Всевышний хвалил именно за это качество. В Священном Коране говорится:

 

"Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются" (59:9).

 

Передается от матери правоверных Айши (р.а): "Посланнику Аллаха (ﷺ) не приходилось есть досыта в течение трех дней подряд". Также госпожа Айша (р.а) сказала: "Бывало так, что в течение двух месяцев в домах Пророка (ﷺ) не разжигали огня". Все из-за того, что Посланник Аллаха был практически нищим. Он отдавал в качестве милостыни все имущество, которое ему приходило, спал на земле, а иногда не находил еды. 

 

Передают, что Абу Хурейра (р.а) рассказывал: "Однажды к Пророку (ﷺ) пришел человек, и он послал кого-то к своим женам. Они ответили: "У нас нет ничего, кроме воды". Тогда Посланник Аллаха (ﷺ) спросил: "Кто примет его у себя?". Один из ансаров сказал: "Я". Затем он отвел его в дом, и сказал жене: "Окажи уважение гостю Посланника Аллаха (ﷺ)". Она сказала: "У нас нет ничего, кроме еды для детей". Тогда он сказал: "Приготовь еду и зажги светильник, а когда дети захотят поужинать, то уложи их спать". Она приготовила еду, зажгла светильник и уложила спать детей, а потом встала, будто бы желая исправить светильник, и погасила его. Затем они стали делать вид, что едят, и легли спать голодными. Наутро он отправился к Посланнику Аллаха (ﷺ) и тот сказал:

 

"Этой ночью Аллах подивился тому, что вы сделали!".

 

А затем Аллах ниспослал аят: "Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются".

 

Есть жадность и есть щедрость, какова их величина и истинность. Из аятов Корана, хадисов Пророка (ﷺ), из трудов сахабов и ученых, мы узнали, что жадность является плохим качеством, которое разрушает человека, и что щедрость приводит человека к спасению. Теперь, чтобы называться щедрым, каким должен быть человек? И в каких случаях, поступках человек становится жадным. Кто-то может назвать одного человека жадным, а другой наоборот назвать щедрым. В целом, что такое жадность и щедрость?

 

Ученые дали объяснение этим словам, и привели разные мнения. Из этих мнений, некоторые ученые говорят: жадность — это присвоить себе то, что был обязан дать другим. Если человек исполнил свое обязательство, тогда он не жадный. Например, человек выплатил обязательный закят, если после этого он не поделился или не дал садака кому-то, он не является жадным.

 

По мнению имама Газали этого недостаточно. Например, человек не обеспечил семью, не накормил детей. Жена обращается в суд, судья обязывает в принудительном порядке платить алименты. Если он будет платить только то, что ему было вменено в обязанность, будет ли он считаться жадным или нет? Конечно же, он будет считаться жадным. То есть ограничиваться только обязательным, это неправильно.

 

По мнению других ученых: жадный человек — это тот, кто мучается, когда отдает. Имам Газали это мнение тоже считает неправильным, так как любой человек может страдать, отдавая что-то. Человек может пожертвовать девяносто процентов своего имущества и мучиться при этом, такой человек не жадный. Жадный это тот, кто отдает маленькую никчёмную вещь и при этом страдает.

 

Так же есть разное мнение касательно щедрости. Ученые говорят: щедрость — это отдавать без обязательств, и помогать не раздумывая. Другое мнение, что щедрость — это радоваться тому, что даешь, помогаешь другим. По мнению других ученых: низкая степень щедрости — это отдавать одну часть, другую часть оставлять себе. Средняя степень щедрости - большую часть отдавать другим, меньшую оставлять себе. Высшая степень — это все отдавать другим, даже если ты сам в этом нуждаешься.

 

Имам Газали пишет, что всех этих определений недостаточно. Чтобы нам понять, что такое щедрость и жадность, мы должны знать, что Всевышний создал деньги для определенной цели. То есть у денег есть своя функция, это удовлетворять потребности людей. Человек может использовать деньги, как по назначению, так и не по назначению. Не отдавать там, где нужно давать — это жадность. Расходовать там, где не нужно расходовать — это излишество, расточительность. А щедрость — это то, что между этими двумя. В Священном Коране говорится:

 

«Не скупись, словно твоя рука прикована к шее, и не будь непомерно щедрым, а не то тебя будут порицать, и будешь ты печалиться» (17:29).

 

Использование по назначению — это обязательные расходы, утвержденные шариатом, второе — это расходы в обычном понимании, утвержденные жизненным укладом и традицией. Утвержденные шариатом — это закят, садака. Те, кто не выплачивает закят или выбирает худшее, считаются из числа жадных. Например, когда из сорока овец, выбирает самую тощую.

 

Расходы, утвержденные жизненным укладом, могут быть различные. Например, человек может дать деньги своему другу, у которого с ним хорошие отношения. Но если подойдёт незнакомый человек и попросит деньги, то он усомнится, дать или нет, а может он мошенник. Сейчас такое время, что, даже помогая другому, человек проявляет осторожность. Порой в мечеть приходят здоровые, крепкие ребята просят милостыню, а когда предлагаешь им какую-нибудь работу, заработок, они отказываются. У арабов был такой случай: один человек совершал кражу, притворяясь путником, у которого сбежала лошадь. Он просил других путников с лошадью довезти его, когда они соглашались, то скидывал их с лошади и ускакивал. В очередной раз, когда он совершил, таким образом, кражу, владелец лошади крикнул ему в след: "Постой! Можно я скажу тебе напоследок кое-что". Вор остановил лошадь и сказал: "Говори, что тебе?". Владелец сказал: "У меня к тебе просьба, никому не говори, не хвастайся, что совершил, таким образом, кражу". Когда вор спросил: "Почему?", владелец ответил: "Если такая весть распространится, из-за таких как ты, люди перестанут помогать тем, кто действительно нуждается в помощи". Порой из-за таких людей, закрывается одна из дверей благодеяния.

 

Имам Газали говорит, выплачивайте закят, так как закят сохраняет вашу веру, а сохранить веру намного важнее, чем сохранить ваши деньги. А если не расходовать на традиционные, жизненные траты, то человек лишается гуманности. Еще одно условие, чтобы быть щедрым — это не надеяться ни на какое благо, кроме блага ахирата (следующей жизни). Если вы думаете: я помогу ему сейчас, то он поможет мне завтра вдвойне; или если я сейчас помогу, то, затем, покажусь всем щедрым; или займусь благотворительностью, чтобы познакомиться с влиятельными людьми; и другие намерения человека, который думает о своей выгоде. То такой человек не является щедрым. Как говорил Посланник Аллаха (ﷺ):

 

«Три вещи являются гибелью: жадность, которой повинуются; страсть, за которой следуют; и восхищение человека самим собой».

 

Есть две причины проявления человеком жадности: первая, это любовь к удовольствию, достигаемое через имущество, ложные надежды и, когда нет ложных надежд, но есть наследники.

 

В хадисе от ибн Маджа сообщается, что Пророк (ﷺ) сказал: "Поистине, ребенок является причиной жадности...".

 

Смысл хадиса в том, что ребенок становится причиной жадности по той причине, что отец начинает откладывать деньги и перестает расходовать на пути Аллаха, желая припасти все для своего ребенка. В Коране Всевышний говорит:

 

"Пусть не отвлекает вас ни ваше имущество, ни ваши дети от поминания Аллаха..." (63:9).

 

Вторая причина, это любовь к имуществу. Когда человек не рассматривает имущество как причину достижения удовольствия, а просто любит имущество из-за самого имущества. То есть, бумажная купюра отличается от газетной купюры тем, что купюрой можно удовлетворить свои потребности. Но люди забывают, что это всего лишь инструмент, и любят имущество за то, что оно является имуществом.

 

Что нужно делать человеку, чтобы избавиться от жадности? В первую очередь, если у вашего нафса большой список желаний, то его нужно сократить. Например, если любите сытно поесть, то принимайте пищу небольшими порциями, если любите дорогие машины, старайтесь довольствоваться тем, что имеете. Ложные надежды нужно лечить вспоминанием о смерти.  Вспоминать тех, кого уже рядом с нами нет. Читать больше о жадности, анализировать. Напоминать себе, что все блага от Аллаха, что любое общество не любит жадных. Человек должен знать о пользе щедрости и вреде жадности, наносимой ему. Наравне со знанием у человека должны быть деяния. Если в вашем сердце свет имана (веры) начнет разгораться, и вы захотите стать щедрым, то должны приступать немедленно. Так как шайтан в этот момент будет наущать вас, пугать бедностью. Благое деяние ценится немедленным его совершением.

 

О других методах избавления от жадности пройдем по воле Аллаха в следующем уроке.

 

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi