Урок 33. Глава 3: 33 хадис - Рияду ас-Солихин - Сады праведных
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Зухр 12:00
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:21 05:38 12:00 16:25 18:17 19:34
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Рамадан 1445
Григорианский
28 марта 2024

Циклы уроков

Урок 33. Глава 3: 33 хадис

Урок 33. Глава 3: 33 хадис

Урок 32. Глава 3: 32 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
3 июн. 2020 8 407 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия 


 

Уважаемые слушатели, мы продолжаем уроки, основанные на книге «Рияду Ас Солихин» Глава о терпении. Имам Ан Навави (р.а.) приводит следующий хадис Посланника Аллаха (ﷺ). Этот урок у нас по счету 33. С дозволения Аллаха, мы дальше продолжаем изучать хадисы на тему терпения. Этот хадис передается со слов Аишы, да будет доволен ею Аллах, что однажды она задала Посланнику Аллаха (ﷺ) вопрос о болезни, по причине которой умирают люди. Аиша, да будет доволен ею Аллах, спросила у Посланника Аллаха (ﷺ) о чуме. Посланник Аллаха (ﷺ) сообщил ей, что чума является мучением, которое Всевышний Аллах ниспосылает на кого пожелает. И также он сказал о том, что Всевышний Аллах сделал эту болезнь милостью для верующих. Поэтому любой раб Аллаха, который останется в своем городе, если в этой местности распространится чума, или другая болезнь, проявляя терпение, и надеясь на награду Аллаха, так как он знает, что не постигнет его ничто иное, кроме того, что предписал ему Аллах, то это человек получит такую же награду, как и павший за веру, то есть стал шахидом. Хадис передал нам Имам Бухари (р.а).

 

Здесь Посланник Аллаха (ﷺ) сообщает об эпидемии, о том, что по Воле Аллаха, это наказание для какой-то общины, так же это милость Аллаха для уверовавших людей. Даже если происходит какая-либо эпидемия, чума, даже если пандемия, как в данный момент, то Ислам призывает быть ответственным не только за свою жизнь, но также и за жизни других. Например, наши имамы приводят пример следующего характера. Например, в свете последних событий, связанных в коронавирусом, давайте обратимся к сунне Посланника Аллаха (ﷺ) и в целом вспомним, как реагировали сподвижники (р.а.) на чуму, и подобные заразные болезни. Что они предпринимали? Делали ли деяния, на вышеупомянутый хадис Посланника Аллаха (ﷺ)? Сначала наши имамы приводят хадис, где Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

 

«Я попросил моего Господа о 3 вещах. Де Он мне миловал, а третью - нет. Я попросил Его, не губить мою общину целиком, по причине внешних факторов. То есть будь это заболевание, или стихийное бедствие. И всевышний Аллах миловал мне это, я попросил Его не дать внешним врагам уничтожить мою общину целиком, и Он также миловал мне это. Я попросил Его не допускать вражды между мусульманами, и Он не дал мне этого».

 

Хадис передал имам Муслим. То есть другими словами Аллах будет защищать умму Мухаммада (ﷺ) от всех внешних бед, однако мусульмане должны сами на себя взять ответственность за установление мира и согласия друг с другом. Первая часть хадиса показывает нам, что никакой вирус и никакая болезнь не может целиком уничтожить всех мусульман на земле. Но в то же время мы должны помнить о том, что при малейшем изменении вокруг, будь то сильный дождь, ливень землетрясение, засуха, это приводило к тому, что Пророк (ﷺ) совершал дополнительные молитвы. Своим примером он показал, как мы должны реагировать на любые изменения вокруг нас. Что касается непосредственно эпидемии, инфекционных заболеваний, или как упоминается в этом хадисе – чумы, уносящие большое количество жизней, то Пророк (ﷺ) сказал, что это наказание, которое Аллах посылает на того, на кого захочет. Так же Аллах это сделал милостью для верующих. Али (р.а.) сказал:

 

«Если какое-то испытание сблизит раба к Всевышнему Аллаха, воистину это испытание будет для него милостью. А если это испытание отдалит его от своего Господа, то воистину оно будет для него наказанием».

 

Посланник Аллаха (ﷺ) здесь так же упоминает, что Всевышний Аллах ниспосылает наказание на того, кого захочет, и также, Он сделал это наказание милостью, для верующих. Здесь в хадисе упоминается, первое, остался в этом же месте, проявляя терпение, и второе зная, что его постигнет только то, что предопределил ему Всевышний Аллах. То есть здесь указывается на 2 условия. Посланник Аллаха (ﷺ) упоминает именно в этом хадисе 2 условия, которые мусульманин должен придерживаться, и в результате, в Судный День получить смерть, как смерть шахида. Анас ибн Малик (р.а.) объясняет этот хадис, говоря следующее, что чума это и есть шахада для верующего мусульманина.

 

Была ли эпидемия чума во время жизни Пророка (ﷺ)? Ответ на этот вопрос, мы узнаем у известных имамов. Наши имамы говорят, что во время Посланника Аллаха (ﷺ) эпидемии, пандемии не было. Однако Посланник Аллаха (ﷺ) уже предсказал об этой болезни в своем веке. Ауф ибн Малик (р.а.) пришёл к Пророку Мухаммаду (ﷺ) во время битвы при Табуке, и Посланник Аллаха (ﷺ) сказал ему:

 

«О Ауф ибн Малик, считай 6 событий, которые произойдут перед наступлением судного часа. Первое, это моя смерть. Второе, завоевание Иерусалима. Третье, наступит гибель людей, которая забирает вас, подобно тому, как забирает овечья чума. Четвертое, станут в избытке деньги, и дойдёт до того, что человеку дадут 100 динаров, но при этом он останется недовольным. Пятое, начнется смута, когда не останется ни одного арабского дома, до которого бы она не дошла. И шестое, договор между мусульманами и Бану Асфар. Они совершат вероломство. И придут к вам под 80 знамениями. И под каждым знамением будет 12 000».

 

Хадис передается от Имама Бухари. Если внимательно посмотреть на этот хадис, который привели сподвижники, то можно легко понять, почему сподвижники думали, что судный день наступит при их жизни. Потому что Пророк (ﷺ) покинул этот мир по григорианскому календарю в 633 году, а завоевание Иерусалима произошло в 637 году. Амуаская чума постигла мусульман уже в 639 году. И мы знаем из истории ислама, что амуаская чума, убила сотни сподвижников, и тысячи табиинов того времени. Халифом в это время был известный сподвижник Пророка (ﷺ) Умар ибн Аль Хаттаб (р.а.), второй халиф после Абубакра (р.а.). Умар ибн Аль Хаттаб (р.а.) решил поехать в место, где разгорелась чума. На встречу к нему вышли несколько мусульман во главе с Абу Убайдой Ад Джаррах (р.а.). И он рассказал, что мусульмане падают от чумы, словно овцы. Здесь хочу отметить, что он использует аналогию, из вышеупомянутого хадиса Посланника Аллаха (ﷺ). То есть Посланник Аллаха (ﷺ) еще в то время предсказал, что людей будет забирать смерть, словно забирает животных, по причине овечьей чумы. И поэтому он использует аналогию из вышеупомянутого хадиса. Умар ибн Аль Хаттаб (р.а.) начал советоваться с мусульманами о том, каким должен быть его следующий шаг. Ибн Аббас (р.а.) передает о том, что ансары поддержали, а мухаджиры вышли против. Затем начались разногласия среди мусульманской общины. Большинство мусульман рекомендовало вернуться ему в Медину вместе со всеми прибывшими мусульманами. Они сказали, что ситуация итак катастрофическая и если чума еще поразит халифа правоверных, то это будет тяжелым ударом для мусульманской уммы.  Не говоря уже о том, что даже если он и выживет от чумы, то сможет заразить кого-то в Медине. А другая часть мусульман посоветовала ему все-таки уповать на Аллаха, и войти в этот город. Умар (р.а.) решил вернуться в Медину, так как большинство мусульман просили его вернуться обратно, не входя в город. Тогда Убайда (р.а.) спросил у него:

 

«О повелитель правоверных, неужели ты убегаешь от предопределения Аллаха?». И Умар (р.а.) ответил ему: «Я убегаю от одного предопределения Аллаха к другому предопределению Аллаха».

 

Это известная история, которую передали нам большое количество сподвижников. Таким образом, отсюда мы должны понять, что упование на Аллаха — это не признак безрассудства. Это выполнение должного, и доверие Аллаха в остальном. ТО есть причинить вред себе сознательно или воспринимать возможный вред не серьезно, не обозначает мужество или упование на Аллаха. После того как Умар (р.а.) сказал свои вышеупомянутые слова, подошел Абдуррахман ибн Ауф (р.а.) и сказал, что Пророк (ﷺ) научил его:

 

«Если вы услышите, что в какой-то местности разгорелась чума, то не посещайте эту местность. А если чума разгорелась в вашей местности, то не покидайте эту местность».

 

В вышеупомянутом хадисе, Посланник Аллаха (ﷺ) так же призывает не покидать эту местность, надеясь на большое вознаграждение и при этом проявляя большое терпение. Тогда человек непременно получит смерть шахида. Таким образом, Пророк (ﷺ) уже в 6 веке научил сподвижников условиям карантина. Хотя официально мы знаем, что он появился только в 14 веке. Когда чума разгорелась в Венеции, и они поставили условие, что любой корабль должен оставаться в своей местности, в течении 40 дней. То есть карантин с латинского языка означает «40». На этом обсуждение вопроса закончилось и Умар (р.а.) вернулся обратно в Медину. Однако он очень беспокоился об Убайде (р.а.). Он сильно любил его и хотел, чтобы он также вернулся в Медину вместе с ним. И поэтому Умар (р.а.) написал ему письмо, в котором он не обозначал свое беспокойство напрямую, потому что тогда бы Абу Убайда (р.а.) отказался бы приехать. Он сказал, что нуждается в Абу Убайде для решения какого-то вопроса и поэтому попросил сразу же выехать его в Медину после получения письма. А что делает Абу Убайда? Прочитав это письмо, он просто засмеялся, так как он сразу примерно понял, для чего Умар – повелитель муминов, зовет его в Медину. И он написал ему в ответ, что не оставит своих людей. Что он доволен предопределение своего Господа, и смерть в этом случае будет шахадой. Здесь Абу Убайда (р.а.) делает полноценное деяние на вышеупомянутый хадис, который мы начали. То есть он категорически отказался оставить своих людей, и то что он доволен предопределением своего Господа проявляя терпение и что смерть в этом случае будет шахадой.

 

Умар (р.а.) ждал с нетерпением ответа. Когда ему принесли ответ, сахабы собрались вокруг него и Умар (р.а.) разрыдался, прочитав ответ. И люди спросили: «Абу Убайда (р.а.) умер?», на что Умар (р.а.) ответил: «Нет, но в тех условиях выжить невозможно». И через некоторое время они действительно получили известие о его смерти. Но до своей смерти, Абу Убайда (р.а.) увидел, что ситуация сильно ухудшается, поэтому он позвал Абу Мусу аль Ашари, так же известный сподвижник Посланника Аллаха (ﷺ) и попросил его объездить окрестности и найти место, куда можно было бы собрать всех заразившихся больных. И Абу Муса подчинился ему, зашел домой и увидел, что его жена так же заболела чумой. Она умерла в этот же день. Тогда Абу Убайда (р.а.) сам сел на верблюда и поехал искать подходящее место. После этого он сам внезапно заболел, упал и понял, что находится в предсмертном состоянии. Люди подбежали к нему, и он оставил им прекрасное назидание:

 

«Аллах предписал смерть всем сыновьям Адама. И поэтому все мы умрем. Самый умный потомок Адама это тот, кто подчиняется наилучшим образом. И кто подготовился к последующей жизни».

 

Абу Убайда (р.а.) умер в возрасте 58 лет. Своим приемником он назначил Муаза ибн Джабаля (р.а.). В это время ему исполнилось всего лишь 33 года. Когда Муаз ибн Джабаль (р.а.) увидел смерть Абу Убайды он сказал:

 

«Это милость от Всевышнего и исполнение Пророчества нашего Пророка (ﷺ). И причина смерти праведных мусульман до тебя. О Аллах, пусть семья Муаза получит большую часть этой милости».

 

После этого дуа, Муаз (р.а.) узнал, что умерла вся его семья. То есть 2 дочери, 2 сына и жена. Все стали шахидами. И через некоторое время умер и сам Муаз (р.а.). После Муаза приемником был назначен Амр ибн Аз (р.а.). Он был прекрасным стратегом, талантливым полководцем. И поэтому используя свои прагматичные подходы, он сказал:

 

«Когда среди людей распространяется такая болезнь, то люди становятся похожими на огонь. Поэтому мы должны подняться на более высокую местность, и оставить всех заболевших здесь».

 

То есть так же, как и в нынешнее время контактировавшим людям организовывают карантин, точно так же Амр ибн Аз (р.а.) разделил всех людей на группы, запретил ходить в общественные места и на любые собрания. Затем они выехали в горы где разбили палатки. И таким образом им удалось выжить, и остановить распространение чумы, с дозволения Аллаха. Вот такие истории происходили во время правления Умара ибн Аль Хаттаба (р.а.).

 

Какие выводы мы должны сделать из этих историй? Первое, если бы люди освобождались от таких испытаний, по причине своей праведности, то разве кто-либо из нас может превзойти праведностью Абу Убайду или Муаза (р.а.)?

 

Второе, чума вирус, эпидемия, пандемия может быть наказанием для одних людей, а милостью для других. И это решает только Всевышний Аллах. Это может усмирить государство и возвысить притесненных и униженных. Аллах предопределил судьбу каждого и только Он знает, что постигнет его.

 

Третье, практичность. Пророк (ﷺ) призывал нас думать об этом вопросе прагматично, то есть эффективно. Брать на себя ответственность, а не списывать все на упование. И мы должны подчиняться всем правилам, которые сейчас установили, в целях безопасность. Ведь мы не можем быть праведнее чем Абу Убайда (р.а.).

 

Четвертое, так же задаются вопросы на подобии «Смогу ли я в этом году совершить умру?» или «Смогу ли я в этом году совершить хадж?». В таких неопределенных условиях, следует сделать твердое и искреннее намерение, выполнить все приготовления и уповать на Всевышнего. Даже если у вас не получится поехать в Хадж в этом году именно из-за пандемии, то награда от Аллаха будет в любом случае.

 

Пятое, напоминание о том, как хрупка наша жизнь. Напоминание о том, что никто из нас не знает где и как мы умрем.

 

Шестое, прокрастинация в поклонении. Кто-то может сказать, что он начнет читать намаз или держать пост после какой-либо определённой даты или события, потому что он живет спокойной жизнью и ему ничего не угрожает. Однако если завтра вспыхнет коронавирус в нашем городе, то сколько бы людей немедленно изменили свое отношение к поклонению? Так почему бы нам не вспомнить что вне зависимости от того, будет ли вспышка в нашей местности или не, но смерть неизбежна. И суд Аллаха так же неизбежен. Мы знаем, что все мечети закрыты. Но также мы знаем о том, что двери прощения, раскаяния, милости открыты всегда до Судного дня. Пусть Всевышний защитит нас от грехов от вреда, которые мы не можем контролировать. Пусть Всевышний дарует благо в этой жизни и в следующей, защитит нашу семью. Пусть Аллах дарует нам прощение. Пуст Всевышний Аллах сделает нас такими, чтобы мы были готовыми к смерти, и прожить нашу жизнь наилучшим образом, с наибольшей эффективностью, чтобы заслужить довольство Аллаха в Судный день.

 

Уважаемые слушатели, пусть Всевышний Аллах укрепит наше сегодняшнее полученное знание. С дозволения Аллаха, мы закончили наиважнейший хадис, именно совпадающий с ситуацией в наше время. Мы должны укрепить этот хадис в наших сердцах, и делать полноценные деяния этому хадису, как следовали в свое время сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах.

 

Урок 34. Глава 3: 34 хадис

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi