85 урок. Сура Аль-Бакара, аят 245 - Тафсир Корана
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 19:34
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:21 05:38 12:00 16:25 18:17 19:34
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Рамадан 1445
Григорианский
28 марта 2024

Циклы уроков

85 урок. Сура Аль-Бакара, аят 245

85 урок. Сура Аль-Бакара, аят 245

Дни выхода уроков: 4 раза в месяц
11 июн. 2021 3 056 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке мы изучили 244 аят. В следующем 245 аяте Всевышний Аллах сказал:

 

مَّن ذَا الَّذِي يُقْرِضُ اللّهَ قَرْضًا حَسَنًا فَيُضَاعِفَهُ لَهُ أَضْعَافًا كَثِيرَةً وَاللّهُ يَقْبِضُ وَيَبْسُطُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Если кто-либо даст Аллаху прекрасный заем, тому Он воздаст многократно. Аллах удерживает или наделяет щедрой долей, и к Нему вы будете возвращены».

 

Относительно этого аята у ученых есть два мнения, одни считают, что этот аят связан с предыдущим аятом, где сказано:

 

«Сражайтесь на пути Аллаха и знайте, что Аллах – Слышащий, Знающий».

 

То есть Всевышний говорит, сражайтесь на пути Аллаха, а если у вас нет возможности, то помогайте тем, кто сражается, давайте им прекрасный заем, и знайте, что вы будете возвращены к Аллаху. Также говорится, что Аллах уменьшает либо преумножает пропитание человека. Другими словами, не нужно надеяться на свое имущество, нужно раздавать их на пути Аллаха, так как Аллах дарует удел кому пожелает. Это мнение одной группы ученых, которые связывают этот аят с предыдущим аятом. Таким образом, слово «прекрасный заем» — это расходования своего имущества на пути Аллаха. Относительно того, какое имущество, какой это заем? Ученые разделились в этом вопросе, одни считают, что это садака которое не является ваджибом, обязательным. В качестве довода они приводят историю сподвижника, связанную с этим аятом. Ученые, которые придерживаются этого мнения и считают эту историю «сабабу нузуль» (причиной ниспослания). Но в основе, эта история произошла после того, как этот аят был ниспослан Пророку . В некоторых риваятах приводится:

 

«Когда был ниспослан следующий аят: «Если кто-либо даст Аллаху прекрасный заем…», Абу Дахдах спросил: «О Посланник Аллаха! У меня есть два сада, клянусь Аллахом, у меня нет ничего кроме них. Если я отдам одну из них как заем Всевышнему Аллаху, вернется ли мне такой же в раю?». Посланник Аллаха на это сказал: «Да». Абу Дахдах спросил: «Будет ли вместе со мной в этом саду Умму Дахдах и мои дети?». Пророк сказал: «Да». Затем Абу Дахдах отдал как садака лучший из своих садов – это сад в котором шестьсот пальм, дом и колодец. Когда Умму Дахдах услышала эту весть, то обрадовалась и сказала: «Ты совершил очень выгодную сделку». Посланник Аллаха сказал: «Сколько будет у Абу Дахдаха огромных гроздей фиников в Раю!».

 

Из этой истории ученые сделали вывод, что «прекрасный заем» — это садака которое не является обязательным. У этой истории есть и другие риваяты.

 

Другие же ученые считают, что «прекрасный заем» — это обязательная садака. В качестве довода они приводят завершение аята, «и к Нему вы будете возвращены». Поэтому выплачивайте обязательную милостыню.

 

Одни ученых считают, что это самостоятельный аят, и он не связан с предыдущим аятом. А значение слов «прекрасный заем» — это тасбих Аллаху. Некоторые ученые не согласны с таким мнением, так как слово «аль икраб» (заем) не подходит к значению тасбиха.

 

Имам Фахруддин ар-Рази считает, что такое значение имеет место быть для тех, у кого нет возможности расходовать на пути Аллаха. Доводом этому мнению служат другие истории из жизни Пророка . В один день, к Пророку пришли бедные, неимущие люди и сказали: «О Посланник Аллаха! Богатые люди могут позволить себе все благие дела, что же делать нам?». Тогда Пророк сказал им совершать определенный тасбих и зикр после каждого намаза. То есть для тех, кто не может собрать блага имуществом, Всевышний Аллах дает возможность восполнить зикром и тасбихом. Поэтому, «прекрасный заем», – это расходование имущества для богатых, а для бедных – тасбих и зикр.

 

В продолжении аята сказано «...тому Он воздаст многократно». Один ученый сказал об это хорошие слова: «Все займы в этом мире, которые приносят сверху доход являются запретными, только заем, выданный Аллаху, является дозволенным».

 

В основе, если человек дал взаймы определенную сумму, то он должен получить обратно столько же. Все что сверх этой суммы, считается ростовщичеством. Одни ученые считают, что слово «заем» приводится в переносном смысле, так как заем просит только нуждающийся, по отношению к Аллаху это невозможно. В целом слово «кард» с арабского означает делить, разрезать что либо, то есть вы разрезаете, отделяете что-то от своего имущества.

 

Ученые говорят, что заем лучше, чем садака, так как вы даете заем нуждающимся людям, которые просят вас о помощи. Когда вы даете садака, то он может не нуждаться в этом. В большинстве случаев садака выплачивают из излишних средств, когда же вы даете заем, вы отдаете из средств, которые вы не планировали отдавать. Поэтому говорят, что заем лучше, чем садака. «кардан хасана» (прекрасный заем), — это безвозвратный заем. Заем должен быть, во-первых, дозволенным, во-вторых, человек не должен требовать возврата, в-третьих, нужно давать займы ради довольства Аллаха.

 

При соблюдении всех трех требовании заем будет прекрасным. Когда вы даете заем, Всевышний, показывая достоинство этого поступка, говорит, что вы даете заем Аллаху. В пример можно привести хадис, где Посланник Аллаха сказал:

 

«В Судный день Всевышний Аллах скажет: «О сын Адама, Я болел, а ты не навестил Меня!». Тот человек, к которому Он обратился, скажет: «О Господь мой, как же я мог навестить Тебя, когда Ты – Господь миров?!». Аллах скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой заболел, а ты не навестил его? Разве не знал ты, что если бы ты его навестил, то нашел бы рядом с ним и Меня? О сын Адама, Я просил тебя накормить Меня, но ты Меня не накормил!». Человек скажет: «О Господь мой, как же я мог накормить Тебя, когда ты Господь миров?!». Аллах скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой просил тебя накормить его, а ты не накормил его? Разве ты не знал, что если бы ты накормил его, то потом непременно нашел бы это у Меня?».

 

То есть, слова «заем Аллаху», или как приведено в хадисе «навестить Аллаха», «накормить Аллаха», все эти слова в переносном смысле. В прямом смысле их использовать невозможно. Так как Аллах не нуждается в займе, поскольку все человечество, вся вселенная принадлежит Всевышнему Аллаху. Как приводится в хадисе, если все человечество и джинны попросят Аллаха выполнить их нужды, то Аллах Могучий выполнил бы и это нисколько не убавило бы от Него.

 

Аллах Всевышний принимает расходование на Его пути как займ, Он многократно воздаст за это благами, как и положено возвращать займ. В продолжении аята говорится:

 

«Аллах удерживает или наделяет щедрой долей, и к Нему вы будете возвращены».

 

Относительно слов «удерживает или наделяет», у ученых есть два мнения. Первое, что Аллах сокращает и увеличивает блага, пропитание. Согласно второму мнению, Аллах сужает или расширяет сердце человека. Как приводится в хадисе:

 

«Поистине сердце находится между пальцами Аллаха, и Он переворачивает его как пожелает».

 

Поэтому Пророк в своем дуа говорил:

 

«О Аллах! Ты – Тот, Кто меняет наши сердца. Укрепи мое сердце в Твоей религии».

 

Тот, кто понимает, что Аллах сокращает удел и увеличивает кому пожелает, с легкостью расходует свое имущество на пути Аллаха, он не огладывается на свое имущество, уповает на своего Господа. Посему не проявляйте жадность к имуществу, которым Аллах вас щедро одарил по Своей милости.

 

Это толкование ученых относительно значения данного аята. В следующем аяте Всевышний Аллах сообщает нам о страхе человека перед сражением на пути Аллаха, на примере предшествовавших общин. По воле Аллах изучим этот аят в следующем уроке.

 

Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك

«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi