Руслан Каиргельды: Отношения, брак, многоженство, развод и контрацепция в исламе
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Иша 21:51
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:47 05:20 12:54 18:03 20:17 21:51
свернуть
Календарь
Хиджра
6 Шавваль 1442
Григорианский
18 мая 2021

Статьи

Руслан Каиргельды: Отношения, брак, многоженство, развод и контрацепция в исламе

| A | +

 

АУДИО ВЕРСИЯ


Добро пожаловать в разговоры в степи, в первом эпизоде мы будем говорить об отношениях и браке в исламе с вами ведущая Мөлдір Мухит и Гульнар Наурызбай. В гостях Руслан Каиргельды, устаз Центральной мечети г. Алматы.

 

Гульнар Наурызбай: Есть огромное количество предубеждений и стереотипов, что в Исламе если образовывается какая-то семья, то чаще всего это происходит таким образом, что молодые люди виделись один раз, а на следующий день они поженились. Правда ли это? То есть, как вообще происходит знакомство в Исламе?

 

Руслан Каиргельды: Я сам был несколько раз свидетелем того, что в принципе такое бывает. Они очень счастливы. Наверное, здесь ответить надо более развернуто. То есть сказать о том, можно ли девушке и парню общаться, знакомиться, встречаться, проводить вместе время и т.д.

 

Все мы знаем, что с точки зрения Ислама, для парня и девушки в Исламе вести беседу, проводить время, встречаться, гулять, ходить в кино и т.д. является харам, следовательно, запрещено, по той простой причине, что это приведет к запретному. Это все запрещено до брака. Но, конечно же, им дозволительно встречаться и общаться до брака, задавать вопросы, узнавать друг друга, если у них намерение жениться или выйти замуж. Другой вопрос в том, как все это должно происходить с точки зрения Ислама. Во-первых, это все должно происходить при свидетелях и обязательно должны быть осведомлены родители. Обязательно должен знать опекун девушки. Место встречи должно быть людным, общественным. Это может быть и парк и ресторан.

 

Гульнар Наурызбай: А кино?

 

Руслан Каиргельды:  Нет, вряд ли этим местом может быть кино. Поскольку в кинотеатре сложно узнать друг друга лучше. С обеих сторон обязательно должны присутствовать свидетели. То есть, если это брат, дядя, тетя — это только приветствуется. Конечно же, они не будут все вместе сидеть. Парень и девушка будут сидеть друг напротив друга, и недалеко от них будут сидеть свидетели. Они будут задавать друг другу вопросы, узнавать и т.д.

 

Мой совет для парней: не нужно что-либо приукрашивать. Надо быть честным, искренним, задать свои интересующие вопросы, рассказать по каким критериям вы ищете супругу, свои задачи и цели и т.д. так же и девушка может задавать все интересующие ее вопросы и получить на них ответ. Далее все должно происходить по алгоритму шариата.

 

Гульнар Наурызбай: Спасибо за развернутый ответ. Вот, вначале Вы упомянули о себе. Можете ли рассказать свою личную историю? Вы сказали, что видели жену не столь долгое время.  

 

Руслан Каиргельды: Да, сейчас я точно вспомнил. Я видел свою жену 2 раза. И на 3-раз у нас уже был никах. Все встречи были строго при свидетелях. Я рассказал ей всё, что интересует ее про меня. То есть, в любом случае это не какие-либо интимные вопросы. Всё было в рамках шариата. И третий раз, по милости Аллаха у нас уже был никах, и Альхамдулиллях, 9-год мы живем счастливо, любим друг друга.

 

Гульнар Наурызбай: Потрясающе. На самом деле это очень классно. Но не было ли у Вас сомнений, если это не слишком личный для Вас вопрос, что двух встреч недостаточно?

 

Руслан Каиргельды: Я хочу внести здесь ясность. Чем больше встречаются молодые люди, тем меньше вероятности, что завтра они поженятся, и у них будет семья.

 

Гульнар Наурызбай: Но это Ваше личное мнение.

 

Руслан Каиргельды: Да, мне кажется, что это так. Вообще, хочу сказать, что в Исламе нет такого, что вы должны встретиться 1 или 2 раза, или 10 раз. То есть, в количестве встреч нет принципиально. Факт в том, что нельзя слишком часто встречаться, приглашать в кино, дружить. В Исламе вообще нет такого, что парень и девушка должны дружить, дарить другу подарки, ухаживать. То есть, в Исламе нет понятия дружа между парнем и девушкой. Рано или поздно, это приведет к греховному. Если вы встретились 1 или 2 раза, узнали все что вам нужно, и она узнала, после этого обязательно следует прочитать намаз истихара и если будет благо в этой потенциальной супруге, то Аллах сделает так, чтобы вы действительно поженились и у вас создалась семья. Если не будет в этом блага, то все произойдет само по себе и третьей встречи уже не будет.

 

Гульнар Наурызбай: Под благом Вы имеете ввиду какие-то знаки?

 

Руслан Каиргельды:  Да, конечно, Аллах сделает так, что все произойдет очень быстро и вы станете семьей.

 

Гульнар Наурызбай: А как же осознанность? Когда ты женишься в молодом возрасте, мне кажется, ты подходишь ко всему не осознанно. Ты молодой, у тебя кипит кровь. К браку надо подходить очень осознанно.

 

Руслан Каиргельды:  Ну, это уже совсем другой вопрос. Вообще, создавать семью эта одна из величайших сунн Пророка ﷺ. К этому действительно нужно подходить очень осознанно, серьезно и самое главное ответственно.

 

Я бы хотел сделать небольшое наставление. Когда к нам обращаются молодые ребята с желанием жениться, создать семью, говоря: «Устаз, познакомьте меня с той, с этой, найдите мне невесту» и т.д. Парадокс в том, что девушки так обращаются со словами: «Устаз, найдите такого-то такого парня, богобоязненного, хорошего». Мы сами должны знать, что Аллах очень Справедливый и если вы желаете чтобы Аллах сделал так, чтобы вы встретили богобоязненную спутницу жизни, кари, хафиз, красавицу и т.д., то на самом деле, вам надо обратить внимание на себя. Аллах Справедливый. Если вы действительно очень богобоязненный человек, лучше вас знает только Аллах, и вы знаете себя, поэтому нужно исправляться самому. Какой будете Вы, Аллах пошлет Вам такую же супругу.

 

Гульнар Наурызбай: Маленький вопрос: кари и хафиз, это что?

 

Руслан Каиргельды: Хафиз – это тот, кто полностью знает наизусть Коран. То есть в Исламе как принято, чем больше ты знаешь наизусть аяты и суры Корана, тем это предпочтительнее.

 

Гульнар Наурызбай: Хорошо. Возвращаюсь к самому началу вопроса и беседы. Моля, как сложилось у тебя в твоей семье? Сколько ты встречалась со своим мужем, прежде чем вы поженились?

 

Мөлдір Мухит: Начнем с того, что я практикующая мусульманка в Исламе очень давно. Я бы хотела начать с небольшой предыстории. В основном, встречаются 2-3 раза, если ты знаешь человека. Ты знаешь его родословную, кто его родители, окружение. Нет, ты не просто берешь и знакомишься совсем с левым, незнакомым человеком. Такое бывает очень редко. В основном это проверенный человек.

 

Гульнар Наурызбай: То есть, грубо говоря, это знакомый твоего знакомого или еще что-нибудь?

 

Мөлдір Мухит: Да. С моим мужем мы познакомились следующим образом. Он был другом моего брата. Его знали все. То есть мои родители, семья. И как-то так сложилось, что действительно, я в нем увидела своего будущего супруга. После определенных трех встреч при свидетелях, даже уже после первой встречи было понятно, что я вижу этого человека в качестве своего будущего супруга. Потому что наши цели, принципы жизни очень совпали. При встрече я подготовила определенные вопросы и, задавая эти вопросы, было понятно, что всё наше видение полностью совпадает, и я тоже не видела смысла долго тянуть с этим. Мы познакомились в середине августа. И уже в начале октября у нас был никах. Сейчас, уже больше полтура лет мы вместе.

 

Гульнар Наурызбай: А мне интересно, факт того, что нужен свидетель говорит о каком-либо недоверии человеку, который называет себя религиозным?

 

Мөлдір Мухит: Это не то, что не доверие. В Исламе это называется – махрам. То есть, это близкий человек, который должен в таких моментах присутствовать рядом. Это требование шариата. Мусульмане не задаются вопросом сомнительно это или нет. Если этого требует шариат, то они выполняют это. Тем более это такое серьезное начало в жизни.

 

Гульнар Наурызбай: Судя по Вашему опыту, и тому, что к Вам приходят за советами и т.д., скажите, пожалуйста, мне кажется, Моле очень повезло, что у нее со своим супругом были общие знакомые. А находясь в большом городе, как им быть? Тут это правило работает, скажите Руслан?

 

Руслан Каиргельды: Это называется традиционным видом знакомством. Лучше всего, когда подключаются близкие, знакомые, родственники или старшие люди. В казахской традиции это так. «Бізде ұл бар, сенде қыз бар». И исходя из этого, лучше всего возвращаться к этим методам. Знакомство через знакомых, родственников и т.д.

 

Мөлдір Мухит: У меня было так, что когда знакомились в социальных сетях, не зная друг друга, по итогу, при встрече понимали, что это абсолютно не то. Допустим, вроде он соблюдающий, но при этом ваши жизненные цели, какие-то позиции не совпадают. И ты думаешь, что лучше будет познакомиться через своих знакомых и т.д.

 

Гульнар Наурызбай: Вот, ты только что сказала про социальные сети. Можно ли в Исламе знакомиться онлайн?

 

Руслан Каиргельды: Не воспользоваться благами интернет ресурса тоже неправильно. Но, все-таки намного лучше, как я уже сказал, к традиционным методам, через знакомых. В Исламе есть такое понятие, что если молодые люди остаются одни, наедине, то третьим обязательно будет шайтан. То есть им нельзя встречаться в укромном месте, встречаться наедине и т.д. Интернет – это примерно, то же самое. Потому что там нет свидетелей. Они могут дозволить себе кое-какие вещи и в итоге совершить грех. Я не говорю, что на отрез нельзя пользоваться благами интернет ресурсов. Но, тем не менее, лучше возвращаться к традиционным методам.

 

Мөлдір Мухит: Я бы хотела добавить. Недавно я искала сайты знакомств, брачные агентства в Исламе и обнаружила очень много подобных сайтов. Оказывается, на мировом уровне это очень распространенно практикуется. Есть сайт mismatch. Там 3 миллиона пользователей, 60 тысяч успешных браков, хорошие отзывы. Там так же есть модераторы. То есть, когда ты общаешься с человеком, третий человек, модератор проверяет. Вопросы не должны выйти за рамки дозволенного. Следующий этап, когда ты лично хочешь познакомиться с девушкой, девушка оставляет номер телефона своего опекуна. То есть, получается, девушка не сама лично общается, а через проверенного человека. Если у этого человека искренние намерения, то он обращается. Подобный опыт есть в Великобритании, ест у нас в СНГ. Большой сайт nikahplus. И многие люди, если действительно не находят себе пары, то они обращаются к подобным агентствам. Эти услуги платные. Они могут потребовать каких-либо денег. У нас в Казахстане это также практикуется в Instagram, Facebook. Есть определенные страницы, на которых ты оставляешь свои данные. Такие как, возраст, национальность, предпочтения к будущей супруге или мужу. И действительно очень много людей, который находят таким способом себе пару. Немного странно, как можно довериться человеку, не зная его и просто определить с помощью анкеты.

 

Руслан Каиргельды: Если все рамки шариата будут учтены в соц.сетях, то думаю в этом проблем нет. Но, все-таки, это же интернет. Поэтому я думаю, что нет-нет, там за рамки выйти можно. Поэтому лучше всегда возвращаться к старым, проверенным, традиционным методам, как я уже говорил.

 

Гульнар Наурызбай: Ну не все же могут знакомиться через традиционные методы. Социальные сети так же небезопасны. И как быть?

 

Руслан Каиргельды: Я хочу привести один пример. Известный религиозный лектор, который был популярным лет 10 назад, он жил за границей, в арабских странах. У него было влияние на Казахстан, на жителей, на русскоязычное население среди мусульман. Однажды он запускает лекцию про никах. Сейчас я процитирую его слова: «Заключайте никах, братья и сестры. После никаха вы можете общаться встречаться, ходить в кино, горы, куда угодно. Она может снять платок, ты можешь посмотреть на нее, она на тебя. Когда вы решите что не подходите, друг другу, ты дашь развод и всё, проблем никаких нет. Она свободна, и ты свободен».

 

Я сам был свидетелем, что 10 лет назад, многие сестры обращались к нам в слезах, со словами: «Вот, встретила парня. Познакомились, сделали никах. Родители, опекуны не в курсе. И сейчас он меня бросил. Дал развод. Я осталась на произвол судьбы». Некоторые даже были в положении. И, видимо, все это дошло до самого лектора. Через некоторое время он вновь запускает лекцию, где говорит: «Братья и сестры, это все практикуется в арабских странах. Я здесь живу, и все это вижу. Проблем никаких нет. Поэтому я немного поторопился по отношению стран СНГ. Это все не работает, не действует. Я забираю свои слова обратно, лучше так не делать».

 

Понимаете да?! Были ужасные последствия. И здесь я боюсь того же самого. Если сказать: «Проблем нет. Надо пользоваться всеми благами интернет ресурса и т.д. Главное все правила соблюдайте и т.д.». Но, это же интернет. А никах, это такая тонкая вещь. Все равно можно выйти за рамки и последствия могут быть очень разными.

 

Гульнар Наурызбай: На самом деле, это также один из стереотипов, по крайней мере, которые образовались у меня. Я помню, что когда я училась еще в школе, были распространены истории, что в Исламе жениться и разводиться оказалось быстро. То есть мне кажется в копилку Ислама, этим мужчиной был нанесен удар. Я уверена, что было очень огромное количество людей, которые говорили так же. Тут у меня так же возникает вопрос по поводу опекунов. Вы сказали, что бывают случаи, когда девушки или парни не говорят своим родителям о том, что сейчас с кем-то общаются и т.д. А если у тебя родители совершенно не религиозные, а ты покрытая. Им, в принципе, без разницы. То есть они верят в тебя, они видят, что ты читаешь намаз и думают, что эта девочка не пойдет по кривой дороге и т.д. Нужно ли и их предупреждать о том, что я общаюсь с кем-то?

 

Руслан Каиргельды: Обязательно нужно предупреждать. Это же родители. Совершают они намаз или нет, в любом случае они остаются родителями и у них есть свои права, на своего ребенка. Поэтому следует поставить в известность.

 

Мөлдір Мухит: И лучше всего, без одобрения в брак не вступать. Потому что через какое-то время, последствия могут быть.

 

Гульнар Наурызбай: О каких последствиях идет речь?

 

Мөлдір Мухит: Например, недопонимание и т.д., все это может дойти до развода.

 

Гульнар Наурызбай: Скажите Руслан, все-таки, какая роль мужчины в семейной жизни в Исламе? Что ему дозволено, а что нет?

 

Руслан Каиргельды: Есть хадис Пророка Мухаммада ﷺ, где он сказал:

 

«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам».

 

Мужчина  - это главный человек в семье. Всевышний Аллах говорит об этом в Коране:

 

«Аллах возвысил на одну степень мужчину перед женщиной».

 

То есть, мужчина главный в семье. Мужчина должен это осознавать, понимать и максимально стараться во всех делах. Ведь когда вы женитесь, вы берете чью-то дочь как аманат, ее отец вверяет ее Вам. После этого ты должен знать, что ты полностью несешь ответственность за нее. Во всех вопросах. Нельзя забывать, что Всевышний Аллах спросит с тебя если ты будешь небрежно относиться к своей жене и семье.

 

Гульнар Наурызбай: Моля, а что делает женщина в браке? За что она отвечает, на что она имеет право?

 

Мөлдір Мухит: Многие думают, что права женщины ущемлены, женщине в Исламе запрещено многое и т.д. Но, на самом деле женщина стоит выше многих вещей.

 

Руслан Каиргельды: На самом деле, женщина в Исламе – это королева.

 

Мөлдір Мухит: Да. Допустим, в отсутствии мужа, без его разрешения она не может куда-либо выйти или что-то сделать. Посторонний человек пришел к тебе, и если дома нет твоего мужа, то ты имеешь полное право не открывать дверь. Потому что в доме нет хозяина. Получается, без разрешения мужа ты не можешь что-либо делать. Это делается для того, чтобы оберегать женщину, оберегать ее пространство. В отсутствии мужа, женщина оберегает имущество мужа. Она полностью располагает теми средствами, которые муж приносит в дом. Получается, муж зарабатывает, а жена с умом тратит.

 

Гульнар Наурызбай: Если жена полностью ухаживает за мужем, семьей и за прочим, то не будет ли здесь такого момента, что женщине не остается времени на себя, на самообразование? Хотя, я вот смотрю на тебя Моля, и понимаю, что ты работаешь, много чем увлекаешься, и все нормально.

 

Мөлдір Мухит: Все это можно балансировать. Сейчас, да, действительно очень сложно, когда только муж работает, а жена сидит дома с детьми. Мы живем в таком мире, когда нужно прокормить свои семью, создать комфортные условия для себя. Если и жена, и муж будут стараться все делать совместно, то это вполне даже нормально. Ты ухаживаешь за мужем, а муж ухаживает за тобой. Нет такого, что жена все делает, а муж не делает ничего, кроме того, что зарабатывает. Нет. Муж обязательно должен помогать по хозяйству, какие-либо бытовые вещи он должен совершать. И думать, что жена все делает, а муж ничего, то это уже неправильное представление об Исламе.

 

Руслан Каиргельды: Самообразование только приветствуется. Хочу добавить хадис. Однажды у Аиши (р.а.) спросили:

 

«Чем занимался Пророк, находясь дома?» Аиша ответила: «Он делал все, что было необходимо семье, а когда приходило время молитвы, то совершал омовение и отправлялся в мечеть».

 

Также в другом хадисе от Аиши, да будет доволен ею Аллах, говорится:

 

«Он сам зашивал свою одежду, чинил свою обувь и выполнял любую работу по дому».

 

То есть в Исламе нет такого понятия, что если ты мужчина, то ты не должен помогать жене по дому и по кухне. Наоборот, это только приветствуется. Мужчина должен помогать в домашних делах.

 

Гульнар Наурызбай: Да, действительно есть такой стереотип, что женщина сидит дома, она не работает, но  при этом мужчина зарабатывает и ничего не делает по дому. А женщина должно лишь сидеть дома, рожать детей, убираться по дому и готовить кушать.

 

Руслан Каиргельды: Нет. Это не правильный стереотип. Мужчина и женщина дополняют друг друга. Здесь следует понять только это.

 

Гульнар Наурызбай: Мне кажется, эти стереотипы еще связаны с тем, вот как ты сама говоришь, Моля, что женщина имеет право не открывать дверь незнакомым, женщина должна быть более скромнее относительно мужчины, одеваться соответственно и т.д.

 

Мөлдір Мухит: Все это касается и мужчины. Он должен опускать свой взор. Он не имеет права смотреть на кого-то прямо, кроме своей жены, флиртовать с кем-то или общаться. Общаться можно так по работе.

 

Гульнар Наурызбай: То есть, по твоему мнению, количество ограничений с двух сторон одинаковы?

 

Мөлдір Мухит: Да. На самом деле, это даже не ограничения, а просто предостережения.

 

Руслан Каиргельды: Предостережение, правильно.

 

Гульнар Наурызбай: Возвращаюсь к той истории, которую Вы рассказывали о том, что верующие совершали никах, а затем в один момент у них случался развод и т.д. Как это сейчас регулируется законом? Потому что Моля, ты говорила, что с 2019 года нельзя прийти в мечеть для никаха, если у вас нет заявления с ЦОНа, что вы действительно хотите пожениться.

 

Руслан Каиргельды: Когда молодые приходят в мечеть, с намерением сделать никах, то у нас есть определенные условия. Мы требуем от них, первое, свидетельство о браке по закону. Если его нет, то мы спрашиваем справку о подаче заявления на бракосочетание. Если и его нет, то мы спрашиваем, где родители? Если родители в курсе и пришли вместе, свидетели, то можно без проблем совершить им никах, без свидетельства о бракосочетании. Затем, когда они получают свидетельство о бракосочетании, мы так же выдаем им свое свидетельство от мечети. Хочу сказать, что если они подали просто заявление, то в это время нельзя затягивать с никахом. Потому что в течение этого времени, в последствии они могут совершить греховные деяния. Поэтому им следует прийти в мечеть с родителями, опекунами. Мы зафиксируем это, прочитаем никах и через месяц, они без проблем могут получить свое свидетельство о браке. Сейчас немного ужесточились правила.

 

Гульнар Наурызбай: То есть должна быть либо справка, либо родители вместе?

 

Руслан Каиргельды: Да, это так.

 

Гульнар Наурызбай: Есть еще подобный стереотип о мусульманских семьях. Мне кажется, многие привыкли думать, что если и муж и жена религиозны, то у них обязательно много детей. И у меня всегда возникает вопрос, почему вы не предохраняетесь? Можете ли вы регулировать или это запрещено в Исламе? Я имею ввиду контрацепцию.

 

Руслан Каиргельды: Если это для здоровья жены, то в этом проблем нет, это дозволяется.

 

Гульнар Наурызбай: Допустим, если жена говорит: «Я пока не хочу детей. Давай через полгода заведем этот разговор, а пока что…»

 

Руслан Каиргельды: Значит, есть какая-то причина. Исходя из причины, проблем в этом нет.

 

Гульнар Наурызбай: То есть, необязательно, чтобы эта причина была такая, что женщина чем-то больна или у нее какие-то физиологические проблемы?

 

Руслан Каиргельды: В Исламе так. Если жена так говорит, значит, есть причина. Муж должен ее понять. Всё.

 

Мөлдір Мухит: Почему тогда многие отрицают, не хотят прибегать к этому методу? Говорят, что надо обязательно рожать и всё.

 

Руслан Каиргельды: Не знаю. Я не сталкивался с подобным. Я же говорю, что если есть причина, то в этом проблем нет. А если жена говорит что через какое-то время, значит, на самом деле есть какие-либо причины. Быть может это касательно здоровья или же она хочет как-то морально подготовиться. У женщины может быть множество причин и муж должен понять это, и вместе, обоюдно решить.

 

Мөлдір Мухит: Допустим мы в браке. С дозволением Всевышнего, это будет, но не сейчас. Имеется ввиду, что мы хотим немного морально к тому подготовиться. Потому что завести ребенка – немного сложнее, в плане ответственности.

 

Руслан Каиргельды: Да. Но в плане финансов это не правильно. То есть подготовка с финансовой точки зрения будет неправильной.

 

Мөлдір Мухит: Почему?

 

Руслан Каиргельды: Если все другие причины, то без проблем. А подготовка с финансовой точки зрения, это уже неправильно.

 

Гульнар Наурызбай: Например, у меня нет денег, чтобы прокормить ребенка, у мужа нет постоянной работы. Как это не может быть причиной, не заводить пока что ребенка?

 

Руслан Каиргельды: Дело в том, что пропитание дает Всевышний Аллах, а вы создаете лишь причины. Вы работаете, трудитесь, а остальное всё вам дает Аллах. Пропитание, ризк - все это от Аллаха.

 

- А если муж не работает?

 

Руслан Каиргельды: Значит, найдет работу, после рождения ребенка.

 

Гульнар Наурызбай: У меня следующий вопрос. Еще один стереотип о мусульманских семьях. Муж может брать вторую жену, многоженство. Скажите, пожалуйста, дозволено ли это?

 

Руслан Каиргельды: Я скажу так. Это лучше, чем иметь любовницу на стороне. Намного лучше.

 

Гульнар Наурызбай: То есть это не запрещено?

 

Руслан Каиргельды: Да, это не запрещено. Я сейчас не хочу призывать к этому. Хотя Всевышний Аллах дозволяет это. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:

 

«Женитесь на двух, трех, четырех. Если вы боитесь не быть справедливым, по отношению ко всем, то довольствуйтесь одной».

 

Это дозволяет Сам Всевышний Аллах, поэтому никто не может запретить. Но, если у кого-то есть подобные намерения, то я бы призвал всех подойти к этому очень серьезно и ответственно.

 

Мөлдір Мухит: Есть несколько мотивов взять вторую жену. Вы приведите их.

 

Руслан Каиргельды: Один из мотивов, это когда жена сама дозволяет и просит взять вторую жену, поскольку она не может родить ребенка. Раз уж Всевышний Аллах Сам дозволяет вторую и третью жену, значит мужчина это может.

 

Гульнар Наурызбай: То есть получается, Ислам говорит о том, что мужчина полигамен и может брать себе несколько жен?

 

Руслан Каиргельды: На самом деле это очень справедливо, согласитесь. Если жена не может родить мужу ребенка, и она дозволяет взять ему вторую, он же не будет разводиться с первой женой.

 

Гульнар Наурызбай: А если дело не в ребенке. К примеру, условно, он говорит: «Я готов относиться к вам одинаково. Я хочу вторую жену, хочу третью жену». И все это приводит к тому, что мужчине  дозволено иметь много жен.

 

Руслан Каиргельды: Да.

 

Гульнар Наурызбай: Но если мужчина бесплоден, то тогда для женщины это так же является причиной, что она может придти и попросить дать развод. Потому что она хочет иметь детей, но ее муж, к сожалению, бесплоден.

 

Руслан Каиргельды: Да, она имеет полное на это право.

 

Гульнар Наурызбай: Самый главный вопрос здесь, это то, что ты должен быть максимально справедлив? Он же не может одинаково любить двух женщин.

 

Мөлдір Мухит: Вот именно, что он должен любить двух женщин одинаково. Он должен относиться к ним одинаково во всех отношениях. Если у одной жены квартира, то и у второй должна быть квартира. То есть даже на финансовом, моральном уровне он должен относиться ко всем одинаково. Это же очень сложно. Из-за этого и в Коране говориться, что если он не может быть справедливым ко всем, то пусть довольствуется одной. Потому что за это он будет отвечать. Если ты берешь вторую жену, думая, что твоя первая жена уже немного поднадоела и т.д., то так не пойдет. То есть, да, ты можешь взять себе жену таким образом. Но в последствии, тебе за это отвечать.

 

Гульнар Наурызбай: При этом твоя первая жена будет сильно страдать от происходящего. И где тут главенство женщины, где здесь женщина королева, если она вынуждена находиться в таком браке? А может ли она сказать, что не хочет находиться в подобном браке, и хочет развестись?

 

Мөлдір Мухит: Наверное, если женщина понимает, что он не относится к ним справедливо, то в таком случае вполне приемлемо, что она может попросить развод.

 

Руслан Каиргельды: Не то, чтобы приемлемо. Она имеет на это полное право, попросить развод. Вообще, касательно развода, в Исламе это не приветствуется. Но, Пророк ﷺ говорит:

 

«То, что Аллах дозволил, но в то же время возненавидел, это действия развода».

 

Да, Аллах действительно дозволил развод, наверное, в том случае, когда муж и жена уже опасны друг другу. Но просто так, по причине того, что они перестали любить друг друга, чувств нет и т.д., это уже в Исламе не приветствуется.

 

Мөлдір Мухит: Человек должен бороться. Получается, ты женился на этом человеке и должен подойти к этому ответственно. Ты же не просто так выбрал этого человека. Ты подошел осознанно к браку, так и проживи осознанно далее этот брак.

 

Руслан Каиргельды: Смотрите, не бывает такого, что в жизни всё идеально, как в сказке. Бывают разные жизненные ситуации, быт и т.д.

 

Гульнар Наурызбай: Справедливым будет по отношению к первой жене, если опекун будет у второй жены. Теперь, у меня последний вопрос. Учитывая то, что вы курируете раздел на сайте Azan.kz вопросов и ответов, мне интересно, есть ли у Вас топ-3 вопроса, которые молодые мусульмане чаще всего задают?

 

Руслан Каиргельды: Вопросы очень разные. Один из многочисленных вопросов: "Как мне найти спутницу жизни"?

 

Гульнар Наурызбай: Наверное, так же часто спрашивают про многоженство.

 

Руслан Каиргельды: Да. Такой вопрос так же часто задается. И еще третий топ вопрос, касательно фикха. Фикх – это юриспруденция в Исламе. Как правильно сделать то, как правильно сделать это с точки зрения Ислама.

 

Гульнар Наурызбай: Понятно. Большое спасибо вам, за то, что пришли и ответили на все наши вопросы. Было очень познавательно.

 

 

ИСТОЧНИК Интернет-издание "Steppe"

Интернет-издание "Steppe"

Предыдущий Следующий
Истоки радикализма Памятка: что нарушает и не нарушает пост

Статьи по теме

Течения и секты Подложные понятия «семьи» среди адептов деструктивных религиозных течений
Часто адепты деструктивных течений пытаются следовать ошибочным утверждениям своих псевдошейхов, отказываясь от своих родителей и близких уверенно вынося им «такфир» (признают неверными), за то, что они не читают намаз, легко заводят жен и также легко дают им развод, проявляя не только инфантильност...
Семья в Исламе Пусть тепло семейного очага распространится на весь мир...
Семья... Советское понятие «семья» в наши дни обозначается двумя словами на казахском языке «отбасы» и «жанұя». Оба понятия по-своему правильные. С языковой точки зрения понятие отбасы кажется правильным для вопросов очага, то есть вопросам быта и материальных проблем дома. А слово жанұя более близк...
Семья в Исламе Совет тем, кто хочет жениться: Смотрите на воспитание и менталитет!
Короткий фрагмент из познавательной лекции устаза Армана Куанышбаева о поиске и выборе супруга/супруги и семейных отношениях. В этом небольшом видео содержится 3 важных примера, и если хотите - совета, которые необходимо учитывать тем, кто хочет создать семью, и ищет, для этого, подходящую кандидату...
Семья в Исламе 7 советов для тех, кто думает о разводе
В нашей религии большое значение придается семье, в особенности отношениям мужа и жены. В исламе существуют права и обязанности для каждого из супругов. Человек, который совершает дозволенные Аллахом деяния и сторонится от запретного непременно будет счастливым. Потому что Создателю известно что для...
Семья в Исламе 3 модели брака, которые нам следует переосмыслить
Наверное, всем нам приходилось читать статьи типа «50 способов осчастливить вашего мужа/жену», «7 шагов к счастливому браку», «11 способов спасти брак и сделать его интересным». ...
Для сестер 3 финансовых вопроса, о которых следует поинтересоваться у потенциального супруга
Вы, наверное, посещали свадьбы, где в пригласительных билетах пишется «не нужны подарки в коробках»? Может, проводили такую свадьбу сами. Идея состоит в том, что деньги – лучший подарок для молодоженов, они могут купить сами на них все необходимое....

Отзывы читателей (0)

Интересные материалы

Общество Наурыз не религиозный, а национальный праздник
Казахский народ с давних времен встречал этот день с особой радостью. Наш народ, благополучно пережив тяготы зимы и воздавая за это хвалу Всевышнему, сделал этот день празднеством. Посредством посадки деревьев, приготовлением национальных блюд и проведением национальных игр, наш народ в честь этого ...
Общество Какие вы - такие ваши правители
Сказал Всевышний: "Воистину Аллах не меняет положение людей до тех пор, пока они сами не начнут менять себя" (сура “Ар-Раад”, аят 11). То есть условие непременное – это изменится самому! И только тогда изменится власть и подобное им, ведь каждый народ достоин своего правителя....
Общество Ерсин Амире: Ислам и Независимость
Недавно, один знакомый брат рассказал мне, что поздравил своего религиозно практикующего друга с Днем Независимости. На что тот ответил, что это "бид`а" и "харам", так как нельзя в Исламе поздравлять с этим праздником. И спросил у меня, действительно ли он сделал что-то недозволенное в Исламе?...
Общество Серик Cапиев: Быть духовным – значит быть дисциплинированным
Для меня духовность – это вера во Всевышнего, не нарушать установленные Им духовные принципы, жить в мире со всеми и быть дисциплинированным, тактичным человеком... ...
Общество 4 рекомендации мусульманам по поводу карикатур "charlie hebdo"
Как быть мусульманам в ситуации с карикатурами? Как опротестовать попытки оскорбить нашего Пророка ﷺ? Как встать на его защиту? Представляем вашему вниманию четыре рекомендации, которые помогут нам сделать правильные умозаключения во всей этой истории....
Рамадан Можно ли держать пост во время карантина и на что следует обратить внимание?
Какие проблемы следует учитывать, допустим ли пост во время распространения коронавируса, можно ли давать ифтар во время карантина и каков порядок поста в Рамадан в этом году? На эти и другие вопросы отвечает главным имам г. Алматы Еркинбек Шокай....
свернуть
Календарь
Хиджра
6 Шавваль 1442
Григорианский
18 мая 2021
Время намаза
Сейчас

Иша 21:51

Поздравление Верховного муфтия с Ораза айт

Айт қабыл болсын. Әумин!

Жангелді Әубәкір
13 мая 2021

Сила благодарности

Ассаломуалекйум. Хочу выразить свою благодарность за ваши проделанные работы. Я сам являюсь психоло

Санжарбек Абдужалилов
7 мая 2021

Пятничные молитвы прошли во дворах мечетей Алматы

Вы ошибаетесь. Мы предупредили о грядущем жума намазе 29 апреля на сайте, группах в whatsapp, telegr

Администратор Azankz
2 мая 2021

С 30 апреля в Алматы разрешены жума намазы

АльхамдулиЛлях! Ещё бы таравих разрешили бы.

Чел.
30 апр. 2021

9 золотых правил питания в Рамадан

Уалейкум ассалам, Нуртас! Мы сожалеем о вашей проблеме и рекомендуем задать вопрос с просьбой дать к

Администратор Azankz
29 апр. 2021
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi