Статьи

Постоянное нарушение омовения: сокращенные правила

| A | +
Постоянное нарушение омовения – это удивительная тема в фикхе. Все о ней говорят, но никто толком не представляет себе правила. Поэтому мусульмане изобретают их на ходу, повторяя и повторяя чужие и свои ошибки. В результате приходится перечитывать недели (если не месяцы!) намазов.
 
Наблюдая за этим в течение нескольких лет, честно говоря, я не решалась писать статью, потому что эта фикховая тема довольно сложная, и меня сильно беспокоило, возможно ли доступно объяснить все письменно. Но в какой-то момент я отметила, что речь не о паре деталей. Это такая огромная лакуна с призывной надписью «если у тебя часто нарушается омовение, то оно не нарушается». Так появилась эта статья. Пусть Аллах даст тауфик и сделает так, что, прочитав этот обзор, мусульмане будут делать меньше ошибок, чем раньше.
 
Итак, иногда у людей омовение нарушается очень часто. Наиболее распространенные причины – это, наверное, недержание мочи, кровотечение из раны и женские выделения. Обычно, если омовение нарушается постоянно, это связано с каким-то заболеванием. Причина может быть и более редкой: например, сильный метеоризм или постоянное вытекание секрета простаты. В любом случае такие ситуации всегда некомфортные, физически неприятные и нередко болезненные, вдобавок человеку очень нехорошо психологически, потому что все время ждешь, что омовение нарушится. Желание найти какое-то простое решение вполне понятно.
 
Но запомним основное правило:
 
1.0. Если у человека омовение нарушается часто, это не значит автоматически, что теперь ему это всегда прощается. Чтобы начало прощаться, ему надо приобрести статус мазура.
 
Сразу разберемся с терминологией. Есть слово «узр» – это, собственно, то, почему постоянно нарушается омовение. И вот этот самый узр надо заслужить, грубо говоря. Фраза «у меня узр» означает, что вы приобрели статус прощаемого человека.
 
«Прощаемый» будет «мазур» по-арабски (если это женщина, то «мазура»).
 
Здесь для краткости я буду использовать сочетания слов «узр проявился» (это значит, что то, что нарушает у вас омовение, снова произошло) и «установить узр» (то есть приобрести статус прощаемого человека). Мне не очень нравится такой вольный подход к русскому языку, но без этих удобных калек с арабского статья станет длиннее в два раза, а это нам не надо. И так все сложно.
 
В книгах по фикху чаще всего об этом говорят, когда пишут про истихаду. Истихада – это хронические окрашенные женские выделения, которые не считаются менструацией или лохиями. Что это значит? Что у женщины часто нарушается омовение из-за окрашенных выделений, но при этом ей надо читать намаз, поскольку это не месячные. И дальше наступает путаница. Авторы коротких матнов по фикху нередко пишут о женщинах с истихадой как о женщинах в статусе мазуры, пропуская подробные объяснения, как получить этот статус. По всей видимости они используют слово «истихада» как синоним слова «узр», когда речь идет о женских кровотечениях.
 
Возможно, раньше у женщин здоровье было крепче в этом плане – и они не страдали от длительных скудных истихад, как современные женщины. А если уж тогда у женщины была истихада, то по серьезной причине (например, из-за выкидыша на раннем сроке), и это было сильное кровотечение, из-за которого мусульманка становилась мазурой с первого дня. Так или иначе, начальные матны по фикху создают ощущение, что у всех женщин с хроническими окрашенными выделениями есть узр.
 
Это не так. Запомним следующее пояснение.
 
1.1. Если у женщины истихада, она не приобретает узр автоматически.
 
Итак, у вас большая рана или другая проблема и вы хотите получить статус мазура. Что надо делать?
 
Как получить статус прощаемого человека?
 
2.0. Для того чтобы человек стал считаться мазуром, необходимо, чтобы при попытке сделать омовение и совершить намаз в течение всего времени намаза от начала и до конца омовение постоянно нарушалось по той причине, по которой оно у вас часто нарушается, то есть каждый раз, когда вы пытаетесь сделать омовение и совершить намаз, узр бы проявлялся[1].
 
Речь идет обо всем времени намаза – от азана до азана. Время между окончанием намаза фаджр и началом намаза зухр не считается временем намаза, даже если человек все это время пытался сделать омовение и у него не получалось[2].
 
Чтобы установить узр, можно взять самое короткое время намаза: время магриба или фаджра.
 
Так что надо делать?
 
Как только время намаза начнется, надо пойти и попробовать сделать омовение. Нарушилось – переделывайте. Нарушилось снова – переделывайте. Сделали, пошли читать намаз, и омовение нарушилось? Снова идите переделывать. И так до конца времени намаза. Да, это тяжело, но речь идет о действительности омовения. Ну не может мусульманин легко получить статус, с которым можно читать намаз как будто без омовения, ведь омовение – один из знаков нашей религии.
 
Не поддавайтесь васвасам, не бегайте, не спешите чрезмерно. Делайте омовение спокойно и старайтесь проявлять терпение. Это действительно очень нервное занятие – в течение часов наблюдать, как омовение нарушается, особенно если вы пытаетесь установить узр уже не первый раз. Пусть Аллах вам поможет.
 
2.1. Когда до конца намаза останется совсем немного времени, так что его хватит лишь на то, чтобы последний раз попытаться сделать омовение и совершить намаз, вы совершаете омовение, а потом идете читать намаз, даже если узр опять проявился[3].
 
Так устанавливается узр.
 
Итак, узр установлен, статус мазура/мазуры получен.
 
  • Пример 1
 
Женщина видит сильное кровотечение истихады в 10-00. Когда звучит азан на зухр в 13-00, она пытается сделать омовение, но то все время нарушается. В 15-55 она совершает омовение и идет читать зухр, поскольку в 16-00 прозвучит азан на аср. Ее узр установлен.
 
  • Пример 2
 
Женщина видит сильное кровотечение истихады в 14-00 через час после начала времени зухра. Она пытается сделать омовение, но то все время нарушается. В 15-55 она совершает омовение и идет читать зухр, поскольку в 16-00 прозвучит азан на аср. Ее узр пока не устанавливается, потому что она провела за попытками сделать омовение не все время зухра, так как кровотечение началось спустя час после его начала. Весь аср она тоже пытается сделать омовение, но опять не получается. Под конец асра она делает последнее омовение и идет читать намаз, хотя у нее все еще сильное кровотечение. Теперь ее узр установлен, и считается, что у нее есть узр с начала кровотечения. Зухр переделывать не надо[4].
 
  • Пример 3
 
Женщина видит сильное кровотечение истихады в 14-00 через час после начала времени зухра. Она пытается сделать омовение, но то все время нарушается. В 15-55 она совершает омовение и идет читать зухр, несмотря на кровотечение, поскольку в 16-00 прозвучит азан на аср. Ее узр пока не устанавливается, потому что она провела за попытками сделать омовение не все время зухра, так как кровотечение началось спустя час после его начала. Весь аср она тоже пытается сделать омовение, но опять не получается. Однако за час до конца асра кровотечение останавливается. У нее получается сделать омовение и намаз. Узр не устанавливается, и ей надо перечитать зухр.
 
Как сохранить статус прощаемого человека?
 
3.0. Когда узр установлен, для поддержания статуса надо, чтобы узр проявлялся хотя бы раз за время намаза, то есть, например, между азаном на магриб и азаном на иша узр должен проявиться хотя бы раз.
 
Это означает, что теперь необязательно, чтобы кровь (если речь идет о нарушении омовения из-за выхода крови) текла постоянно. Достаточно одного выхода крови в каждое время намаза.
 
Время между окончанием фаджра и началом зухра опять же не считается временем намаза[5].
 
Теперь омовение не нарушается никогда?
 
4.0. Омовение всегда нарушается по всем другим причинам, кроме узра[6].
 
Например, если вы мазур из-за кровотечения из носа, кровь из порезанного пальца нарушит ваше омовение по-любому.
 
В следующем пункте – очень важный нюанс, о котором почему-то мало кто знает.
 
4.1. Есть два вида омовения у мазура: омовение по причине узра (узр из-за кровотечения, время намаза кончилось, кровь все еще идет – и человек сделал омовение) и омовение по иной причине (человек, у которого было омовение, сходил в туалет и совершил омовение снова, а кровь в это время не шла).
 
4.2. Омовение, сделанное из-за узра, нарушается с концом времени намаза[7].
 
Иными словами, для каждого намаза надо делать свое отдельное омовение.
 
4.3. Омовение, сделанное по иной причине, нарушается, если начинается узр[8].
 
Обратите внимание на этот пункт! Несмотря на то что у человека есть статус мазура, в данном конкретном случае его омовение нарушается из-за возобновления узра.
 
Повторим, речь идет о мусульманине, который установил узр, например, из-за выхода крови, но кровотечение теперь уже не постоянное: оно то начинается, то прекращается. У этого человека было омовение, потом он сходил в туалет, и в это время кровь у него не шла, и он сделал омовение. Потом он пошел читать Коран, и у него снова пошла кровь из раны. Эта кровь нарушит его омовение!
 
Теперь, если он переделает омовение из-за крови, оно продержится до конца времени намаза.
 
4.4. Омовение, сделанное по иной причине, в то время, когда узр не проявлялся, не нарушится даже с концом времени намаза, если узр не возобновится[9].
 
В примере из пункта 4.3., если у этого мусульманина не пойдет кровь после омовения, то с концом времени этого намаза омовение не нарушится, потому что оно воспринимается как обычное омовение, словно у человека без узра.
 
4.5. С омовением, сделанным по причине узра, можно читать любое количество намазов (как обязательных, так и желательных), можно держать в руках мусхаф и читать Коран[10].
 
Потеря статуса прощаемого человека
 
5.0. Если узр не проявился ни разу в течение всего времени намаза, то человек теряет статус прощаемого[11].
 
5.1. Если узр прекратился во время одного намаза, пока человек делал омовение или молился до последнего сидения, а в течение времени второго намаза узр не проявился ни разу, то человек теряет статус мазура и должен восполнить первый намаз.
 
Важные детали
 
6.0. Повторим: есть два условия действительности омовения для мазура: 1) омовение должно быть сделано из-за узра 2) и после наступления времени намаза.
 
6.1. Если мусульманин со статусом мазура сделает омовение, пока узр не проявляется, и успеет надеть хуффы, то не-путнику хуффы можно протирать 24 часа, а путнику – 72 часа, как обычно. Если же узр проявится во время омовения или когда он надевает хуффы, то хуффы можно протирать только до конца времени этого намаза[12].
 
6.2. Нужно делать все возможное, чтобы узр не проявлялся и не нарушал омовение[13].
 
Например, если кровотечение начинается только в земном поклоне, а вне земного поклона его нет, то надо молиться, показывая саджда наклоном головы. Аналогично со стоянием в намазе и поясным поклоном – если из-за них проявляется узр, можно сидеть в намазе или показывать поясной поклон наклоном головы.
 
6.3. Мазур не может быть имамом для здоровых людей, но может вести намаз для тех, у кого такой же узр[14].
 
6.4. Если узр связан с выходом нечистот: крови, мочи, кала и так далее, – и количество наджасы размером меньше дирхама (примерно 5-6 сантиметров в диаметре), то это прощается.
 
6.5. Если нечистот больше, то их обязательно удалить перед намазом, если это имеет смысл[15].
 
«Имеет смысл» означает, что тело и одежда останутся чистыми после удаления нечистот, пока человек делает омовение и молится.
 
Что делать, если я не могу получить статус мазура?
 
7.0. Если вы не считаетесь мазуром/мазурой, то ваше омовение нарушается каждый раз, когда повторяется то, что обычно нарушает омовение.
 
7.1. Ваше омовение не нарушается с окончанием времени намаза.
 
7.2. Нечистоты на теле или одежде размером больше дирхама необходимо удалить, чтобы намаз считался действительным.
 
Если вы по незнанию без узра читали намаз в такой загрязненной одежде, молитву надо перечитать.
 
Если ваше омовение нарушается очень часто, пробуйте установить узр по вышеизложенным правилам, выбирая короткое время намаза (например, фаджр или магриб).
 
Делайте больше дуа. Обратитесь к врачу, чтобы тот посоветовал, что делать, чтобы омовение нарушалось реже.
 
Пусть Аллах облегчит всем нам трудности.
 
При написании статьи я во многом опиралась на книгу “Birgivis Manual Interpretedby Hedaya Hartford and Ashraf Muneeb и конспекты уроков устазы Хедаи (да сохранит ее Аллах).
 
Проверено и одобрено устазом Абу Али аль-Ашари (да сохранит его Аллах).
 
[1] (وصاحب عذر من به سلس بول) لا يمكنه إمساكه (أو استطلاق بطن أو انفلات ريح أو استحاضة) أو بعينه رمد أو عمش أو غرب وكذا كل ما يخرج بوجع ولو من أذن وثدي وسرة (إن استوعب عذره تمام وقت صلاة مفروضة) بأن لا يجد في جميع وقتها زمنا يتوضأ ويصلي فيه خاليا عن الحدث (ولو حكما) لأن الإنقطاع اليسير ملحق بالعدم 
رد المحتار لإبن عابدين ت1252ه (313/2) دار الثقافة والتراث
 
[2] (قوله مفروضة) احترز به عن الوقت المهمل كما بين الطلوع والزوال فإنه وقت لصلاة غير مفروضة وهي العيد والضحى كما سيثير إليه فلو استوعبه لا يصير معذورا وكذا لو استوعبه الإنقطاع لا يكون برءا أفاده "الرحمتي"
رد المحتار لإبن عابدين ت1252ه (314/2) دار الثقافة والتراث
 
[3]  رجل رعف أو سال عن جرحه الدم ينتظر آخر الوقت فإن لم ينتقطع الدم توضأ وصلى قبل خروج الوقت
الفتاوى الولوالجية للولوالجي ت540ه (58/1) دار الكتب العلمية
 
[4] ولو عرض بعد دخول وقت فرض انتظر إلى آخره فإن لم ينقطع يتوضأ ويصلي ثم إن انقطع في أثناء الوقت الثاني يعيد تلك الصلاة وإن استوعب الوقت الثاني لا يعيد لثبوت العذر حينئذ من وقت العروض
رد المحتار لإبن عابدين ت1252ه (315/2) دار الثقافة والتراث
 
[5] (قوله مفروضة) احترز به عن الوقت المهمل كما بين الطلوع والزوال فإنه وقت لصلاة غير مفروضة وهي العيد والضحى كما سيثير إليه فلو استوعبه لا يصير معذورا وكذا لو استوعبه الإنقطاع لا يكون برءا أفاده "الرحمتي"
رد المحتار لإبن عابدين ت1252ه (314/2) دار الثقافة والتراث
 
[6] قوله: "إذا لم يطرأ ناقض غير العذر" فإن طرأ ولو كان نظير عذره نقضه حتى لو كان به دما ميل أو جدري فتوضأ وبعضها سائل ثم سال الذي لم يكن سائلا إنتقض وضوءه لأن هذا حدث جديد فصار كما لو سال أحد منخريه فتوضأ مع سيلانه وصلى ثم سال المنخر الآخر في الوقت انتقض وضوءه لأن هذا حدث جديد كما في الفتح   حاشية الطحطاوي على مراقي الفلاح 1/213
 
[7] قوله (فإذا خرج الوقت) المراد وقت المفروضة حتى لو توضأ المعذور لصلاة العيد له أن يصلي الظهر عند أبي حنيفة ومحمد وهو الصحيح نص عليه في "الهداية"
التصحيح والترجيح لقاسم بن قتلوبغاه ت879ه (149) دار الكتب العلمية
 
 
[9] و إن توضأ من عذره و لم يعرض حدثٌ أخرُ و لم يسلْ من عذره عند الوضوء و لا بعده لا يُنقض بخروج الوقت لأنه طهارة كاملة  قال في البحر: ثم إنما يبطل بخروجه إذا توضأ على السيلان أو وجد السيلان بعد الوضوء أما إذا كان على الانقطاع و دام إلى خروج الوقت فلا يبطل بالخروج من لم يحدث حدثا آخر أو يسل هـ  منهل الواردين ص 293-294
 
[10] المستحاضة تتوضأ لوقت كل صلاة" رواه سبط ابن الجوزي عن أبي حنيفة رحمه الله تعالى فسائر ذوي الأعذار في حكم المستحاضة فالدليل يشملهم "ويصلون به" أي بوضوئهم في الوقت ما شاؤوا من "النوافل" والواجبات كالوتر والعيد وصلاة جنازة وطواف ومس مصحف   حاشية الطحطاوي 1/149-150
 
[11] فإن المستحاضة إذا انقطع دمها مقدار وقت صلاة كامل تخرج من أن تكون مستحاضة فإن كان أقل من ذلك لا تخرج
الفتاوى الولوالجية للولوالجي ت540ه (58/1) دار الكتب العلمية
 
[12] قوله: "وإذا توضأ المعذور الخ" عبارته في الشرح وأما أصحاب الأعذار إذا توضؤا مع العذر أو وجد بعد تمام الوضوء قبل لبس الخف فإنهم يمسحون ما دام الوقت باقيا وأما إذا توضأ المعذور ولبس قبل طرو عذره فإنه يمسح كالأصحاء إلى تمام المدة اهـ بإختصار  حاشية الطحطاوي 1/187-188
 
[13] و إن سال عند السجود و لم يسل بدونه كجرح بحَلقه يومئُ قائما أو قاعدًا لأن ترك السجود أهون من الصلاة مع الحدث فإن الصلاة بإيماء لها وجود حالة الاختيار في الجملة و هو في التنفل على الدابة و لا يجوز مع الحدث بحالٍ حالة الاختيار. فتح  منهل الواردين ص 297
 
[14] و لا يجوز إمامتهم لغير المعذور بعذره فَلَو أمّ معذوراً صحّ إن اتحد عذرهما
منهل الواردين ص 290
 
[15] فإن أصاب ثوبه من ذلك الدم فعليه أن يغسل إن كان مفيدا أما إذا لم يكن مفيدا بأن كان مصيبه مرة أخرى ثانيا وثالثا لا يفترض عليه غسله وقال محمد بن مقاتل رحمه الله يفترض عليه غسل ثوبه في وقت كل صلاة مرة والفتوى على الأول 
خلاصة الفتاوى لطاهر البخاري ت بعد 600ه (17/1) مكتبة رشيدية
Автор Малика Умм Яхья

Автор статей, переводчик

ИСТОЧНИК Azan.kz

Исламский информационно-образовательный портал

Предыдущий Следующий
Правда ли, что у Фатимы (радыАллаху анха) никогда не было месячных? Страх перед Аллахом защитит человека в будущей жизни

Статьи по теме

Фикх Можно ли совершать масх на резиновые сапоги?
Вопрос: Можно ли протирать ботинки или резиновые сапоги (вместо мытья ног) во время омовения?
Медицина Возможность донорства яйцеклетки в случае бесплодия
Вопрос: Я слышала о возможности пересадки донорской яйцеклетки бесплодной женщине, которая не может сама зачать ребенка. Как вы думаете, это дозволено, если женщина на может сама родить, или ей следует ждать, надеясь на чудо от Аллаха?...
Для сестер Никак не могу выйти замуж
Вопрос: Ко мне несколько раз сватались молодые люди, но через какое-то время отказывались от брака со мной. Я очень расстроена и подавлена этим – возможно, что-то со мной не так, что я никак не могу выйти замуж? Посоветуйте, какое дуа читать в таком случае?...
Фикх Сомнение в числе саджда 
Вопрос: Человек совершает намаз и у него возникают сомнения, сколько раз он совершил саджда (один или два). Иногда это сильное сомнение, иногда слабое. Что ему делать?...
Для сестер ​​​​​​​К чему ведет «исламский феминизм»?
Одна из ведущих мусульманских феминисток однажды написала, что мусульманам нужно чувствовать себя комфортно, говоря «нет» Корану. И в этот момент, думаю, настало время для мусульман сказать феминизму «нет» и чувствовать себя комфортно....

Отзывы читателей (13)

Пенде Пендекызы
6 февр. 2018

маша Аллах. Рахмет, много чего для себя прояснила. Да будет доволен Аллах.

Ответить
Администратор Azan.kz
6 февр. 2018

Амин. Да будет доволен Аллах всеми нами!

D Идтт
6 февр. 2018

Ассаляму алейкум, пусть Аллах одарит вас благами в этом и в том мире. Можно вопрос, зачем девушке у которой идёт кровотечение, делать омовение

Ответить
Администратор Azan.kz
6 февр. 2018

Ва алейкум ассалям. Амин. Здоровая женщина с нормальным менструальным циклом с этим не сталкивается. Если все нормально, кровотечения в подавляющем большинстве случаев считаются менструацией или послеродовым очищением, если она родила. Однако не всякое кровотечение считается менструацией или лохиями. Иногда кровь идет долго, и после какого-то момента, несмотря на то что она продолжает идти, женщине надо сделать полное омовение и начать молиться. Например, если ее менструация длится дольше десяти суток. Но в этой теме много правил, и, чтобы научиться определять, что менструация по Шариату, а что - нет, надо пройти не один соответствующий курс.


P. S. Кровью по Шариату в женском фикхе считаются любые окрашенные выделения, кроме белых. Так, мутные и желтые выделения - это тоже кровь.

Ответила Малика Умм Яхья

AHMAD MUSLIM
7 февр. 2018

Ассаляму алейкум, а если по причине хронического простатита практический всегда в уретре присутствует мази (секрет простаты), после долго воздержания от мочеиспускания она скапливается, а после того как помочиться она все равно остается (почти не видно). Считается ли это узром?

Ответить
Администратор Azan.kz
7 февр. 2018

Уа алейкум ассалям. Если соответствует правилам статьи, то да.

Chikon Nurlankyzy
10 февр. 2018

Что-то так запутанно написано, ничего не поняла

Хилола
12 марта 2018

Ассаламу алейкум, если метеоризмы возникают вечером и не нет возможности прочесть иша то значит он переноситься на утро? его надо прочитать до фажра?\


Ответить
Администратор Azan.kz
12 марта 2018

Уа алейкум ассалям. Вы можете читать иша намаз до наступления намаза фаджр.

Samira Natina
19 марта 2018

Ассаламу алейкум,я на протяжении многих недель страдаю от одной проблемы.

Каждый намаз я ощущаю выдох каких-то капель и не регулярно.

Родители не позволяют мне совершать омовение по много раз и контролируют чтобы я его сделала лишь раз...

Я не могу понять что это за капли,ведь когда я дочитав намаз проверяю прокладку она абсолютно СУХАЯ.

То ли это выделения,но тогда бы явно остались прозрачные,липкие выделения..

Может моча,но опять такие следов никаких.

Я начинаю потом думать,а вдруг это воздух или просто капли воды,но все равно очень беспокоюсь,ведь действительно чувствую выдох чего-то.

В основом это происходит во время сажда.

Я не знаю,что я могу сделать,ведь мой отец считает если это постоянно,то это не портит омовение и на все мои попытки объяснить он не реагирует,а лишь грозиться запретить мне читать намаз вообще.

Помогите пожалуйста.

Ответить
Samira Natina
19 марта 2018

не верно написала,я происходит РЕГУЛЯРН

Ответить
Samira Natina
19 марта 2018

Это происходит каждый намаз и я помню лишь один раз,когда этого не было,но после этого снова каждый намаз эти капли


Samira Natina
19 марта 2018

Однако всегда по-разному в руку тоже бывкт

Интересные материалы

Фикх Что делать со старой религиозной литературой?
Вопрос: Как нам следует поступить со старыми книгами или журналами, или иной религиозной литературой – можно ли их уничтожить с помощью измельчителя для бумаг, а потом остатки закопать?...
Фикх Нельзя читать Коран за деньги!
Один из вопросов, в ответе на который исламские муджтахиды разошлись, заключается в том, дозволено или нет нанимать человека за деньги для того, чтобы он выполнял поклонение: например, нанимать за деньги имама мечети, муаззина или преподавателя медресе. Сюда также относится вопрос, можно ли нанимать...
Фикх Можно играть в карты не на деньги?
Вопрос: Если люди играют в карты не на деньги, а просто для развлечения, это все равно будет запретно? Пожалуйста, объясните этот вопрос.
Фикх Можно ли писать маркерами, которые содержат спирт?
Вопрос: Я преподаватель в колледже. Мы пишем на специальных досках маркерами для письма. Маркеры, которые нам выдают, содержат этиловый и изопропиловый спирт. Можно ли ими пользоваться? И если краска попадает на руки или одежду, не будет ли она нечистотой?...
Исламский календарь О посте в день Ашура
Примечание от редакции azan.kz: В этом году, день Ашура наступает 30-го сентября (суббота). Это значит, что поститься желательно 29-го и 30-го сентября, или 30-го сентября и 1-го октября. Хотя весь месяц Мухаррам является священным месяцем, однако 10-ый день данного месяца — самый священный из всех ...
Фикх Ерсин Амире: Совершается ли Джума намаз, если на этот день выпадает праздничная молитва (Айт Намаз)?
В этом году праздничная молитва выпадает на пятницу, и согласно одному из редких мнений, которое салафиты взяли за основу, дозволено в этот день не совершать джума намаз. Однако это мнение противоречит позиции большинства суннитских мазхабов, и определяется ими как слабое, оставленное, которому не д...
свернуть
Календарь
Хиджра
10 Зуль-каада 1439
Григорианский
23 июля 2018
Время намаза
Сейчас

Иша 22:03

Тарауих намазы 2018

Модератор сайта
10 час. назад

В Иордании нашли самый старый в мире хлеб

Ассаламу алейкум, хотел поблагодарить Ваш сайт, за подобную и важную информацию. Прекрасное чтиво, д

Abylai Kamzin
19 июля 2018

Ханафитский фикх по книге "Нуруль-идах ва наджатиль-арвах"

Ассаляму алайкум Могу скинуть громкий файл кому надо иншаАллах

AbdAllah Sherzod
17 июля 2018
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi