Циклы уроков

Урок 44: Великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последователей его мазхаба, часть 18

Урок 44: Великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последователей его мазхаба, часть 18

Дни выхода уроков: среда суббота
12 авг. 2017 544 0
Скачать в pdf
| A | +
45. Аль-Хаким аль-Марвази Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад Абу аль-Фадль аль-Марвази ас-Сулями аль-Бальхи, известный как аль-Хаким аш-Шахид[1]. Много ездил по разным странам в поиске знаний по хадису. Все имамы и хафизы Хорасана, среди которых также был аль-Хаким Абу Абдуллах, автор «Аль-Мустадрака», брали от него хадисы. Он знал шестьдесят тысяч хадисов. Умер шахидом в 334-м году. См. «Аль-Джавахир аль-мудия»[2] и «Аль-Фаваид аль-бахия»[3].
 
46. Аль-Хафиз Абуль-Касим Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абуль-Аввам ас-Саади (умер в 335-м году). Он упоминается в «Табакат» аз-Захаби в биографии ан-Насаи. Учился у ан-Насаи, ат-Тахави и Абу Бишра ад-Дуляби. Автор большой книги «Фадаиль Абу Ханифа». Автор «Муснада Абу Ханифы» – самого важного из остальных семнадцати муснадов. Биография его внука есть в «Кудат Миср» и «Аль-Джавахир».
 
47. Аль-Хафиз Абу Мухаммад Абдуллах ибн Мухаммад аль-Хариси аль-Бухари  (умер в 340-м году). Автор «Манакиб Абу Ханифа» и «Муснад Абу Ханифа», в которой собрал много разных иснадов одного хадиса. Ибн Манда передает от него очень много хадисов и был о нем хорошего мнения. Его некоторые критиковали из-за фанатизма, и наибольшее, что они могли сказать против него, – это то, что он передает много хадисов от Абу Джафара ан-Наджирами в «Муснад Абу Ханифа», не обращая при этом внимания, что он не передает хадисы, которые передаются только через него, а передает только те, которые передают и другие передатчики, как делал ат-Тирмизи с хадисами Мухаммада ибн Саида аль-Маслюба и аль-Кальби. Пусть Аллах уничтожит фанатизм, который лишает слуха и зрения. Обратись к «Аль-Джавахир»[4] и «Таджиль аль-манфаа»[5].
 
48. Абуль-Касим Али ибн Мухаммад ат-Танухи (умер в 342-м году). Был сильным хафизом, о чем говорит аль-Хатыб. Был учеником Абуль-Хасана аль-Кархи.
 
[1] Эту биографию добавил шейх Абу Гудда.
 
[2] Имам аль-Кураши пишет в «Аль-Джавахир аль-мудия» [3/313-315]: «Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Абдуллах ибн Абдуль-Маджид ибн Исмаиль ибн аль-Хаким аль-Марвази ас-Сулями аль-Вазир аш-Шахид Абу аль-Фадль. Крупный ученый. Был сначала кадием Бухары, затем амир аль-Хамид, который был правителем Хорасана,  назначил его своим визирем.
 
Слышал очень много хадисов в Марве от Абу Раджи Мухаммада ибн Хамдуя аль-Хуракани, который передавал хадисы от Ахмада ибн Ханбаля и Яхьи аз-Зухали и других. В Нейсабуре слышал хадисы от Абдуллаха ибн Шируя. А в Рейе – от Ибрахима ибн Юсуфа аль-Хисинджани. В Багдаде – от аль-Хайсама ибн Халяфа ад-Дури. В Мекке – от аль-Муфаддаля ибн Мухаммада аль-Джанади. В Египте – от Али ибн Ахмада ибн Сулеймана. В Бухаре – от Хаммада ибн Ахмада ибн Хаммада и Хасана ибн Суфьяна ан-Насави и других.
 
Все имамы и хафизы Хорасана без исключения, среди которых был аль-Хаким Абу Абдуллах, брали от него хадисы. Написал очень много книг. Был убит шахидом бунтующей армией. Когда он заметил волнение армии, то сделал омовение, надел свой саван и был убит, пока совершал утренний намаз.
 
Ас-Самаани пишет в «Аль-Ансаб»: «Все имамы и хафизы без исключения слышали хадисы от аль-Хакима аш-Шахида».
 
Аль-Хаким пишет в «Тарих Нейсабур»: «Среди многих последователей Абу Ханифы, у которых я брал хадисы, я не видел никого, кто был бы похож на него, лучше знал хадисы и был бы больше похож на своего Посланника». Прим. Абу Али.
 
[3] Имам аль-Лякнави пишет в «Аль-Фаваид аль-бахия» [с. 185]: «Автор «Аль-Мухтасар», «Аль-Мунтака», «Аль-Кафи» и других книг. Книги «Аль-Мунтака» и «Аль-Кафи» – две основные книги мазхаба после книг [имама] Мухаммада. Книги «Аль-Мунтака» нет в наше время в наших краях». Прим. Абу Али.
 
[4] Имам аль-Кураши пишет в «Аль-Джавахир аль-мудия» [2/344-345]: «Абдуллах ибн Мухаммад ибн Якуб ибн аль-Харис ибн аль-Халиль аль-Хариси ас-Субазмуни. Ас-Самааани говорит о нем: «Известен как устаз и много передает хадисы. В поисках знаний ездил в Ирак и Хиджаз». Фадль ибн Мухаммад аш-Шаарани и Хусейн ибн аль-Фадль аль-Баджали передают от него хадисы. От него передает хадисы Абу Абдуллах ибн Манда. Не достоин доверия».
 
Автор книги «Кашф аль-асар» о достоинствах Абу Ханифы, написал «Муснад Абу Ханифы». Когда он диктовал книгу о достоинствах Абу Ханифы, то за ним записывали четыреста писцов.
 
Имам аз-Захаби пишет о нем: «Аль-Бухарии, факих. От него много передает Ибн Манда. Автор многих книг». И [аз-Захаби] передает от Ибн аль-Джаузи, что Абу Саид ар-Раввас сказал: «Подозревается в выдумывании хадисов». Аз-Захаби упоминает его в «Аль-Муъталяф», назвав его «шейхом ханафитов».
 
Я [то есть имам аль-Кураши] говорю: «Абдуллах ибн Мухаммад выше и лучше, чем Ибн аль-Джаузи и Абу Саид ар-Раввас»». Прим. Абу Али.
 
[5] Имам Валиюллах ад-Дахляви называет его имя среди имен муджтахидов в мазхабе. См. «Аль-Фаваид аль-бахия» (с. 104). Прим. Абу Али.

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch.