Циклы уроков

Часть 89. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 21

Часть 89. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 21

Дни выхода уроков: Понедельник четверг
15 февр. 2018 857 0
Скачать в pdf
| A | +
4. К их методу в обучении (и это крайне важно в плане этики разногласий) относится и то, что они считали возможной ошибку в своем иджтихаде и ничего не утверждали однозначно, если только на это не находилось явного довода.
 
Абдуллаха ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, спросили о человеке, который женился на женщине, не обговорил с ней махр и умер до их половой близости. И он ответил, что она должна получить полный махр (махр мисль), что она получит наследство от мужа и будет выдерживать идду.
 
Это передает ат-Тирмизи[1] и говорит: «Хасан сахих».
 
Меня интересует в этом риваяте та часть, которую передают Абу Дауд и ан-Насаи.
 
Абу Дауд передает[2], что к Абдуллаху ибн Масуду пришли с этим вопросом насчет какого-то человека, и он ответил:
 
«Она получит махр подобно другим женщинам: не больше и не меньше. И она получит наследство и будет выдерживать идду. И если это правильно, то это от Аллаха, а если ошибка, то от меня и шайтана, а Аллах и Его Посланник не причастны к этому».
 
И ему засвидетельствовали, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вынес такое же решение в точно таком же случае, и он сильно этому обрадовался.
 
Ан-Насаи[3] передает сообщение, что Ибн Масуд сказал: «Спросите, есть ли об этом какой-нибудь хадис». И они сказали: «Мы не нашли, о Абу Абдур-Рахман». И он сказал: «Тогда я выскажусь на основе собственного мнения…»
 
И он передает: «Они в течение месяца приходили к нему, и он не давал им ответ, а затем он ответил: «Ей полагается махр таких женщин, как она…»
 
И в конце он рассказал эту историю в следующих словах:
 
«Абдуллах сказал: «Меня не спрашивали ни о чем настолько сложном после того, как я расстался с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Спросите кого-нибудь другого». И они в течение месяца приходили к нему с этим вопросом. Потом, в конце, они сказали ему: «Кого же мы будем спрашивать, если не тебя?! Ведь ты один из величайших сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, в этой местности, и мы не знаем никого, кроме тебя!»
 
И тогда он сказал: «Я скажу на основе собственного мнения, и если оно правильное, то это от Аллаха, у Которого нет сотоварищей, а если ошибка, то от меня и от шайтана, а Аллах и Его Посланник не причастны к этому. Я считаю, что ей полагается махр таких женщин, как она…»
 
Посмотрите, как он в течение месяца отказывался дать ответ! А, дав ответ, отказался считать свой ответ однозначно правильным. И не забывайте при этом о его знаниях и о похвале больших сподвижников в его адрес, особенно Умара, да будет Аллах доволен ими всеми. А теперь сравни это со словами некоторых наших современников, и скажи: «Инна лилляхи ва инна илейхи раджиун!»
 
Ибн Абдуль-Барр передает в «Джами»[4] от Умара, что он встретил человека и спросил его: «Что случилось?» И он ответил: «Али и Зейд вынесли такое-то решение».
 
И Умар сказал: «Если бы я выносил решение, то решил бы по-другому».
 
И тогда он спросил его: «А что тебя удерживает? Ведь ты правитель».
 
И он сказал: «Если бы я обращал тебя к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, то я так бы и сделал, но я бы обратил тебя к своему мнению, а на мнение имеют право и другие». И он не отменил решение Али и Зейда».
 
Это и есть объективность, адаб и уважение ко мнению других.
 
Как же они могут однозначно считать правильными свои мнения, заставлять других следовать им, зная при этом, что их мнения – это лишь иджтихад, который может быть правильным, а может и не быть?
 
Как они могут однозначно утверждать свою правоту и заставлять следовать других этому, когда они сегодня считают так, а завтра будут считать по-другому?
 
Вот именно такие слова – это искренность, а не слова тех, кто открывает иджтихад для всех, но при этом заставляет всех следовать именно своему иджтихаду[5].
 
[1] №1145.
 
[2] №2116.
 
[3] №3353.
 
[4] 2:59.
 
[5] Это самая больная идея за историю Ислама – призывать следовать за «Кораном и Сунной в понимании саляфов», при этом выступая против следования мазхабам, которые выражают фикх саляфов, и заменяя это следованием за современными шейхами. Прим. Абу Али.

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi