Циклы уроков

Часть 74. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 6

Часть 74. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 6

Дни выхода уроков: Понедельник четверг
14 сент. 2017 566 0
Скачать в pdf
| A | +
И когда ученик достигал совершенства, то его учителя разрешали ему преподавать и приносить [другим] пользу, писать книги, отвечать на вопросы и так далее. И всё это лишь увеличивало его пребывание рядом с ними и их довольство согласно его знаниям и длине его жизни. Это и имеют в виду, говоря о «длительном времени», то есть это длительное время близости к шейхам, длительное время получения знаний и отсутствие между ними промежутка.
 
И эта научная этика отразилась в следующем ответе по фикху наших ханафитских ученых. Известно, что лучшая мечеть для намаза – это мечеть Харам, затем мечеть Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), а потом – Аль-Акса. Дальше они говорят:
 
«Аль-Кубба, потом более древняя, потом большая или более близкая, а мечеть устаза в получении знаний или где слушаешь наставления лучше единогласно»[1].
 
Иными словами, намаз студента шариатского знания в мечети его учителя лучше, чем намаз в более древней мечети, а также в той, которая больше, и ближайшей, потому что так он может узнать что-то полезное у своего учителя, совершая намаз рядом с ним или слушая его общие наставления. И поэтому они указали на желательность для студента совершать намаз в мечети учителя, чтобы так увеличить время пребывания рядом с ним, ведь шейх может вспомнить что-то и рассказать, хотя во время урока ему может и не прийти это в голову. А как же это много! И это увидит и поймет на практике лишь тот студент, который постоянно находился рядом с учителем[2].
 
Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, был совершенным примером в плане постоянного нахождения со своими учителями и адаба к ним. Он мог ждать возле двери сподвижника, чтобы услышать от него что-то, а когда тот выходил, то шел за ним, задавая вопросы. И он не стучал в дверь, боясь, что тот спит или занят.
 
Это качество было и у имама Абдур-Рахмана ибн аль-Касима аль-Утаби, ученика имама Малика и его заместителя на его собраниях.
 
Вот что говорится в его биографии[3]:
 
«Однажды я пришел к Малику до рассвета, чтобы задать два-три вопроса, и я понял, что в это время он охотно отвечает. Поэтому в это время каждый день я приходил к нему. И однажды я прилег перед его порогом и уснул, а в это время Малик вышел, направляясь в мечеть. И черная рабыня разбудила меня ударом ноги и сказала: «Твой господин уже ушел, и он не такой беспечный, как ты! Ему сорок девять лет, а утренний намаз он совершал с тем же омовением, что и ночной»».
 
Эта рабыня подумала, что он был рабом Малика, потому что он постоянно был рядом с ним, потому что обычно именно рабы сидели и ждали у двери.
 
Да помилует его Аллах и пусть будет им доволен!
 
[1] «Хашия» Ибн Абидина (1:443).
 
[2] И эту часть я добавил лишь ко второму изданию, а теперь добавляю и к третьему, осознав ее практический смысл.
 
Однажды я был вместе с нашим учителем шейхом Абдуль-Фаттахом Абу Гуддой во время таравиха в мечети Кубба. И это было после первого издания этой книги. Пока мы ждали начала намаза, я рассказывал ему про их слова: «Наш мазхаб – правда, которая может быть ошибкой, а мазхаб других – это ошибка, которая может быть правдой». И тогда он отметил, что лучше говорить: «Наш мазхаб – истина и может быть ошибкой», как уже указывали на это.
 
И я очень обрадовался этому замечанию учителя и поблагодарил его за это. И потом он сказал: «Поэтому говорят: «мечеть устаза»». И я задумался, пытаясь понять смысл этих слов, и он еще раз их повторил: «Говорят, что студенту лучше делать намаз в мечети своего учителя, чтобы он больше находился рядом с ним, и это принесет пользу». И я обратился к источнику, который называл, и нашел там то же объяснение, которое дал нам наш шейх.
 
[3] Тартиб аль-мадарик, 2:438.

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch.