22 урок, 19 хадис - 40 хадисов имама ан-Навави
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Зухр 12:41
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:59 07:13 12:41 16:15 17:59 19:13
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Раби-авваль 1443
Григорианский
25 октября 2021

Циклы уроков

22 урок, 19 хадис

22 урок, 19 хадис

21 урок, 18 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: По мере выхода
9 окт. 2021 1 028 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух дорогие братья и сестры!

 

Продолжаем наши уроки по 40 хадисам имама ан Навави. Сегодня у нас достаточно объёмный хадис, который является одним из числа величайших наставлений нашего любимого Пророка ﷺ как об этом сообщил ибн Раджаб (р.а.) в своей книге «Джамиуль улюм уаль хикам».

 

В версии имама Тирмизи Абдулла ибн Аббас передает этот хадис следующим образом (примерный перевод по смыслу):

 

«Однажды я находился позади пророка (то есть они вместе ехали на одном верховом животном) и он сказал мне: «О, мальчик, я обучу тебя нескольким словам: «Храни Аллаха, и Он сохранит тебя. Храни Аллаха – и ты найдешь его перед собой. Если будешь просить что-то, проси только у Аллаха, если будешь искать помощи, ищи ее у Аллаха. И знай: если все люди соберутся, чтобы принести тебе какую-то пользу, то не принесут они тебе пользы кроме той, которую предписал Аллах. А если все люди соберутся, чтобы нанести тебе какой-то вред, то они не нанесут тебе вреда, если не предписал его тебе Аллах. И поднято перо, а чернила уже высохли».

 

В других версиях этого же хадиса говорится:

 

«Вспоминай Аллаха в благоденствии, и Он поможет тебе в трудный момент, и поистине победы приходят с терпением, после горя идет радость, а после затруднений приходит облегчение». 

 

Примерно так мы перевели наш хадис, теперь давайте постараемся растолковать его.

 

Понимание хадиса и его польза

 

Посланник Аллаха ﷺ всегда был устремлен к тому, чтобы привить своей общине правильные жизненные убеждения и ценности. И в частности он уделял огромное внимание молодому поколению, считая их самой важной частью общества. Он способствовал тому, чтобы они учились и взрослели, участвуя в торговых сделках, интеллектуальных дискуссиях и переговорах с другими народами. Посланник Аллаха ﷺ всегда старался воспитать в молодых людях активное участие в жизни общины, оказывая им содействие и поддержку.

 

Историки говорят, что на тот момент ибн Аббас не достиг даже возраста полового созревания. Он услышал и запомнил этот хадис будучи еще юношей что бы затем передать это прекрасное наставление всей умме.

 

Многие мухаддисы говорили, что именно этот хадис воспитал в них смелость, и научил их не пугаться опасностей, говорить только правду, не страшась порицания со стороны невежд. Данный хадис учит нас быть уверенными в себе. Вникая в суть хадиса мы должны понимать о том, что всё во власти Мудрого Творца и что никто из людей не в силах причинить нам вред или принести пользу если не будет на то воли Аллаха. 

 

Мудрые методы Пророка

 

Пророк Мухаммад ﷺ обладая лидерскими качествами, всегда был человеком, который понимал важность общения с людьми. Посланник Аллаха ﷺ умел расположить людей, считая, что каждый человек ценен сам по себе, независимо от языка, веры и национальности. Он нес божественное послание в понятной для людей форме, так, чтобы они могли его услышать, понять и почувствовать. И даже самый простой житель Медины или Мекки мог прийти и поговорить с ним о своих насущных проблемах.

 

Проходя мимо играющих детей, Посланник Аллаха ﷺ мог первым поприветствовать их. В одном из аятов Корана Всевышний Аллах сказал:

 

 فَبِمَا رَحْمَةٍ مِّنَ اللّهِ لِنتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لاَنفَضُّواْ مِنْ حَوْلِكَ

«По милости Аллаха ты мягок по отношению к людям. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя…». (3:15)

 

И в настоящем хадисе Пророк ﷺ обращается к ибн Аббасу со словами: «О мальчик», чтобы тот собрался с мыслями и прислушался всем сердцем. Расположив таким образом ибн Аббаса к вниманию наставления, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «я научу тебя нескольким словам» - то есть: я дам тебе несколько советов, так послушай же их и запомни!

 

Далее Пророк ﷺ говорит: «Храни Аллаха, и Он сохранит тебя» - то есть: всегда помни о Нем, соблюдай Его права на тебя, выполняй обязательные религиозные предписания и отстраняйся от того, что Он запретил. И если ты будешь хранить Аллаха в своём сердце и не нарушать его законы, то Аллах сохранит тебя, будет заботиться о тебе, окружит своей милостью, будет сопутствовать в твоих делах, поможет в трудностях и укажет верный путь.

 

Далее Пророк ﷺ продолжает: «Храни Аллаха – и ты найдёшь его перед собой». То есть, если ты будешь выполнять Его веления, хранить заветы, то ты имеешь право в любое время обратиться за Его помощью. И когда тебе будет трудно, Аллах поддержит тебя Своим могуществом, раскроет перед тобой врата Своей милости, наделит тебя от Своей щедрости и будет хранить тебя. А если Аллах хранит своего раба, то сердце его наполняется умиротворением, а душа обретает покой и счастье. Всевышний Аллах сказал:

 

وَمَن يُؤْمِنْ بِاللَّهِ يَهْدِ قَلْبَهُ

«Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь» (64:11).

 

Так же Всевышний сказал:

 

«Поистине, Аллах с Богобоязненными и с совершающими благие дела» (16:128)

 

Катада (р.а.) в одном из своих изречений сказал так: «Аллах будет с тем, кто Его боится, а тот, с кем будет Аллах, окажется в непобедимой группе, и будут оберегать эту группу невидимые стражники, которые не дремлют и ведут по истинному пути».

 

Однако, как мы уже сказали, что необходимым условием помощи и поддержки Аллаха является исполнение Его велений и отказ от совершения, запрещённого Им. Аллах будет помогать и поддерживать того, кто повинуется Ему, а того, кто ослушается Егo Он может оставить без поддержки. Ведь Он сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنْ تَنْصُرُوا اللَّهَ يَنْصُرْكُمْ وَيُثَبِّتْ أَقْدَامَكُمْ

«О те которые уверовали если вы будете помогать (религии) Аллаха, то и Он поможет вам и укрепит ваши стопы». (47:7)

 

Далее в шархе приводится о преимуществе соблюдения шариата в молодом возрасте.

 

Того, кто помнил об Аллахе, когда он был молод и силён, Аллах будет хранить его и в старости, когда человек лишится сил, и Он наделит его слухом, зрением, разумом, и отведёт ему достойное место в день воскресения. И когда в судный день людей накроет палящий зной, Всевышний Аллах укроет его в тени, в то время как другим людям негде будет укрыться. В хадисе, приводимом в обоих «Сахихах», сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

«Семерых укроет Аллах в тени в судный день» 

 

и в категории этих семерых окажется юноша, который рос, поклоняясь Всемогущему Аллаху. Это известный хадис…

 

Далее Посланник Аллаха ﷺ сказал ибн Аббасу: «Если будешь просить, то проси только у Аллаха, если будешь искать помощи, ищи ее у Аллаха». И это соответствует словам Всевышнего:

 

إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ

«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного просим о помощи» (1:1)

 

В вопросах, в которых может помочь только Аллах, человек обязательно должен обращаться с просьбами о помощи только к Нему. Обращение с мольбами к кому-либо, помимо Аллаха, в том, что может дать только Он является большой несправедливостью - многобожием. Обращаться с мольбами следует только к Великому Создателю, Он говорит:

 

«Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам!». 

 

И обращаться только к Нему следует по той причине, чтo Он, всегда близок к своим рабам, и Он слышит их мольбы и отвечает на их просьбы. Аллах Всевышний сказал:

 

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ ۖ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ ۖ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ

«А если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то, поистине, Я близок и Я отвечаю на мольбы взывающего, когда он взывает ко Мне. Так пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, чтобы встать им на путь истинный» (2:186)

 

А если речь пойдет о тех вещах, в которых люди способны помочь, то нет проблем чтобы обратиться к ним. Например, Посланник Аллаха ﷺ иногда велел людям принести ему что-нибудь необходимое или сделать за него какое-либо дело. Однако из жизни сподвижников мы можем наблюдать, что среди них были и те, кто считал вообще нежелательным обращение к кому-либо, если ты сам способен это сделать. Один из передатчиков хадиса сказал: «Поистине, я видел некоторых из сподвижников, и когда у них падала плеть, никто из них не просил другого подать ему эту плеть, (то есть они сами спускались с верхового животного и поднимали её сами)». Таковым было убеждение сподвижников.

 

Далее касаемо слов наставления Посланник Аллаха ﷺ: «Если все люди соберутся, чтобы принести тебе какую-то пользу или вред то не смогут они сделать ничего, если не предписал этого Аллах». 

 

Всевышний Аллах сказал:

 

مَا يَفْتَحِ اللَّهُ لِلنَّاسِ مِنْ رَحْمَةٍ فَلَا مُمْسِكَ لَهَا ۖ وَمَا يُمْسِكْ فَلَا مُرْسِلَ لَهُ مِنْ بَعْدِهِ ۚ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

«Никто не удержит милости, которые Аллах дарует людям. А то, что Он удерживает, никто не может даровать кроме Него. Он - Могущественный, Мудрый» (35:2)

 

Человек, который уверовал предопределение, в то, что Аллах Всевышний хранит его и оказывает ему поддержку, во всём полагается только на Него, и уже не беспокоится о том, что станут предпринимать люди или иные существа против него. Более того, он имеет глубокое убеждение, что все хорошее и дурное случается только в соответствии с предопределением Аллаха и что польза и вред зависят только от Его желания и больше ни от кого. В Коране сказано:

 

«Скажи все – от Аллаха» (по Его предопределению и решению).

 

В другом аяте:

 

قُلْ لَنْ يُصِيبَنَا إِلَّا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَنَا هُوَ مَوْلَانَا ۚ وَعَلَى اللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ

«Скажи: «Нас постигнет лишь только то, что предписано нам Аллахом. Он - наш Покровитель. И пусть верующие уповают только на Аллаха». (9:51)

 

Как мы видим во Вселенной, всё (хорошее и плохое), происходит по воле Аллаха. Но, следует понимать, что Аллах не лишил человека свободы выбора, напротив, он дал ему разум для различения добра от зла, посылал людям пророков и писания, дабы научить их добру.

Аллах Всевышний сказал:

 

وَقُلِ اعْمَلُوا فَسَيَرَى اللَّهُ عَمَلَكُمْ

«Действуйте, и Аллах увидит результаты ваших дел» (9:105)

 

Никто не имеет права, совершив плохое действие оправдываться тем, что все уже давно предопределено Господом. Мы видим много таких людей. Всевышний не принуждает человека к плохому, как считают некоторые малодушные люди. Любой из нас имеет право отказаться от греха. Верующий в предопределение, должен с пониманием относиться к неудачам, зная, что во всем есть смысл. Предопределение Аллаха это скрытая от нас тайна. И вера в это поможет обрести человеку душевное спокойствие и уверенность.

 

Посланник Аллаха ﷺ, который является для нас примером во всём, разъяснил нам, что мусульманин должен использовать всевозможные средства, действуя и прилагая усилия. Если же человек не ищет путей достижения цели, жалуясь и ссылаясь нa предопределение, это значит, что он не повинуется Аллаху Всевышнему и Его посланнику ﷺ поступая вопреки установлениям шариата. В одном из своих хадисов Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

«Действуйте, и каждому будет облегчено (достижение) того, ради чего он был создан». (Муслим)

 

Далее по шарху. Посланник Аллаха ﷺ в нашем хадисе сказал: «поистине победы приходят с терпением, после горя идет радость, а после затруднений приходит облегчение».

 

Жизнь человека - борьба, борьба с препятствиями, трудностями, испытаниями и со своими страстями. Однако если верующий будет проявлять стойкость и терпение, то все эти трудности приведут его только к мудрости, развитию и облегчению жизни. Всевышний Аллах говорит:

 

لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا ۚ لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему воздастся то, что он заработал, и против него будет то, что он приобрёл» (2:286)

 

Каждый из нас при появлении трудностей в жизни сам может выбрать, как реагировать на них. Но мудр тот, кто проявит терпение. Есть аят где Всевышний сказал:

 

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Так обрадуй же терпеливых» (2:155)

 

Терпение – это главное качество сильного и морально устойчивого человека. Имам Ахмад говорит, что о достоинстве терпения в Коране упоминается более 90 раз.

 

Трудно переоценить значимость терпения в жизни человека. Терпение -  это сила, которая помогает перенести тяготы, возвращать себя на путь нравственности и истины и просто быть уравновешенным и благоразумным. Посланник Аллаха ﷺ говорил:

 

«Терпение есть свет».

 

А Умар (р.а.) сказал:

 

«Самое лучшее в этой жизни мы приобрели благодаря терпению». 

 

Поэтому мы должны понимать, что терпение в жизни каждого верующего должно играть ключевую роль.

 

Мы видим, что всё, о чём говорится в этом хадисе, взаимосвязано друг с другом. Так, затруднение вызывает скорбь, а облегчение становится причиной радости, но всё это требует терпения и стойкости, а вслед за этим придёт победа и успех. И всe это является проявлением милости и милосердия Аллаха Всевышнего по отношению к Его созданиям.

 

В этом великом хадисе Пророк ﷺ дал мальчику, которым был Ибн Аббас, несколько наставлений, в числе которых было и побуждение исполнять веления Аллаха и соблюдать Его запреты в любых ситуациях и в любое время. Пророк ﷺ с детства внушал ему правильные убеждения, разъясняя, что нет Творца, кроме Аллаха, и нет никого, распоряжающегося делами наряду с Аллахом, и нет никаких посредников между рабом и его Господом, и именно на Него надлежит надеяться и терпеть, когда случается беда или горе. Пророк ﷺ посеял в душе Ибн Аббаса семена веры в предопределение Аллаха и Его предустановление, научил быть его уверенным, смелым и не переживать бессмысленно.

 

Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: «Поистине это великий хадис, который является основой в соблюдении прав Аллаха и вверении себя Его велению».

 

Да поможет нам Аллах понять этот хадис также как праведные предшественники. Освоить его и практиковать, тем самым заслужить Его довольств! Аминь.

 

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi