Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Иша 20:04
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:04 07:19 13:07 17:03 18:49 20:04
свернуть
Календарь
Хиджра
21 Раджаб 1442
Григорианский
05 марта 2021

Циклы уроков

18 урок, 15 хадис

18 урок, 15 хадис

17 урок, 13 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: По мере выхода
23 февр. 2021 550 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Ассаламу алейкум, уа рахматуЛлахи уа баракятух! 

 

Тема хадиса, который мы рассмотрим на текущем уроке о том, что само по себе хорошее слово, доброе слово, а также хорошие соседские отношения и уважительное отношение к гостям является одними из признаков совершенной веры.

 

Абу Хурайра (р.а.) передает что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто уверовал в Аллаха и в Его Судный день, пусть говорит благое, либо молчит. А также тот, кто верует в Аллаха и Судный день, пусть хорошо относится к своему соседу и к своему гостю»

 

Этот хадис передают имам Бухари и имам Муслим.

 

Имам Бухари даже назвал свою главу: «Тот, кто уверовал в Аллаха и Его Судный день, не причиняет вреда своему соседу». Этот хадис очень важный. Ибн Хаджар сказал в комментариях к «Сахих Бухари», что этот хадис относится к кратким, но емким словам нашего Пророка ﷺ, за которыми кроется глубокий смысл.

 

Понимание этого хадиса, а также указания в нем.

 

Первое: взаимоотношения человека с обществом. И, конечно же, из естественного то, что человек живет среди людей и непосредственно вступает с ними в отношения. Он нуждается в людях, и другие люди также нуждаются в нем. Ислам заботится о том, чтобы отношения строились на правильной основе. А все это может реализоваться только тогда, когда люди будут придерживаться взаимоуважения и сопутствующим ему правилам. Именно к этому побуждал нас Посланник Аллаха ﷺ в данном хадисе.

 

Второе: о совершенстве веры говорит то, что человек либо говорит о чем-то хорошем, либо молчит. Пророк ﷺ призывает нас к величайшему благочестию, а это благочестие выражается в том, что если ты будешь говорить, то будешь говорить только благое, либо будешь молчать. Имам Ахмад передает хадис от Анаса что Пророк ﷺ сказал:

 

«И не станет прямой вера арба, пока не будет прямоты в его сердце и пока не станет придерживаться прямоты его язык».

 

Смотрите, как наш язык на прямую связан с нашим сердцем, иманом. От чистоты наших слов, зависит совершенство нашей веры. В другом хадисе говорится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

«Человек не познает истинную суть веры, пока не начнет беречь свой язык»,

 

а точнее пока не перестанет произносить таких слов, в которых нет никакого блага.

 

Третье: погружение в многословие становится причиной гибели, а контроль языка, наоборот, приводит к спасению человека.

 

На предыдущих уроках мы проходили хадис, где говорится, что признаком наилучшего проявления ислама является отказ человека от того, что его не касается. Так же мы приводили, что лишние разговоры, пустословие могут сделать дела его тщетными, а также послужить причиной того, что Рай станет для него запретным. Исламские ученые сказали, что мусульманину прежде, чем что-то сказать, нужно хорошенько подумать. Если он подумал, и то, что он собирается сказать является благом, то пусть скажет, а если нет, то пусть воздержится от этого. Это будет хорошо как для него, так и для окружающих. И тем самым он заслужит довольство Всевышнего Аллаха и получит за это награду. В Священном Коране, в суре «Кахф» есть следующий аят:

 

«Что бы человек не произнес, как недремлющий страж вносит это в свою книгу»,

 

то есть речь идет о соответствующих ангелах. В хадисах представлено, что существую два ангела. Один из них записывает благие дела, а другой дурные. Имам Бухари приводит хадис, где Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

«Человек может произнести какое-то слово, и это слово может оказаться угодным Аллаху, хотя сам человек не придал этому особого значения, но за это Аллах возвысит его. А в иных случаях человек может произнести какое-то слово, так же, не придав этому значение, но эти слова могут вызвать гнев у Всевышнего Аллаха и тем самым, из-за этих слов его ввергнут в Ад».

 

Поэтому нужно быть предельно внимательным к своему языку.

 

Четвертое: этикет того, как нужно говорить. В исламе существует целый свод норм, касательно речи.

 

Верующий должен говорить лишь только то, что приносит ему пользу, стараясь воздерживаться от произнесения не пристойных слов, запретных речей. Всевышний Аллах сказал в Коране:

 

«Те, которые воздерживаются от пустословия».

 

Даже в обычной дозволенной речи, когда человек беседует с кем-либо, не использую злословие, сплетни и т.д., даже в таком случае человек должен воздержаться от многословия. Ученые говорят, что тот, кто много говорит, он много ошибается. Сын Умара передает слова Пророка ﷺ, где он сказал:

 

«Не произноси много слов, кроме как в поминании Всевышнего Аллаха. Ведь многословие без поминания Всевышнего Аллаха относится к черствости сердец. А черствые сердца, это самые далекие от Аллаха люди».

 

Поэтому не важно, находишься ли ты в гостях, беседуешь с женой или другом, используй иногда зикр, чтобы люди привыкали к этому. От этого так же будет большая польза.

 

Бывают такие случаи, когда человеку не дозволяется молчать, когда он должен обязательно что-то высказать. А конкретно, когда дело касается истины, когда есть необходимость побуждать к одобряемому, и удержать от порицаемого. То есть если увидел, что кто-то делает харам, то останови это хотя бы, словом, как пришло в хадисе.

 

Есть возможность призывать к благому, к религии, то пользуйся этим моментом, призывай человека. Это было из культуры речи, которые привели Мустафа Диб Буга и Мухиддин Мисту.

 

Пятое: проявление заботы о соседях. Из качеств совершенной веры и проявление истинного ислама является проявление почести соседу и отказ от нанесения ему вреда, как говорил нам наш Посланник Аллаха ﷺ в своих многочисленных хадисах. Сказал Всевышний Аллах в Коране:

 

«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей, делайте добро своим родителям, также делайте добро своим родственникам, сиротам и нуждающимся, также делайте добро вашим соседям, пусть они состоят с вами в родстве или нет, а затем делайте добро своим товарищам» (4:36)

 

Изначально Всевышний Аллах говорит, что поклоняться нужно только Ему, затем идут родители, родственники, сироты и нуждающиеся. Потом идут соседи, и лишь только потом твои товарищи и друзья. То есть в исламе соседям придается особое значение. Шейх Буга говорил, что подобного вы не увидите ни в каком другом институте отношений.

 

Теперь давайте обратим наше внимание на следующий хадис, который передал нам имам Бухари, со слов Айши, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

«Ангел Джабраил так часто давал наставления относительно соседей, что Пророк даже подумал, что скоро будет ниспослан аят, что соседи также являются наследниками».

 

То есть ангел Джабраиль так долго разъяснял нормы и права соседей, что Посланник Аллаха ﷺ решил, что соседа будут относить к числу наследников.

 

Седьмое: нанесение вреда соседу говорит о том, что иман человека не правильный, и это может принести к гибели. В исламе нанесение вреда соседу рассматривается как тяжкий грех, и соответственно этот грех понесет собой тяжкое наказание от всевышнего Аллаха. Ибн Масуд передает, что однажды у Посланника Аллаха ﷺ спросили о том, какой же грех является величайшим? Пророк ﷺ ответил:

 

«Приравнивание кого-то Аллаху».

 

У него спросили: «А затем какой грех?», он ответил:

 

«Когда человек убивает своего ребенка из-за страха, что не сможет прокормить его».

 

Далее, у Посланника Аллаха ﷺ спросили: «А какой следующий большой грех?», на что Посланник Аллаха ﷺ ответил:

 

«Прелюбодеяние с женой твоего соседа»,

 

то есть это также тяжкий грех. Само по себе прелюбодеяние это тяжкий грех. А когда ты склонил жену своего соседа, этот грех будет еще более тяжелым. Можно сказать один из смертных грехов. В другом хадисе Посланник Аллаха ﷺ несколько раз поклялся: «Клянусь Аллахом, он не верует», он произнес это несколько раз. И тогда сподвижники спросили его о том, кто не верует. Он ответил:

 

«Тот, от зла которого не защищены его соседи».

 

То есть человек, который постоянно причиняет зло и вред своим соседям. И в общем про соседей хадисов много. Мы прочитаем некоторые из них. В одном из своих изречений Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

«Не уверовал в меня тот, кто ложиться спать сытым, зная о том, что его сосед голодный».

 

А в другом хадисе говорится:

 

«Если кто-либо будет варить похлебку, то пусть добавляет по больше воды, чтобы было побольше бульона, и человек мог поделиться со своими соседями».

 

Со слов Айши передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

«Пусть ни одна соседка не пренебрегает возможностью подарить подарок своей соседке. Если есть возможность, то пусть подарит хотя бы овечье копыто».

 

То есть даже если подарок не значительный, нам все равно следует оказывать внимание своим соседям. Хорошее отношение к гостю является признаком имана и одним из проявлений хорошего ислама. Пришло в хадисе:

 

«Тот, кто уверовал в Аллаха и Его Судный день, пусть оказывает уважение своему гостю».

 

Гостеприимство относится к одной из достойных, нравственных качеств. В исламе к гостеприимству особое отношение. Ведь это качество, которое было присуще Пророкам и Посланникам, праведникам. Ахмад ибн Ханбаль и Аляйс ибн Усас считали, что гостеприимство это обязанность хозяина, которое он должен сохранять в течение суток. Основывались они на хадисе, где Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

«Каждый человек обязан оказывать гостеприимство в течение ночи».

 

Хадис передают Абу Дауд, ибн Маджа и другие.

 

Теперь вкратце расскажем о правилах приличия, которые должны соблюдать как хозяин, так и гость. Если пришли гости, то хозяину следует выразить свою радость. Он надлежит вести с ними хорошую, приятную беседу и создавать все причины, чтобы угодить гостям: удобно усадить, накрыть стол, исходя из своих возможностей. Ученые говорят, что в первый день хозяин кормит гостя лучше, чем обычно кормит свою семью. А на второй-третий день так же, как и своих домочадцев. Сказал Посланник Аллаха ﷺ:

 

«Гостеприимство это три дня, и как в награду ему запишется один день. То, что сверх этого станет для него как садака».

 

От Абу Шурейха (р.а.) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

«Не разрешается мусульманину жить у своего брата так долго, что он начнет вводить его в грех».

 

И тогда сподвижники, услышав это, спросили: «О Посланник Аллаха, как же это может произойти?» И тогда Пророк ﷺ ответил: «Это оставаться в гостях так долго, что хозяину нечем будет его кормить». Как мы видим, из этого хадиса - всему есть предел.

 

И последнее «О важности практиковать и действовать согласно этому хадису». Для того, кто узнал об этом хадисе, крайне важно практиковать его. Ведь именно те ценности, которые заложены в этом хадисе объединяет людей и удаляет различную ненависть, отрицательные качества. Благодаря подобным взаимоотношениям, между людьми появляется незримая теплота. Данный хадис является более чем важным именно в наше время, когда люди живут по соседству, особенно в многоэтажных жилых комплексах, и не знают кто их сосед. Видятся и здороваются только тогда, когда выносят мусор. То же самое касается и гостей. Бывает, человек пишет своему другу, что хотел его навестить, приехать погостить, на что хозяин ссылается, что у него не хватает времени и т.д. И тем самым люди еще больше отдаляются друг от друга. А в тяжелый момент, когда ты так сильно будешь нуждаться в своих родственниках, друзьях и соседях, их не окажется рядом.

 

Пусть Всевышний Аллах поможет всем нам практиковать сунну Посланника ﷺ и поможет нам оказаться в числе преуспевших.

 

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi