Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Восход 08:16
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:55 08:16 13:06 16:09 17:51 19:12
свернуть
Календарь
Хиджра
7 Джумада-сани 1442
Григорианский
20 января 2021

Циклы уроков

15 урок, 11 хадис

15 урок, 11 хадис

14 урок, 10 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
6 янв. 2021 698 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия


 

Ассаламу алейкум, уа рахматуЛлахи уа баракятух! Ин шаа Аллах продолжаем чтение шарха по книге «40 хадисов имама ан-Навави». 

 

11 хадис, который мы пройдем сегодня, говорит нам о необходимости придерживаться того, в чем есть 100 % уверенность, а также сторониться сомнительных вещей. Если что-то вызвало сомнения, то лучше избегать этого.

 

Любимый внук нашего Пророка ﷺ, Хасан ибн Али сказал: «Я слышал и запомнил от нашего Пророка ﷺ такие слова, где Пророк сказал: «Оставь же то, что внушает тебе сомнения, и обратись к тому что сомнений у тебя не вызывает».

 

Хадис передают нам имам Тирмизи и Насаи, а также данный хадис есть в другом риваяте от Ибн Хиббана, имама Ахмада, где есть добавка:

 

«Воистину, истина — это спокойствие, а ложь — это сомнения».

 

В чем же важность этого хадиса? Наши ученые говорят, что хадис относится к той категории в которых краткие фразы Посланника Аллаха ﷺ, несли емкий и возвышенный смысл.

 

Правило заключается в том, что следует оставлять все то, в чем есть какое-то сомнение и необходимо строго придерживаться того, что не вызывает никаких сомнений и является дозволенным. И поэтому один из ученных, которого звали Ибн Хаджар аль Хайтами (р.а.) в комментарии к этому хадису сказал:

 

«Этот хадис является величайшей основой в нашей религии и основой богобоязненности и благочестия. На эту основу опираются лучшие из нашей уммы, то есть богобоязненные верующие. Ведь именно такие изречения Пророка ﷺ, это правило избавляет человека от мрака сомнений, различных внушений, которые являются препятствием для света».

 

Далее, понимание этого хадиса. Первое, это отказ от сомнительного. Шейхи говорят, что отказ от сомнительных вещей, будь то в сфере поклонения, либо отношения с людьми, в заключении брака и в других ахкамах, а также строгое следование, обращение к дозволенному, все эти вещи приводят верующего к благочестию, богобоязненности. Так же отказ от сомнительного становится причиной для защиты от наущений дьявола. И тем самым человек получает пользу как в этом мире, а также в ахирате. На предыдущих уроках мы уже говорили о том, что человек, который сторониться сомнительного защищает свою религию, а также свою честь. Такой человек, который все время обращается к тому, в чем есть 100 % уверенность, сердце такого верующего всегда бывает спокойным. Он обретает спокойствие в душе, и познает что такое на самом деле счастье. А тот человек, который принял сомнительное для себя как дозволенное, со стороны может показаться, что он тоже спокоен, уверен в себе, но на самом деле ученые говорят, что если бы у вас была возможность заглянуть в его сердце, то вы бы обнаружили там беспокойство, постоянный страх, тревогу и сомнения. Таким людям очень сложно жить. Большинство из них признаются в том, что лучше бы они испытали физическую боль, нежели моральный ущерб, который они постоянно испытывают. А это всего лишь муки этого мира, представьте, что будет с человеком, который все время занимается сомнительными вещами и сделал запретное для себя дозволенным. Что ожидает такого человека в Судный день?

 

Второе, высказывания праведных предшественников касательно именно этой темы. Автор говорит, что наши праведные предшественники сторонились сомнительного, и говорили это не только на словах, но и показывали на деле. Абу Зарр (р.а.) говорит, что наилучший уровень благочестия, это когда человек оставляет даже некоторые дозволенные вещи, опасаясь, что в них есть что-то из запретного. И тут вспоминается история ученного шафиитского мазхаба имама Абу Исхака Аш Ширази (р.а.).

 

В его биографии приводится, что он жил в крайней нищете и все свои сбережения обычно тратил на распространения шариатских знаний. Покупал чернила, бумагу, затем писал книги. И однажды он зашел в мечеть, что бы прочитать намаз и обронил там несколько монет. Чуть позже, уже выйдя из мечети, он обнаружил, что в его карманах нет его последних денег. Затем, анализируя, он вернулся в мечеть, направился к тому месту, где читал намаз, и увидел, что монеты лежат там. Но прежде чем взять их, его посетила такая мысль: «В эту мечеть заходят много людей, не только я. Вдруг их выронил помимо меня кто-то другой. Если я сейчас их возьму, из вероятного то, что они могут оказаться не моими деньгами». Затем он развернулся и вышел из мечети. Такова была степень богобоязненности наших ученых, что не все даже в наше время это понимают и удивляются.

 

Сказал Худейль ибн Хият: «Люди утверждают, что быть богобоязненным очень сложно. Но все равно, когда приходили какие-то дела, я выбирал самое сложное».

 

И далее он привел хадис Пророка ﷺ: «Откажись же от сомнительного, в пользу того, что сомнений у тебя не вызывает».

 

Хасан ибн Абу Синан сказал: «Нет ничего легче для человека богобоязненного, чтобы оставить что-то сомнительное».

 

Теперь, из дел праведных предшественников. Говорится, что Язид ибн Зурейр отказался от наследства, которое составляло 500 тысяч (динаров или дирхем). Он не принял ни копейки из наследства лишь потому, что отец его управлял делами султана. Если человек был у власти, то есть вероятность, что человек заработал это огромное состояние недозволенным путем, коррупцией и т.д., и Язид не взяв ни копейки из наследства жил на то, что он зарабатывал честным путем. Он продавал какие-то изделия из пальмовых листьев, и вплоть до последнего он занимался этим делом.

 

Миссуар ибн Махрума однажды купи много продуктов, чтобы перепродать их. Но когда увидел тучи на небе, это ему не понравилось. Тогда он сказал себе: «Неужели же мне не нравится то, что принесете пользу многим мусульманам?». После чего он вознамерился, что эта торговля не принесет ему никакую выгоду. То есть он испугался, что пойдет дождь и его товар испортится. Но затем, ему пришла другая мысль, что если по Воле Аллаха пойдет дождь, то люди получат от этого максимум пользы. И он начал сожалеть об том, что поставил личную выгоду выше общественного блага и решил, что не станет извлекать никакую выгоду из этого. Эта информация дошла до Умара ибн Аль Хаттаба, на что Умар (р.а.) сказал: «да воздаст тебе Аллах благом».

 

Однажды люди видя, что Ибрахим ибн Адхам не пьет воду из источника зам-зам, спросили его об этом, почему он не пьет. Он ответил, что если бы у него было собственное ведро, то он бы попил из колодца. Мы видим, что ученый не хотел пользоваться государственным, бесплатным имуществом. Некоторые люди могут возразить, что во всех этих делах есть большое преувеличение, излишества, и даже кому-то это может показаться странным. Но мы ответим им следующим образом. Для того, чтобы сторониться сомнительного и не переступить границы дозволенного, чтобы не совершить мерзкий поступок наша община всегда нуждалась в правильном примере, в таком человеке, который бы мог нам показать и на словах, и на деле положительный образ. И хвала Аллаху, в нашей умме всегда были такие люди, которых мы перечислили выше. А если бы не было в нашей жизни места таким делам, то человек стал бы заниматься сомнительным, запретным, не имея хорошего, мудрого учителя. Альхамдулилля, в наше время также есть такие ученые.

 

Следующий раздел. Противоречие между сомнительным и несомненным. В случае, когда сомнение вступают в противовес с уверенностью, конечно же нам следует придерживаться того, в чем есть уверенность, отстраняясь от сомнительного, мы должны отдавать предпочтение всегда тем вещам, в которых есть 100 % уверенность. В фикхе есть такое правило, что сомнение не устраняет уверенность. Приведем пример: человек взял омовение, а затем через какое-то время стал испытывать сомнения взял ли он омовения или нет. То есть сомнение в действительности совершенного. В таком случае, ученые говорят, что этот человек считается совершившим омовение должным образом, то есть ему не нужно обновлять омовение. В довод приводится хадис, который передает имам Муслим, где Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-либо из вас почувствует, что в животе у него что-то есть, но ему трудно определить вышло это или нет, пусть он остается в мечети до тех пор, пока не услышит звук, либо не почувствует запах».

 

Эта проблема наших дней. Те, кто начинают практиковать намаз, часто жалуются, что пришло какое-то наущение, сомнения, настигли его. Буквально три дня назад один брат задавал мне такой вопрос, правильно ли то, что он все время обновляет омовение. Он сомневается в том, помыл ли он ту или иную часть тела. А другой человек жаловался на то, что он забывает, взял ли первый такбир в намазе или нет, и бывает, по 5-6 раз перечитывает намаз. Все эти сомнения, как говорят ученые, они от шайтана и их нужно оставлять.

 

Следующий раздел. Придерживающийся прямоты, останавливается у границ сомнительного. Шейх Мустафа Буга и Мухиддин Мисту говорят, что наш призыв обращен к конкретике всего, что вызывает сомнения. Также наш призыв обращен к таким людям, которые придерживаются прямоты и их действия представляются безупречными в плане богобоязненности. Но есть люди, которые ведут себя наилучшим образом, сначала совершают большие грехи, но проявляют щепетильность в более мелких вопросах. В пример приводится история, которая была в Ираке. Была большая фитна, борьба за власть, в процессе чего был убит Хусейн, любимый внук Пророка ﷺ. И люди, которые его убили, приходили и спрашивали, можно ли убивать комара и т.д. То есть задавали такие несопоставимые с совершенным деянием вопросы. И Ибн Умар (р.а.) услышав это от них удивлялся и спрашивал их - вы спрашиваете о крови комара, в то время, когда вы убили внука Пророка ﷺ. Ведь посланник Аллаха ﷺ говорил о них, что двое внуков являются в этом мире для него самыми дорогими.

 

В следующем абзаце говорится: «Правдивость есть спокойствие, а ложь — это сомнение». Это хадис Пророка ﷺ и указывает он нам на то, что всегда следует быть абсолютно правдивыми будь то в словах, когда он отвечает на вопросы, издает какие-то фетвы. И признаком правдивости в данных случаях будет служить спокойствие сердца, относительно этого. А признаком лжи то, что в сердце возникают сомнения. И сердце не соглашается с этим, чувствую отвращение к подобному.

 

Данный хадис нам указывает на то, что всегда необходимо в наших словах, делах основываться на уверенности. И мы всегда должны помнить, что дозволенное, истинное и правдивое приводят к спокойной, счастливой жизни. А запретное, лживое вызывает всегда сомнения, отвращения и беспокойство.

16 урок, 12 хадис

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi