Циклы уроков

13. Аиша бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах. Часть 3

13. Аиша бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах. Часть 3

Дни выхода уроков: Среда Суббота
18 мая 2017 1 637 0
Скачать в pdf
| A | +
Любовь и ревность
 
Аиша, да будет доволен ею Аллах, действительно любила посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, всем сердцем. И в то же время она была самой ревнивой его женой. Однако, какой бы сильной ни была ее ревность, она никогда не причиняла никакого вреда остальным женам пророка, мир ему и благословение Аллаха.
 
Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила:
 

«Ни к кому из жен я не ревновала посланника Аллаха так, как ревновала его к Хадидже, поскольку посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, упоминал ее слишком часто»[1].

 
Ибн Хаджар аль-Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари» пишет:
 
«Этот хадис является доводом на то, что ревность (как чувство) в основе дозволена. И вполне допустимо и ожидаемо, что испытывать ее могут и праведные добродетельные женщины, не говоря уже о прочих женщинах. Также это свидетельствует о том, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, ревновала пророка, мир ему и благословение Аллаха, ко всем его женам, но ревность ее еще больше возрастала, когда дело касалось Хадиджи, да будет доволен ею Аллах. Она объяснила это тем, что он, мир ему и благословение Аллаха, часто упоминал ее»[2].
 
Тем не менее, следует учесть, что вышеприведенный хадис, оправдывающий наличие у женщины чувство ревности, не снимает с нее обязанности в минуты ревности блюсти приличие и достоинство. Скромность и сдержанность – вот два признака совершенства веры и ума. Если же ревность женщины чрезмерна – это будет считаться обвинением в адрес ее супруга, которые без оснований и соответствующих доводов будут свидетельствовать против самой женщины. А если она еще и проявляется так, что переходит установленные этикой и шариатом нормы, то это будет притеснением в его отношении, нарушением его прав, ведь одной из обязанностей мусульманской женщины является сохранение чести, достоинства и репутации своего мужа. А это, как правило, ни одному уважающему себя мужчине понравиться не может, и, следовательно, нисколько не укрепит хорошие отношения и брак, а, напротив, посеет и разовьет раздор между супругами.
 
Радуйте взор и сердце вашего мужа
 
Аиша, да будет доволен ею Аллах, украшала себя для посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и старалась выглядеть и вести себя так, как нравилось ему. Дома она одевалась в покрашенные платья и подбирала наряды, ароматы, узоры и благовония, которые нравились посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. И, напротив, отстранялась от всего, что не нравилось ее супругу.
 
Так, однажды Карима бинт Хаммам спросила Аишу о дозволенности хны, на что она, да будет доволен ею Аллах, ответила:
 

«Нет никакого запрета на использование хны. Но я не использую ее, поскольку мой возлюбленный Мухаммад не любит ее запах»[3].

 
Аиша обладала хорошим вкусом, была чистоплотной и опрятной, и в любых условиях хорошо ухаживала за собой и своей одеждой.
 
Ибн Хаджар пишет:
 
«Передается, что она имела обыкновение проявлять чрезмерность в очищении своей одежды, в которой она отправлялась в постель к пророку, мир ему и благословение Аллаха»[4].
 
Также передается, что она постоянно чистила свои зубы сиваком (мисваком). В одной части хадиса от 'Урвы сказано:
 

«… Затем мы слышали, что Мать правоверных Аиша чистила свои зубы мисваком в своей комнате»[5].

 
Она сопровождала Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во время совершения Хаджа и умащала его благовониями до вхождения в Ихрам и после его завершения. В связи с этим Аиша, да будет доволен ею Аллах, передает хадис:
 

«Я умащала благовониями посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, своей рукой до того, как он входил в состояние Ихрам и по его завершении, перед тем, как он приступал к обходу вокруг Каабы (Таваф аль-Ифада)»[6].

 
В этом же контексте передан хадис от Урвы, да будет доволен им Аллах:
 

«Я спросил у Аиши, чем она умащала посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, до вхождения в состояние Ихрам, и она ответила: «Самым лучшим ароматом»»[7].

 
Наставление Аиши мусульманским женщинам
 
В своем завещании мусульманкам Аиша, да будет доволен ею Аллах, особенно выделяет необходимость ухаживать за мужьями и выполнять должным образом каждое свое обязательство перед ними.
 
В одном из хадисов она, да будет доволен ею Аллах, сказала:
 

«О, женщины! Если бы вы знали права ваших мужей над вами, то вы бы своими лицами вытирали пыль с обуви мужа»[8].

 
Пожалуй, одно из самых актуальных на сегодняшний день наставлений, данных мусульманским женщинам Матерью правоверных, да будет доволен ею Аллах.
 
Данная статья не претендует на подробный разбор перечня прав и обязанностей, существующих в шариатском институте семьи, но призвана напомнить дорогим сестрам о директивах, отведенных мусульманской женщине и супруге в частности.
 
К сожалению, часто в женской половине так называемых благополучных браков все же наблюдаются две опасные крайности. Первая из них – когда женщина погружается в быт и воспитание детей с головой и утрачивает свою женственность, ошибочно полагая, что хорошая жена – это только блины по утрам и выглаженные рубашки. Другая же крайность – когда женщина, напротив, увлекается приукрашиванием своей внешности и манер, но посвящает это публике вне дома. В обоих случаях имеет место ущемление прав супруга. Если в первом случае супруг теряет возможность проводить время с привлекательной во всех отношениях женщиной, то во втором случае такую возможность он разделяет со множеством посторонних мужчин, а это, – помимо попрания его чести и достоинства, еще и смута и соблазн для прочих мужчин. Истина, как и во всем, где-то посередине.
 
Так, из примера благородной сподвижницы и Матери правоверных мы понимаем, что помимо механического выполнения обязательств, возложенных на мусульманскую жену и хранительницу очага, нам следует помнить и об эстетической и эмоциональной составляющих брака и, занимаясь хозяйством и детьми, не забывать о праве супруга на нашу красоту и притягательность. Но, украшаясь, делать это исключительно для своего супруга, с намерением снискать его довольство, и, как следствие – довольство Аллаха. Соблюдающие это – обладательницы блага обоих миров, а пренебрегающие этим – из числа сеющих смуту.
 
[1]  Аль-Бухари, Ан-Никах, 9/237;
 
[2]  Ибн Хаджар, Фатх аль-Бари, 7/169;
 
[3]  Ибн аль-Джаузи, Ахкам ан-Ниса, 145;
 
[4]  Ибн Хаджар, Фатх аль-Бари, 7/136;
 
[5]  Аль-Бухари, 'Умра, 3/701, №1776;
 
[6]  Муслим, Хадж, 8/98-99, № 1189;
 
[7]  Там же.
 
[8]  Аз-Захаби, Аль-Каба'ир, 151.

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch.