Мавлид — любовь к Пророку или нововведение (бид'а)?

Как сказал мудрый Абай: "Аллах — совершенен изначально, Пророк — истинен, если ты верующий, учись и старайся подражать ему», - таким образом, каждому мусульманину вменено в обязанность познавать своего Создателя и своего Пророка. В Священном Коране сказано:
«Скажи (о, Мухаммад): «Если вы по-настоящему любите Аллаха, то следуйте за мной, тогда Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи... [1]»
— этот аят повествует о том, что любовь к Аллаху берёт своё начало в подчинении Пророку. В отношении этого аята Хасан Басри (р.а.) сказал: «Аллах испытывает этим аятом тех людей, которые говорят, что любят Его».
Учёный ханафитского мазхаба, имам Ибн Абидин (р.а.), в своём анализе труда Ибн Хаджара о Маулиде, сказал:
«Одно из похвальных нововведений (бид'а) — это проведение мероприятий в месяц рождения нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».
Вместе с тем, учёный добавил: «Собираться, чтобы послушать историю Обладателя чудес (да благословит его Аллах и приветствует), — это одно из самых великих видов поклонения, приближающих к Аллаху. Поскольку такие истории содержат много чудес и салаватов».
Выдающиеся сподвижники делились друг с другом воспоминаниями о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и тем самым утоляли свою тоску. Кроме того, они сделали привычкой рассказывать своим семьям о нравоучительной жизни Пророка. Табиины, последовавшие за сподвижниками, также жили с любовью к Пророку. Их особое уважение к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) чувствовалось в каждом слове и действии. Например, имам Малик тщательно готовился к урокам по хадисам. Он совершал омовение, надевал свою лучшую одежду или тюбетейку и проводил урок с особым вниманием и прилежностью. А у хадисоведа Уакиг ибн Джарраха во время урока хадисов наступала такая тишина, что был слышен звук пролетающей мухи. Табиина Саида ибн Мусаяба как-то спросили об одном хадисе. Учёный в это время был болен и лежал в постели. Тем не менее, он нашел в себе силы, чтобы приподнятся и рассказать хадис. Таких примеров любви сподвижников и табиинов к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) очень много. Бесспорно, в наше время, когда ценности деградируют и искажаются, крайне важно изучать нравоучительную жизнь Султана обоих миров, получать уроки из его жизни и наставлять этим людей.
Ибн Хаджар Аскалани (да будет доволен им Аллах) сказал: «Основа Мавлида – это бид'ат (новшество, сформировавшееся со временем). Мы не знаем преданий о чем-либо подобном от мусульман, живших в первые три века Ислама. Однако, обычай проведения Мавлида имеет и хорошие, и плохие стороны. Если брать его хорошие стороны и оставлять плохие, то Мавлид можно назвать благим новшеством. В противном случае, проведение его нельзя назвать хорошим делом. Я нашёл шариатские доказательства для Мавлида в двух сахихах (то есть в трудах Бухари и Муслима). Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) переселился в Медину, он увидел, что иудеи постятся в день Ашура. На вопрос о причине они ответили: «Это день, когда Аллах утопил фараона в море и спас Мусу. Поэтому, мы постимся в этот день в знак благодарности Аллаху [2]». Из этого хадиса мы понимаем, что необходимо благодарить Аллаха за Его милости или за спасение от трудностей и бед. И эта благодарность повторяется каждый год в тот же день. Благодарность выражается посредством нескольких видов поклонения: земной поклон (суджуд), пост, раздача милостыни, чтение Корана. А есть ли большая милость, чем ниспослание Милосердного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) человечеству? Поэтому Мавлид должен проходить в рамках поклонения, выражающего благодарность Аллаху. Например, чтение Корана, угощение людей и воспевание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».
Ошибочно категорично заявлять, что Мавлид — это бид'а и противоречит нашей священной религии. Бид'а, строго запрещённая шариатом — это то, что противоречит Корану, сунне, пути сподвижников и единому мнению учёных.
Когда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: «Почему вы поститесь по понедельникам и четвергам?», он ответил: «В этот день я родился. И в этот день мне был ниспослан Коран [3]».
Поэт Мукагали Макатаев писал:
Моя вера — прозрачна, как утренний свет,
Отчего ж потускнел её чистый рассвет?
Где дни, когда, к Кыбле склоняясь в мольбе,
Мы руки смиренно простирали к Тебе?
Не предам, не продам я веру свою,
Знаю — мой свет не угаснет в раю.
Нет мне покоя ни днём, ни в ночи,
Я — из уммы Пророка, из тех, кто в пути.
Действительно, в наше время, когда ценности искажаются, крайне важно изучать и распространять жизнь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), являющегося идеалом совершенного человека, и обучать этому как молодежь, так и людей почтенного возраста. Цель, обладающего глубокой историей Мавлида — донести до народа поучительную жизнь и образцовый путь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), рассказать о его Сунне. Наши предки в месяц Мавлид собирались вместе, читали Коран, исполняли посвященные Мавлиду стихи имама Барзанджи, и произносили салаваты, выражая свою любовь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
Относительно Мавлида, учитель имама Навави, Абу Шама (да будет доволен им Аллах) сказал: «Лучшее из новшеств — это празднование дня рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которое произошло в городе Ирбил: раздача милостыни, хорошие дела, нарядная одежда, радость. А также выражение благодарности Аллаху за Пророка, который был послан как милость для миров. Впервые это начал шейх Омар бин Мухаммад в городе Мосул, современник полководца айюбидов Нуриддина Махмуда Занки.
Первое посвящённое Пророку стихотворение было написано при его жизни. Эта касыда называется «Бурда». Упомянутая касыда является произведением поэта по имени Ка'б бин Зухайр. Когда поэт читал эту поэму, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в знак прощения накинул на его плечи свою накидку. Вот почему касыда была названа «Бурда» (накидка). Ка'б ибн Зухайр происходил из семьи поэтов. Его отец и дед также были поэтами. Не будучи ещё мусульманином, Ка'б читал стихи, высмеивающие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Когда Мекка была завоевана, его брат Буджайр отправил Ка'бу письмо, сообщая о случившемся. В послании Буджайр сказал Ка'бу: «Если ты признаешь свою ошибку и придёшь просить прощения, он простит». Поэт понял, что его стихи, порочащие Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), далеки от истины, и раскаялся. Он решил просить прощения, и чтобы искупить свою вину, написал поэму. Прибыв в Медину, он в присутствие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) начал читать своё стихотворение и, когда он дошел до строк: «Посланник Аллаха — это свет, Острый меч, вышедший из ножен Аллаха», — Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снял и отдал ему свою накидку. Это было знаком прощения поэта. Таким образом, эта поэма проложила путь для стихов, посвященных Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
Подводя итог, можно сказать, что Мавлид имеет глубокий смысл и поучительное значение. В Мавлиде можно ознакомиться с жизнью Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), узнать тайны Сунны и мудрость хадисов. Это даёт прекрасную возможность познакомиться с ценностями нашей религии - Ислам.
В нашей священной религии положение средства, способствующего достижению цели, имеет тот же ранг, что и положение самой цели. Шариат говорит: положение действия, способствующего выполнению фарда (обязательного), также является фардом. Например, совершение намаза – это фард, а ключ к намазу – омовение. Точно так же действие, способствующее выполнению обязательного дела, также является обязательным. Познание Пророка – это обязанность каждого мусульманина. Следовательно, изучение его биографии на том же уровне является обязательным. В хадисе говорится: «Вы не станете совершенными в вере, пока не полюбите меня больше, чем своих родителей, своих детей и всех людей [4]», – таким образом, любовь к Пророку – неотъемлемая часть веры. Каждый шаг, ведущий к любви к Пророку, является обязательным. В связи с этим хадисом Ибн Раджаб Ханбали (да будет доволен им Аллах) сказал: «Любовь к нашему Пророку бывает двух ступеней. Первая – обязательная. Это принятие шариата, принесенного нашим Пророком от Всевышнего Аллаха, с любовью и довольством. Не отклоняться от пути, указанного Пророком. Неукоснительно выполнять каждое его повеление, избегать каждого его запрета. Вот это и есть обязательная мера любви к Пророку. И без этого вера не будет полной. Вторая ступень – это добровольная (фазилет). Это значит считать нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) примером во всех обстоятельствах. Следовать его Сунне, брать пример с его нрава и поведения. Даже в повседневных действиях, таких как одевание, еда и питье, брать пример с Пророка».
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что чтение Мавлида имеет огромное значение и глубокий смысл. В Мавлиде знакомятся с жизнью нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), изучаются тайны Сунны и мудрость хадисов. Это дает большую возможность приблизиться к пониманию и ценностям нашей священной религии.
[1] Сура Али Имран, аят 31.
[2] Бухари, Муслим.
[3] Абу Дауд.
[4] Бухари.