Истинная акыда казахов
Разумеется, в своих попытках они не говорят о том, что акыда имама Матуриди является той самой акыдой, которую исповедовали такие великие сыны казахского народа, как Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердыулы, Машхур Жусуп, Ыбырай Алтынсарин и многие другие, которые жили задолго до возникновения «Талибана», и оставили о себе след в казахской истории как просветители, а не экстремисты.
Такое игнорирование исторических фактов может быть обуcловлено только тем, что наши оппоненты либо плохо знают историю и религию своего народа, либо знают их, но не признают и не уважают. Обвинить матуридитскую акыду в экстремизме, это все равно, что обвинить в экстремизме Абая Кунанбаева или Шакарима, поскольку они были убежденными и просвещенными матуридитами, о чем свидетельствуют их труды. Однако прежде, чем к ним перейти, мы разъясним некоторые моменты.
Для тех, кто плохо знаком с Исламом, необходимо отметить, что в нашей религии есть такие науки, как фикх и акыда. Наука фикх занимается вопросами поклонения: как совершать намаз, хадж, платить закят, держать пост и так далее, а также вопросами дозволенного и запретного.
В фикхе, казахский народ всегда следовал мазхабу Абу Ханифы – богословской правовой школе, основанной одним из выдающихся ученых Ислама первых времен. В акыде, казахский народ следовал за имамом Матуриди, поскольку за его школой последовало большинство ханафитов. Связано это было с тем, что имам Матуриди систематизировал убеждения имама Абу Ханифы и отстоял эти убеждения в диспутах.
В целом, суннитское богословие в области акыды представляли и представляют две школы: школа имама Матуриди - матуридитская, и школа имама Ашари - ашаритская. Эти две школы имеют одни и те же убеждения по всем основным вопросам, однако по некоторым вопросам между ними есть отличия. При этом, ни одна из этих школ не считает другую заблудшей. Все разногласия между ними являются приемлемыми с точки зрения Шариата.
Так вот, одним из незначительных отличий между двумя суннитскими школами является то, что в ашаритской акыде перечисляются семь cубути-сыфатов (смысловых сыфатов - качеств, атрибутов) Аллаха, которые обязан знать каждый мусульманин. В матуридитской же акыде, таких сыфатов восемь, и восьмым является сыфат Ат-Такуин (Созидание), который используют только матуридиты и никто другой. На самом деле, сыфатов больше, но сейчас речь идет именно о субути сыфатах, количество которых разнится между двумя школами.
Эти различия между суннитскими школами являются допустимыми. Недопустимыми же являются те отличия, которые имеют место быть между суннитскими школами и салафитами. Например, то, что согласно обеим суннитским школам, Аллаху не приписывается место в пространстве, ведь Аллах – это Тот, Кто создал пространство, и после того, как Сам Он его создал - Он не изменился, поскольку изменения присущи только творениям, а не Творцу. Таким образом, Аллах остался таким же, каким и был до сотворения пространства. В отношении Аллаха, существование без места на арабском языке можно выразить словами «ля макан» - «без места».
Таким образом, Аллах существует без места, также, как Он существовал до создания места, и вне времени, поскольку место и время – это тварные категории. А все те коранические аяты и хадисы, буквальный смысл которых может указывать на место в пространствеили другое сходство с творениями, либо не толкуются суннитами вообще, если в этом нет особой необходимости, оставляя истинное знание об их смыслах Аллаху, либо понимаются иносказательно, но только в рамках правил, установленных Шариатом, а также правил арабского языка, и только в крайних ситуациях, чтобы обезопасить некоторые умы от опасного буквализма.
Те же, кто считают, что существование Аллаха без места невозможно, фактически утверждают, что место было предвечным наряду с Аллахом, тогда как мы считаем, что был Аллах и не было ничего, в том числе и пространства, и Он не нуждался в нем до его сотворения, и не нуждается после. Таково разъяснение вкратце.
Итак, повторим, что одним из отличий суннитского вероубеждения от салафитов является то, что согласно обеим школам Ахлю Сунна уаль Джамаа, Аллаху не присуще место (Ля макан). Отличием же между самими суннитскими школами, является то, что в матуридитской акыде восемь субути-сыфатов, включая cыфат ат-Такуин, а в ашаритской – семь.
Приняв это во внимание, переходим к 38-му назиданию Абая (Слова Назидания), в котором он перечисляя субути –сыфаты Аллаха, разделяет их на восемь, как это принято у матуридитов. Абай пишет:
«Ты сказал, что веришь в Бога, в Его Атрибуты и Имена. Тогда ты должен знать Его Имена, понять величие сущности каждого из восьми атрибутов, назвавшись мусульманином, почитать себя рабом Всевышнего и стараться подчинить свои помыслы его воле…Вот пречистые атрибуты Аллаха: Жизнь, Знание, Могущество, Видение, Слух, Воля, Речь, Созидание», то есть Аль-Хаят, Аль-Ъильм, Аль-Кудра, Аль-Басар, Ас-Самъ, Аль-Ирада, Аль-Калям, Ат-Такуин.
Далее, в одном из своих произведений[1] Абай пишет:
«Мекен берген, халық қылған Ол - Лә мәкан,Түп иесін көксемей бола ма екен?Және оған қайтпақсың Оны ойламай,Басқа мақсат ақылға тола ма екен?!»
«Он – Творец пространства и всего сущего, Тот, кто существует без места (Ля макан),Как можно не стремиться к своему Творцу?Как собираешься вернуться к Нему, но не думать о Нем,Может ли разум представить другую цель (кроме этой)?»
То есть, Аллах, который сотворил все сущее и разместил их в пространстве и во времени, будучи Творцом пространства, не нуждается в нем, и Ему не присуще место. Об этом говорит Абай и все ученые Ахлю Сунна уаль Джамаа.
«Помимо этих у Аллаха есть еще восемь субути сыфатов. Живой, Знающий, Могущественный, Волеизъявляющий, Творящий, Говорящий, Слышащий, Видящий. Но эти сыфаты несравнимы с человеческими способностями…».
Из тех, кто жил позже, можем привести в пример Машхура Жусупа Кобейулы – известного казахского поэта, исследователя, просветителя. Как и многие другие выдающиеся представители казахского народа, Машхур Жусуп имел религиозное образование, и поэтому в вопросах религии он хорошо знал, о чем говорил. Разъясняя сыфаты Аллаха, Машхур Жусуп писал[2]:
Ол – Алла жисм, жауһар, ғариз емес,Боларға басқа басқа бөлектенбес.Алланы еш нәрсеге ұқсатуға,Еш нәрсе Оған ұқсап жөні келмес.Бар Құдай көкте де емес, жерде де емес
Мекенін бір Алланың ешкім білмес
Он - Аллах, не тело, не субстанция и не акциденцияОн Един и не имеет частейАллаху ничто не подобно
И Он ничему не подобенТворец не на небесах и не на земле
И знаний об этом Он не дал никому
Сипаты сегіз болған бірі КәләмСөйлейді, құдіретімен Алла Тағалам,Сөйлеуі біздей тілмен, жақпен емесТіл-жаққа мұқтаж емес секілді адам.Алды, арты, асты, үсті, оң-солы жоқАуыз, мұрын, аяқ, бас, көз, қолы жоқЕш нәрсе ұқсамайды, Ол – еш нәрсегеКітаптың айтқанына ойлама көп …
У Него восемь сыфатов и один из них – Аль-КалямИ говорит Он Могуществом своимИ речь его не подобна речи человека
Не посредством языка и рта – Он не нуждается в нихИ нет у Него ни передней, ни задней стороны, ни верха и низа, ни левой ни правой сторонНет у Него рта, носа, ног, головы, глаз и рукНе похож Он ни на что и ничто не подобно ЕмуИ не размышляй много о том, что написано в Книге (о Его Сущности)
Из этого фрагмента мы видим, что Машхур Жусуп, также как и остальные матуридиты, указывает на восемь сыфатов Аллаха. Далее, он говорит, что Аллаху не присущи стороны, тогда как салафиты утверждают обратное, поскольку считают, что Аллах буквально сидит на Троне, и стало быть, у Него уже есть нижняя сторона. После, Машхур Жусуп пишет, что у Аллаха нет рук, ног и прочих органов, тогда как салафиты утверждают, что у Аллаха есть руки, голени, пальцы и так далее, буквально толкуя иносказательные (муташабихат) аяты Корана. Фактически, Машхур Жусуп повторяет известную акыду великого ханафитского ученого – имама ат-Тахави.
Слова с таким же смыслом повторяет и другой известный казахский просветитель и общественный деятель – Ыбырай Алтансырин. В своей книге «Шариатуль Ислам» он пишет:
«Біреу сұраса: Құдай тағаланың сипаты нендей?» - деп. Жауап беру керек: «Құлшылық етуімізге лайық Алла тәбәрак уа тағала жалғыз-ды, ешкімнің ол Алла тағалаға ұқсастығы, теңдесітігі жоқ. Ол Алла тағала дене иесі емес, сурет иесі емес, асыл жауһардай заттар сипатында емес, мекен я, бір орын иесі емес, бос орынды толтырушыдан емес, тамақ жеушілерден, ішушілерден емес, біреуді тудырған емес, яки біреуден туған емес, Һәм ол Құдай тағаланың бар болуына ешбір заман жоқ жиһат сәттен яғни, алты түрлі тараптан: оңы, солы, алды, арты, асты, үсті болудан таза-ды».
«Если кто-то спросит о сыфатах Аллаха Всевышнего, ему надо ответить так: «Аллах Субханаху уа Таъаля, Который достоин того, чтобы мы поклонялись только Ему - Один и нет никого и ничего, который был бы подобен Ему. Он – Аллах, не является телом, формой, субстанцией, существует вне времени и пространства, не заполняет пустоты, не питается, не пьет, не родил и не был рожден, и Он пречист от того, чтобы быть ограниченным в пространстве с шести сторон: справа, слева, сзади, спереди, снизу и сверху, и Он был таковым даже до начала творения».
В этом фрагменте, Ыбырай Алтынсарин явно отвергает то, что говорят современные салафиты и свидетельствует о своей чистой акыде. Далее, он говорит:
Алла Тағаланың сифат-субутия (тұрақты, дәлелдеуші сипаттары) деген жеті сипаты әуел-хаят яғни, тірі-ді, біздің ақылымыз жетпейтін тірлікпен алим (көпшесі: ұлама – ғұлама, оқымысты, білгір) болушы-ды, құдірет күш иесі-ді, жоқтан бар етуге һәм бардан жоқ етуге күші жетуші, самғ (1.есту, есту қабілеті; 2. сыбыс, хабар) естуші-ді, бізге рәуішті құлақпен емес, басар (1. көру, көз; 2. айыру; 3. қабылдау) көруші-ді, бізге рәуішті көзбен емес, ирадат (тілек, ықылас) тілеуші, яғни, әуелде өзі тағдыр еткен нәрсесін тілеген уақытында дүниеге шығарушы, такуин (жарату, жасау) жоқтан бар етуші-ді, кәләм сөйлеуші-ді, біздің ақылымыз жетпейтін сипатпен, бірақ бұл сөйлеу бізге рәуішті тілмен, әріппен, дауыспен емес».
«У Аллаха Таъаля есть так называемые сыфаты-субутия, их всего семь: Живой, Знающий, обладатель знаний не достижимых для нашего разума, Обладатель Могущества, Создатель, Всемогущий Творец, который способен создать из ничего, равно как и превратить в ничто любое создание, Слышащий, но не так как мы, Видящий, но не так как мы, обладатель Воли – воплощающий в реальность желания того, чью судьбу Он предопределил изначально, Такуин – Творящий из ничего, Калям – Говорящий, но не языком, буквами и звуками».
Таким образом, Ыбырай Алтынсарин говорит тоже самое, что говорили Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердыулы, Машхур Жусуп, а также все ученые ханафитского мазхаба и матуридитской акыды, в том числе, и Духовное управление мусульман Казахстана.
Так какой же акыды придерживались казахи? Думаем, ответ очевиден для каждого, чьи сердце и разум не поражены упрямством, невежеством и слепым фанатизмом.
Подготовлено по материалам Кайрата Жолдыбайулы
Замечательная статья. Вот только не стоит оправдание ширку в людях, даже если это президент, находить. Но объяснять причины неправильных понимания и воззрений - это безусловно мудрый, благородный поступок.