МЕТОД ВЫНЕСЕНИЕ ФЕТВ АБУ ХАНИФЫ И ЕГО УЧЕНИКОВ (1) ✅

ЖИЗНЬ АБУ ХАНИФЫ

1. Его полное имя: Абу Ханифа ан-Ну'ман ибн ас-Сабит аль-Куфи. Он родился в Куфе в 80 году по хиджре и умер в Багдаде в 150 году по хиджре в возрасте 70 лет. 

2. Абу Ханифа (рахматуЛлахи ‘алейхи) считается одним из великих таби‘инов — последователей сподвижников Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Согласно достоверным данным, Абу Ханифа застал двадцать сподвижников, среди которых был Анас ибн Малик (радиаЛлаху ‘анху), которого видел не раз, когда Анас (радиаЛлаху ‘анху) приезжал в Куфу. Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал: 

«То, как посчастливилось Абу Ханифе, не посчастливилось больше никому из его современников как Авза‘и в Шаме, ас-Саври в Куфе, Малику в Медине, Муслим ибн Халиду в Мекке и аль-Лейс ибн Са‘д в Египте»1.

3. Абу Ханифу (рахматуЛлахи ‘алейхи) прозвали разными качествами, среди которых «Имам Агзам», т.е Великий Имам, и «Правовед Ирака». 

4. В начале своей жизни Абу Ханифа занимался торговлей, затем он переключился на учебу и изучение религии. Это произошло по наставлению муфтия Куфы имама Абу Амра Амир ибн Шарахиль аш-Ша‘би аль-Куфи, одного из величайших табиинов, который застал пятьсот сподвижников Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), так как он заметил в Абу Ханифе ум и образованность.

5. Абу Ханифа (рахматуЛлахи ‘алейхи) приобрел знания посредством своего участия в научных кружках ученых, которые организовывались в Куфе, центре знания и ученых. Это позволило Абу Ханифе не прибегать к частым путешествиям в поисках знаний .Так, Абу Ханифа опередил своих современников и стал имамом, за которым следовали многие2.

6. В начале Абу Ханифа (рахматуЛлахи ‘алейхи) изучал науку калям (исламская философия), освоил ее наилучшим образом и препирался с ее помощью с приверженцами нововведений и заблудшими сектантами. Затем он стал изучать исламское право (фикх) и стал совершенным правоведом (факих), которого цитировали многие, несмотря на то, что ему на тот момент было всего 22 года.

УЧИТЕЛЯ АБУ ХАНИФЫ 

У Абу Ханифы (рахматуЛлахи ‘алейхи) было много учителей. Он учился знаниям у четырех тысяч ученых из числа таби‘инов (последователей сподвижников Пророка, саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Среди них были такие великие ученые, как аш-Ша‘би, о котором было упомянуто выше, и который был самым великим учителем Абу Ханифы, Ата' ибн Аби Рабах, который застал двухсот сподвижников, а также правовед Куфы Хаммад ибн Аби Сулейман (умер в 120 г. по хиджре). Абу Ханифа выбрал научный кружок Хаммада, всегда посещал его уроки и учился у него в течение восемнадцати лет, после чего организовал свой научный урок. У Абу Ханифы были и другие учителя3.

УЧЕНИКИ АБУ ХАНИФЫ 

У Абу Ханифы (рахматуЛлахи ‘алейхи) было множество учеников, число которых невозможно сосчитать. Он обладал большим количеством учеников и приверженцев, подобно которому не обладал ни кто из известных ученых, живших в его время. Многие видные ученые из Мекки, Медины, Дамаска, Басры, Куфы, Алжира и других городов и стран учились у Абу Ханифы хадисам и исламскому праву. В книге «‘Уку аль-джамман фи манакиб аль-имам Аби Ханифа ан-Ну‘ман» приводятся имена 800 учеников Абу Ханифы4. 

У Абу Ханифы (рахматуЛлахи ‘алейхи) было четыре самых известных ученика.

Сообщается, что однажды один мужчина спросил аль-Музани ученика аш-Шафи‘и: «Что ты думаешь об Абу Ханифе?» Аль Музани сказал: «Он предводитель ханафитского мазхаба». Тот мужчина спросил: «А что ты думаешь об Абу Йусуфе?» Аль-Музани сказал: «Он больше всех следует хадисам». Тот спросил: «А что ты думаешь о Мухаммаде ибн аль-Хасане?» Аль Музани сказал: «Он лучше других разбирается в ответвлениях исламского фикха» Тот спросил: «А что ты думаешь о Зуфаре?» Аль Музани сказал: «Он лучше других разбирается в кыясе (суждение по аналогии, один из источников исламского права)».

Перечислим всех четырех учеников Абу Ханифы по времени их жизни 

Первый: Имам Зуфар ибн аль-Хузейль ибн Кайс аль-Басри (рахматуЛлахи ‘алейхи).

Он был самым великим учеником Абу Ханифы среди этих четырех. Он родился в 110 г. и умер в 158 г. по хиджре в возрасте 48 лет, через восемь лет после смерти Абу Ханифы. Зуфар обладал глубокими познаниями и колоссальными знаниями в области исламского права и хадисов. Он учился у Абу Ханифы продолжительное время. Абу Ханифа всегда предпочитал и возвеличивал Зуфара, ибо он обладал глубокими знаниями в хадисах, а также был мудрым, богобоязненным и скромным. 

Фадль ибн Дукейн сказал: «Когда Абу Ханифа умер, я стал учиться у Зуфара, ибо он был наиболее знающим и богобоязненным из всех учеников Абу Ханифы, и я почерпнул у него много знаний». 

Ибн аль-Мубарак сказал: «Я слышал, как Зуфар говорил: «Мы не придерживаемся своего мнения по тем или иным вопросам, если существует хадис. Если же есть хадис, мы оставляем свое мнение».

Мухаммад ибн Вахб сказал о Зуфаре следующее: «Зуфар был одним из хадисоведов и одним из десяти ученых, которые написали книги по хадисам». 

Второй: Имам и казый Абу Йусуф Йа‘куб ибн Ибрахим аль-Ансари аль-Куфий (рахматуЛлахи ‘алейхи) — правовед иракцев. 

Он родился в 113 г. и умер в Багдаде в 182 г. по хиджре в возрасте 69 лет.

В начале Абу Йусуф учился у Ибн Аби Лейлы, а затем стал учиться у Абу Ханифы, впоследствии чего, благодаря Абу Ханифе, он стал великим правоведом. Он учился у Абу Ханифы в течение семнадцати лет и никогда не пропускал его уроки, кроме как по болезни. Сообщается, что даже когда умер сын Абу Йусуфа, он не участвовал в его похоронах, чтобы не пропустить урок Абу Ханифы, попросив своих соседей и родственников хоронить его сына.

Давуд ибн Рушейд сказал: «Если бы у Абу Ханифы не было других учеников кроме Абу Йусуфа, то он бы обладал превосходством над всеми людьми»5. 

Абу Йусуф также учился у Хишама ибн ‘Урвы, Абу Исхака аш-Шейбани, Ата‘а ибн ас-Са‘иба и других ученых. В свою очередь многие ученые учились у Абу Йусуфа, среди которых Мухаммад ибн аль-Хасан, Ахмад ибн Ханбаль, Буср ибн аль-Валид, Яхъя ибн Ма‘ин, Али ибн аль-Джа‘д, Али ибн Муслим ат-Туси, Амр ибн Аби Амр и другие. 

Когда Абу Йусуф приступил к учебе, его отец был бедным, поэтому Абу Ханифа оказывал ему материальную помощь.

Все ученые свидетельствовали о том, что Абу Йусуф был великим ученым, наилучшим правоведом и знатоком Корана и хадиса. Абу Йусуф обладал такими глубокими знаниями в хадисах и сунне, что имам Ахмад ибн Ханбаль сказал о нем: 

«Когда я стал записывать хадисы, в первую очередь я обратился к Абу Йусуфу, чтобы записывать хадисы от него, а затем к другим людям, чтобы записывать хадисы от них».

Абу Йусуф был праведным человеком, много постился и много поклонялся Всевышнему Аллаху. Он очень хорошо знал тафсир (толкование Корана), жизнеописание Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и историю арабов. Абу Йусуф был первым, кто написал книгу по основам исламского права — «усуль аль-фикх» согласно мазхабу Абу Ханифы. Абу Йусуф был первым, кого прозвали «кадый аль-кудат» — судья судей. Он стал казыем во время правления правителя аль-Махди и его двух сыновей — аль-Хадийа и ар-Рашида. После того, как его избрали судьей, он ежедневно совершал двести ракаатов намаза. 

Третий: Имам Муаммад ибн аль-Хасан ибн Фиркад аш-Шейбани (рахматуЛлахи ‘алейхи). 

Он родился в городе Васит в Ираке в 132 г. и умер в городе ар-Райй в 189 г. по хиджре в возрасте 57 лет. Он и аль Киса‘и направились вместе с Харун ар-Рашидом в ар-Райй и оба (Мухаммад ибн аль-Хасан и аль-Киса‘и) умерли в один и тот же день. Тогда Харун ар-Рашид сказал: 

«В один умерли язык — имеется в виду умер аль-Киса‘и, так как он знал в совершенстве арабский язык и его грамматику, и фикх — имеется в виду умер Мухаммад ибн аль-Хасан, так как он глубоко знал фикх».

Мухаммад ибн аль-Хасан вырос в Куфе и учился у Абу Ханифы. Он стал учиться у Абу Ханифы в конце жизни Имама Агзама, а после его смерти стал учиться у Абу Йусуфа и усовершенствовал исламский фикх и достиг высокого уровня в этом. Он также учился у Мисара ибн Кидама, Суфьяна ас-Саври. Он записывал хадисы от Малика ибн Анаса в Медине и был одним из передатчиков книги «Аль-Муватта‘». Мухаммад ибн аль-Хасан сказал: «Я учился у Малика много лет и услышал от него более 700 хадисов». 

Он также передал хадисы от Абу Амра аль-Авза‘и и от многих других ученых. 

Затем он вернулся в Багдад и стал жить в нем, после чего к нему стали ходить многие люди и учиться у него, передавая от него хадисы и решения относительно фикха. Одним из его учеников, который учился у него десять лет, получил огромную пользу от него и передавал хадисы от него, был имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и. Среди учеников Мухаммада ибн аль-Хасана были и другие ученые, как Сулейман аль-Джузджани, Абу Убейд аль-Касим ибн Саллям и другие. В свою очередь Яхъя ибн Ма‘ин написал со слов Мухаммада ибн аль-Хасана свою книгу «Аль джами‘ ас-сагир»6. 

После Абу Йусуфа предводителем правоведов Ирака стал Мухаммад ибн аль-Хасан. Именно он наилучшим образом развил ханафитский фикх, записывая решения Абу Ханифы по тем или иным вопросам в своих книгах. Мухаммад ибн аль-Хасан стал судьей во время правления правителя Харуна ар-Рашида. Он много поклонялся Всевышнему Аллаху, много читал Коран и обладал острым умом и глубокой мудростью.

Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал о нем следующее: «Если по тому или иному вопросу есть мнение одного из трех ученых, то это мнение не подлежит обсуждению».

Его спросили: «А кто эти трое?»

На что он сказал: «Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад ибн аль-Хасан. Абу Ханифа — самый знающий среди людей относительно кыяса. Абу Йусуф — самый знающий среди людей относительно хадиса. Муаммад — самый знающий среди людей относительно арабского языка». 

Ибрахим аль-Харби сказал: «Однажды я спросил Ахмада ибн Ханбаля: «Откуда ты знаешь тонкости во всех вопросах фикха?» на что он сказал: «Я учился этому у Мухаммада ибн аль-Хасана»7. 

Четвертый: Имам аль-Хасан ибн Зийад аль-Лю‘лю‘и аль-Куфи (рахматуЛлахи ‘алейхи). 

Он учился у Абу Ханифы продолжительное время, затем учился у Зуфара и Абу Йусуфа после смерти Абу Ханифы. 

Имам аль-Хасан был знатоком хадисов, рассказанных Абу Ханифой. Он был очень проницательным и мудрым, однако он не приобрел такую же известность, какую приобрели остальные три ученика Абу Ханифы. Имам аль-Хасан умер в Багдаде 204 г. по хиджре8.

Примечание

1. Ибн Халликан Ахмад ибн Мухаммад ибн Абу Бакр (умер в 681г. по хиджре) «Вафийат аль-а‘йан уа анба‘ абна‘ аз-заман», том 5, стр. 405.

Абу Мухаммад Абд аль-Кадирин Мухаммад аль-Кураши (умер в 775 г. по хиджре) «Аль-джавахир аль-мудийя фи табакат аль-ханафийя», том 1, стр. 51.

Ас-Суюты Абд ар-Рахман ибн Абу Бакр (умер в 911 г. по хиджре) «Табйид ас-сахифа фи манакиб Аби Ханифа», стр. 6.

2. Мухамад ибн Йусуф ибн Али ас-Салихи (умер в 942 г по хиджре) «‘Укуд аль-джамман фи манакиб аль-имам Аби Ханифа ан-Ну‘ман», стр. 160.

3. Абу Абдуллах Хусейн ибн Али ибн Мухаммад ас-Саймари (умер в 436 г. по хиджре) «Ахбару Аби Ханифа уа асхабих», стр. 7-8.

Абу Бакр Ахмад ибн Али ибн Сабит аль-Багдади (умер в 463 г. по хиджре) «Тариху Багдад», том 13, стр. 333. 

Абу аль-Муаййид аль-Муваффак ибн Ахмад ибн Мухаммад аль-Макки (умер в 568 г. по лунному календарю) «Манакибу Аби Ханифа», стр. 55.

4. Мухаммад аль-Макки «Манакибу Аби Ханифа», стр. 389 и Мухаммад ас-Салихи «‘Укуд аль-джамман фи манакиб аль-имам Аби Ханифа ан-Ну‘ман», стр. 89, 183.

5. Мухаммад ибн Захид аль-Каусари (умер в 1371 г. по хиджре) «Хусн ат-такады фи сират аль-имам Аби Йусуф аль-кадый», стр. 15.

6. Аль Хатыб аль-Багдади «Тариху Багдад», том 2, стр. 172.

7. Ас Сам‘ани «Аль-Ансаб», том 8, стр. 204 и Аль-Хатыб аль-Багдади «Тариху Багдад», том 2, стр. 177. 

8. Хатыб аль-Багдади «Тариху Багдад», том 7, стр. 317.

Автор: Шейх Абд ар-Раззак Абд ар-Рахман ас-Са‘ди аль-Ханафи
Книга: «Метод вынесения фетв Абу Ханифы и его учеников»
Источник: 
vk.com/hanafimadhab

Offline
Хадис аль-Ханафи

   
   
02:1922.09.2016
Комментарии
Публикация закрыта от комментирования
Хадис аль-Ханафи
Сейчас обсуждают
Популярные записи недели
По просмотрам
По комментариям
 
Пользователи в сетиНас уже 20566, на сайте: 0. Последний зарегистрированный: Амир КЛЫЧЕВ