Ханафитский фикх. Часть 29: Установление (хукм) относительно полного омовения ✅

Полным омовением (гусль) именуется обливание водой всей доступной поверхности тела.

Установление (хукм) относительно полного омовения

Полное омовение может быть либо обязательным, либо совершаться в соответствии с сунной.

Человек обязан совершать полное омовение в двух случаях.

1. В случае большого осквернения (джанаба), ибо Аллах Всевышний сказал: «Они спрашивают тебя о месячных.[1] Скажи: «Это - страдание. Удаляйтесь же от женщин во время месячных и не приближайтесь к ним,[2] пока они не очистятся, а когда они очистятся, то совокупляйтесь с ними, как повелел вам Аллах».[3]

Состояние большого осквернения может вызываться двумя причинами.

Первой является семяизвержение у мужчины или выделение жидкости у женщин под воздействием страсти независимо от того, что именно привело к этому - прикосновение, взгляд, поллюция или совокупление.

Семяизвержение у мужчины или выделение жидкости у женщин приводит к большому осквернению лишь в двух случаях:

а) семяизвержение или выделение жидкости должно иметь место только под воздействием страсти, если же это произошло вследствие удара, поднятия тяжестей, болезни или иной подобной причины, полное омовение совершать не обязательно. В таких случаях не считается, что человек впал в состояние большого осквернения (джанаба), поскольку в арабском языке слово "джанаба" означает семяизвержение или выделение жидкости под воздействием страсти.

Сообщается, что 'Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно у меня выделялась жидкость[4], и я спросил об этом Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он сказал: «Если у тебя будет истечение, то соверши полное омовение от большого осквернения, в противном же случае полное омовение совершать не нужно». В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если увидишь истечение жидкости, соверши полное омовение» (Ахмад; Абу Дауд). Однако подобное истечение случается только под воздействием страсти;

б) семя (жидкость) должно выйти наружу; если же семя (жидкость) не покидает пределов мочеиспускательного канала мужского полового органа (половых органов женщины), полное омовение совершать не обязательно.

Непрерывность воздействия страсти вплоть до отделения жидкости из полового органа не является необходимым условием, и таковым его считал только Абу Йусуф. Если мужчина, у которого случилась поллюция, будет держаться рукой за свой половой орган, пока его возбуждение не пройдёт, после чего семя выйдет наружу, это приведёт к большому осквернению, и он будет обязан совершить полное омовение.

Если человек совершит полное омовение после большого осквернения до того, как он помочится или заснёт, или пройдёт несколько шагов, после чего наружу выйдет остаток семени, он будет обязан снова совершить полное омовение.

Если человек совершит полное омовение для очищения от большого осквернения после мочеиспускания, сна или преодоления большого расстояния, а потом у него выделится семя, совершать полное омовение заново он не обязан, поскольку, как правило, сон, мочеиспускание и преодоление больших расстояний приводят к прекращению выделения семени под воздействием страсти. Что же касается выделения семени во второй раз, то причиной этого является уже не страсть, и поэтому совершать полное омовение снова не обязательно.

Согласно мнению Абу Йусуфа, в подобных обстоятельствах совершать полное омовение не обязательно, если человек вынужден отказаться от этого в силу тех или иных причин.

Если женщина совершит полное омовение, а после этого из её тела выделится семя её мужа, повторно совершать полное омовение она не обязана.

Совершить полное омовение обязан тот, кто после пробуждения обнаружит на своей одежде следы увлажнения независимо от того, помнит он о поллюции или нет. Причиной является то, что увлажнение служит указанием на поллюцию, а во сне человек находится в состоянии оцепенения, и с ним может произойти то, чего он не почувствует. Не следует говорить о том, что увлажнение может явиться результатом выделения прозрачной уретральной жидкости (мази) или выделения жидкости белого цвета (вади) после мочеиспускания, поскольку семя разжижается и становится подобным "мази" под воздействием температуры и воздуха.

Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) задали вопрос о человеке, который обнаруживает следы увлажнения, но не помнит о поллюциях, на что он сказал: «Пусть совершает полное омовение». И ему задали вопрос о человеке, который посчитал, что у него была поллюция, но не обнаружил следов увлажнения, и он сказал: «Он не обязан совершить полное омовение». Умм Суляйм спросила: «Следует ли совершить полное омовение женщине, которая увидит подобное?» - на что он ответил: «Да, ибо женщины - родные сестры мужчин». (Абу Дауд; ат-Тирмизи)

Есть один способ, который позволяет убедиться в том, что влажные следы оставлены не семенем, а "мази". Если мужчина заснёт стоя или сидя в то время, когда его половой орган будет находиться в состоянии эрекции, а потом обнаружит влажные следы, возможно, что это "мази". В подобном случае тогда полное омовение совершать не обязательно, так как эрекция является причиной выделения "мази", а семенем это не считается, поскольку сон его был неглубоким. Сон бывает глубоким у того, кто спит лёжа, и такой сон становится причиной поллюции.

Установления относительно поллюций распространяются как на мужчин, так и на женщин.

Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) Умм Суляйм, жена Абу Тальхи, пришла к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: «О Посланник Аллаха, поистине, Аллах не стыдится (говорить) истину[5], (так скажи мне,) следует ли женщине совершить полное омовение, если у неё случится выделение?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да, если (после пробуждения) она увидит (свои) выделения». (Аль-Бухари)

Если у человека случится поллюция, но после пробуждения он не увидит следов увлажнения, а спустя некоторое время у него выделится "мази", совершать полное омовение ему не обязательно, если же у него выделится семя, то полное омовение станет обязательным.

Если после пробуждения муж и жена обнаружат, что между ними на постели есть следы семени, но никто из них не вспомнит о том, что у него была поллюция, и ему, и ей на всякий случай надо будет совершить полное омовение.

Если пьяный или потерявший сознание человек придёт в себя и обнаружит следы семени, он должен будет совершить полное омовение, как и в том случае, если бы он встал ото сна. Если же такой человек обнаружит следы "мази", то полное омовение совершать не обязательно.

Второй причиной большого осквернения является совершение полового сношения обычным способом или через задний проход[6] независимо от того, сопровождается это семяизвержением или нет, поскольку в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха  сказал: «Если (мужчина) усядется меж четырёх частей[7] (тела женщины) и совершит с ней половое сношение, полное омовение станет для него обязательным, даже если он не испустит семя». (Аль-Бухари)

Некоторые факихи считали, что женщина обязана совершить полное омовение, если с целью получения наслаждения она ведет во влагалище что-либо, например палец, когда ей овладевает желание и она надеется испытать оргазм.

Нет сомнений в обязательности совершения полного омовения во всех вышеупомянутых случаях, если во время полового сношения имеет место семяизвержение.

Кроме того, женщина обязана совершить полное омовение после прекращения месячных или послеродового кровотечения. Более подробно об установлениях, касающихся этих случаев, мы поговорим ниже.

Полное омовение, предписанное сунной

Полное омовение совершается перед пятничной молитвой (джум'а), поскольку в одном из хадисов сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас пожелает явиться на пятничную молитву, пусть совершит полное омовение». (Муслим)

Веление, которое содержится в данном хадисе, не является указанием на обязательность, поскольку в другом хадисе, передаваемом со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Прекрасно поступит тот, кто совершит омовение (вуду) в пятницу, а кто совершит полное омовение, (пусть знает, что) полное омовение лучше». (Ат-Тирмизи; Ибн Хузайма)

Соответствует сунне совершение полного омовения перед праздничными молитвами, так как Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Обычно Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал полное омовение в день разговения и в день жертвоприношения». (Ибн Маджа)

Сообщается, что Задан сказал: «(Однажды) я задал 'Али, да будет доволен им Аллах, вопрос о полном омовении, и он сказал: «Купайся, когда захочешь». Я сказал: «Нет, речь идёт о том, когда это делать желательно». Тогда он сказал: «Совершай полное омовение каждую пятницу, в день разговения, в день жертвоприношения и в день 'Арафата[8]» (Ибн Абу Шайба; ат-Тахави).

Соответствует сунне также совершение полного омовения перед вступлением в состояние ихрама. Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Соответствует сунне совершение полного омовения человеком, который хочет войти в состояние ихрама». (Ибн Абу Шайба; аль-Хаким)

Обязательные элементы полного омовения

Полоскание рта(1) и промывание носа(2), поскольку эти места являются частями тела, которое, согласно соответствующему велению, необходимо омывать полностью.

Передают со слов 'Али, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «С тем, кто после большого осквернения оставит неомытым место, где растёт (хотя бы один) волос, огонь сделает то-то и то-то». (Абу Дауд)

Передают со слов аль-Хасана аль-Басри, да помилует его Аллах, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Большое осквернение скрывается под каждым волосом, а поэтому смачивайте волосы и очищайте кожу». ('Абд ар-Раззак)

О том случае, когда во время полного омовения после большого осквернения человек забывает прополоскать рот и промыть нос, Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Ему следует прополоскать рот, промыть нос и совершить молитву заново». (Ад-Даракутни)

Обязательно омывать всё тело(3), поливая его водой, за исключением тех мест, куда доступ воды невозможен. Вот почему человек, совершающий полное омовение, должен снять с тела всё, что препятствует доступу воды к коже, о чём мы уже упоминали, когда речь шла о частичном омовении.

При совершении полного омовения обязательно обеспечивать доступ воды к тем местам, которые расположены под волосами головы и бороды, поскольку в соответствующем айате Корана[9] говорится о необходимости тщательного очищения. Вместе с тем женщина, волосы которой заплетены в косы, не обязана расплетать их, если ничто не препятствует доступу воды к корням волос.

Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) я сказала: «О Посланник Аллаха, я - женщина, заплетающая волосы в косы, так следует ли мне распускать их перед полным омовением после большого осквернения?». (В ответ) он сказал: «Нет, тебе достаточно вылить на голову три пригоршни воды, а затем облиться водой, и ты очистишься». (Муслим)

Сообщается, что 'Убайд бин 'Умайр сказал: «Узнав, что 'Абдуллах бин 'Амру велит женщинам распускать волосы перед совершением полного омовения, 'Аиша воскликнула: «Удивительно, что Ибн 'Амру поступает так! Он велит женщинам распускать волосы перед совершением полного омовения, так почему бы ему не приказывать им брить головы?! Я часто совершала полное омовение вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) зачерпывая воду из того же сосуда, но я выливала на голову три пригоршни воды и только!». (Муслим)

Всё вышеупомянутое указывает на то, что, в отличие от мужчины с длинными волосами, женщине не обязательно распускать волосы для полного омовения, если вода имеет доступ к корням волос. Мужчина же должен промывать волосы, поскольку он может без вреда для себя обрить голову, а это значит, что его действия не являются вынужденными.

Тому, кто совершает полное омовение, необходимо уделять особое внимание таким местам своего тела, на которые вода не попадает, например, внешней поверхности ушей. Ему следует набирать воду в руку, а потом погружать ухо в эту воду, поскольку уши требуется мыть, протирать же их влажными пальцами недостаточно.

Кроме того, ему следует прикладывать кисть руки под углом к тому месту, которое находится ниже пупка, а потом наполнять руку водой, чтобы она заполнила пупок. Вместе с тем ему следует остерегаться промывать пупок пальцем, так как это может вызвать воспаление.

Предписания (сунан) полного омовения

1. Прежде чем обнажиться, следует произнести слова "С именем Аллаха (Би-сми-Ллях)".

2. Для того чтобы полное омовение человека стало поклонением, за которое положена награда, у него должно быть соответствующее намерение, на что мы уже указывали, когда речь шла о частичном омовении. Наличие соответствующего намерения не является необходимым условием действительности полного омовения, и если человек, находящийся в со стоянии большого осквернения, погрузится в воду, прополоскает рот и промоет нос, он выйдет из этого состояния.

3. Прежде чем погружать руки в сосуд, необходимо омыть их.

4. Человеку, совершающему полное омовение, следует подмыться и омыть свои срамные места, а также удалить со своего тела всё нечистое.

Сообщается, что жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Маймуна, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я приготовила Пророку (мир ему и благословение Аллаха) воду для полного омовения, после чего он дважды или трижды омыл руки, потом наполнил водой левую руку, потом омыл свои половые органы, а потом вытер руку о землю...». (Аль-Бухари)

5. Человек должен совершить такое же частичное омовение (вуду), какое он совершает перед молитвой, отложив омовение ног, поскольку ему нужно будет омыть их во второй раз, чтобы очистить от следов грязной воды, которая падает на землю.

Сообщается, что Маймуна, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Сначала) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал такое же омовение, какое он совершал перед молитвой, если не считать омовения ног, затем омывал свои половые органы[10], смывая все выделения, затем обливал себя водой, а затем переставлял ноги[11] и омывал их. Таким было его полное омовение после осквернения». (Аль-Бухари)

6. После этого следует трижды окатить тело водой. Начинать необходимо с головы, потом перейти к правому плечу, а потом - к левому.

Сообщается, что Маймуна, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я принесла Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воду для полного омовения, и он дважды или трижды омыл кисти рук. Потом он погрузил руку в сосуд, потом слил воду на половые органы и омыл их левой рукой, потом коснулся левой рукой земли и сильно потёр ею о землю, а потом совершил такое же омовение, какое он обычно совершал перед молитвой. После этого он вылил на голову три полные пригоршни воды, потом омыл остальные части тела, потом перешёл на другое место и омыл ноги, а потом я принесла ему носовой платок, но он отказался от него». (Муслим)

7. Согласно сунне, совершать полное омовение следует в таком месте, где человек может укрыться от глаз людей, поскольку его срамные места могут обнажиться.

Сообщается, что Посланник Аллаха  сказал: «Поистине, Аллах любит проявления стыда и сокрытие, а поэтому когда кто-либо из вас будет совершать полное омовение, пусть укрывается (от людей)». (Абу Дауд; ан-Наса'и)

Если мужчина, который обязан совершить полное омовение, находится среди мужчин, но не может найти ничего, чтобы закрыться, ему следует попросить их отвернуться и только потом приступать к омовению. Если же они не сделают этого, то человеку, вынужденному совершать полное омовение в таких условиях, дозволяется делать это, поскольку, если речь идёт о представителях одного пола, прегрешение не будет столь тяжким по сравнению с тем случаем, когда друг на друга смотрят мужчины и женщины.

То же самое касается и женщины, находящейся в обществе женщин.

Если же мужчина находится среди женщин или женщина находится среди мужчин, то полное омовение следует отложить и заменить очищением песком. Тому, кто совершит молитву после такого очищения, повторять её не нужно, поскольку он заслуживает оправдания, ведь в данном случае препятствием для того, чтобы он обнажился, является шариат и стыд, но и то, и другое исходит от Аллаха Всевышнего, а не от сотворенного существа.

Во время совершения полного омовения желательным и нежелательным является то же, что и при совершении омовения частичного. Однако, совершая полное омовение, нежелательно поворачиваться в сторону киблы, поскольку в этом случае человек является полностью обнажённым.

Примечание

[1] Речь идёт о вопросах относительно того, как именно следует вести себя с женщинами в этот период: только ли прекратить половые сношения или даже не прикасаться к ним подобно тому, как это делали иудеи.

[2] Здесь имеются в виду только половые сношения.

[3] "Корова", 222.

[4] Речь идёт о выделении прозрачной уретральной жидкости (мази) в моменты интимных ласк.

[5] То есть Аллах не велит проявлять стыдливость там, где дело касается истины.

[6] Это не значит, что половое сношение, совершаемое таким способом, является дозволенным. Напротив, по единодушному мнению улемов, это является запретным.

[7] Здесь имеются в виду либо руки и ноги женщины, либо части её половых органов.

[8] То есть в день стояния (вукуф) на 'Арафате во время совершения хаджжа в 9-й день месяца зу-ль-хиджжа.

[9] Имеется в виду 6-й айат суры "Трапеза".

[10] В комментариях указывается, что в данном хадисе перечислены все необходимые действия, совершаемые человеком во время полного омовения, но перечислены они не в порядке очерёдности, так как, прежде всего, следует омыть половые органы, а потом делать всё остальное.

[11] Имеется в виду, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) переходил на другое место

Автор: Шейх 'Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз аль-Ханафи 
Книга: «Аль-Фикх аль-Ханафи фи саубихи аль-джадид»

Offline
Хадис аль-Ханафи

   
   
01:1624.08.2016
Комментарии
Публикация закрыта от комментирования
Хадис аль-Ханафи
Сейчас обсуждают
Популярные записи недели
По просмотрам
По комментариям
 
Пользователи в сетиНас уже 20566, на сайте: 0. Последний зарегистрированный: Амир КЛЫЧЕВ