Категории

Глава 14. Об умеренности в поклонении.

Аллах Всевышний сказал: «Та ха. Не для того Мы ниспослали тебе Коран, чтобы ты испытывал мучения...» («Та ха», 1-2)

Всевышний также сказал: «Аллах желает для вас облегчения и не желает вам затруднения...» («Корова», 185)
Хадис 94
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) к домам жён Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, пришли трое людей, которые стали расспрашивать о том, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поклоняется Аллаху, а когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчитав, что этого не так уж много, (такалю-ха) сказали: «Как далеко нам до Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!» Потом один из них сказал: «Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт». Другой сказал: «А я стану постоянно соблюдать пост». Третий же сказал: «А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь». (А через некоторое время к ним) подошёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: «Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей Сунне, не имеет ко мне отношения!» (Аль-Бухари; Муслим)
وَعَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: جَاءَ ثَلاثَةُ رَهْطٍ إلَى بُيُوتِ أَزْوَاجِ النَّبِيِّ يَسْأَلُونَ عَنْ عِبَادَةِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَلَمَّا أُخْبِرُوا كَأَنَّهُمْ تَقَالُّوهَا. وَقَالُوا: أَيْنَ نَحْنُ مِنْ النَّبِيِّ وَقَدْ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ وَمَا تَأَخَّرَ! قَالَ أَحَدُهُمْ: أَمَّا أَنَا فَأُصَلِّي اللَّيْلَ أَبَدًا وَقَالَ الآخَرُ : وَأَنَا أَصُومُ الدَّهْرَ أَبَدًا وَلا أُفْطِرُ وَقَالَ الآخَرُ: وَأَنَا أَعْتَزِلُ النِّسَاءَ فَلا أَتَزَوَّجُ أَبَدًا. فَجَاءَ رَسُولُ اللَّهِ إلَيْهِمْ فَقَالَ: «أَنْتُمْ الَّذِينَ قُلْتُمْ كَذَا وَكَذَا؟ أَمَا وَاَللَّهِ إنِّي لأخْشَاكُمْ لِلَّهِ وَأَتْقَاكُمْ لَهُ لَكِنِّي أَصُومُ وَأُفْطِرُ ، وَأُصَلِّي وَأَرْقُدُ ، وَأَتَزَوَّجُ النِّسَاءَ ، فَمَنْ رَغِبَ عَنْ سُنَّتِي فَلَيْسَ مِنِّي ». مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ.
 
 

   
   
Хадис 95
Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Погибнут проявляющие чрезмерную строгость!» (аль-мутанатти'уна), - повторив это трижды. (Муслим) «Аль-мутанатти'уна» - углубляющиеся и строго подходящие к чему-либо в тех случаях, когда это неуместно.
وَعَنْ ابْنِ مَسْعُودٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ قَالَ: « هَلَكَ الْمُتَنَطِّعُونَ » . قَالَهَا ثَلاثًا. رَوَاهُ مُسْلِمٌ.
 
 

   
   
Хадис 96
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его, так придерживайтесь же правильного и приближайтесь, и радуйтесь и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром (аль-гадва), вечером (ар-рауха) и (некоторое время) ночью (ад-дульджа). (Аль-Бухари) В (другой) версии (этого хадиса, также приводимой аль-Бухари, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): …так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь и (просите Аллаха о помощи) утром, вечером и (некоторое время) ночью, и так мало-помалу вы достигнете (цели). Слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «она неизменно побеждает его», - означают, что религия побеждает его, и вступающий с ней в борьбу оказывается не в силах противостоять ей из-за того, что существует множество её путей. Слово «аль-гадва» означает - движение в начале дня, слово «ар-рауха» - движение в конце дня, а слово «ад-дульджа» - движение в конце ночи. Здесь эти слова употребляются как метафора и сравнение. Это означает: просите о помощи в проявлении повиновения Всемогущему и Великому Аллаху, которое выразится в делах в то время, когда вы будете бодрыми, а сердца ваши - свободными, чтобы могли вы насладиться поклонением, а оно не наскучило бы вам, и чтобы вы достигли своей цели, поступая подобно опытному путешественнику, который передвигается в эти промежутки времени, а в другое время отдыхает вместе со своим верховым животным и достигает цели, не утомляясь, а Аллах знает об этом лучше.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيَّ قَالَ : « إنَّ الدِّينَ يُسْرٌ وَلَنْ يُشَادَّ الدِّينُ إلاَّ غَلَبَهُ ، فَسَدِّدُوا وَقَارِبُوا وَأَبْشِرُوا ، وَاسْتَعِينُوا بِالْغَدْوَةِ وَالرَّوْحَةِ وَشَيْءٍ مِنْ الدُّلْجَةِ » . رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ .
 
 

   
   
 


Комментарии
--1
Aykerim
09:3631.10.2012
 
Ассаламу уа алейкум! Разъясните пожалуйста 95 хадис "..погибнут проявляющие чрезмерную строгость" как это?!
 
 
0
 
Уа алейкум ассалам уа рахматуллахи, Aykerim!
Учёные-комментаторы, говоря о выражениях «ат-танату’» и «аль-мутанатти’ун», привели разные комментарии, которые не противоречат друг другу, а сходятся к одному и тому же смыслу: «деланность», «вычурность», «проявление чрезмерности там, где нет необходимости в этом». Приведём слова учёных:
1. Чрезмерность в поклонении и взаимоотношениях, приводящая к непреодолимой сложности, в то время, когда Шариат повелевает только то, в чём нет трудностей. Ан-Навави (да одарит его Аллах Своей милостью) говорит: «Слово “аль-мутанатти’ун” означает углубляющиеся, проявляющие чрезмерность, переходящие границы в своих словах и поступках». («Шарх Муслим», 16/220).
2. Ибн Таймия (да одарит его Аллах Своей милостью) говорит: «Выражение некоторых, что вознаграждение бывает в соответствии со сложностью, не является абсолютно правильным… Также подобно углублению и чрезмерной суровости (изнурению), которые порицал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Погибнут “аль-мутанаттиун”»… Как например, чрезмерный голод и жажда, которые наносят вред разуму и телу и препятствуют в совершении обязательных или разрешённых вещей, имеющих больше пользы, а также хождение босым и нагим, ходьба, которая вредит человеку и не приносит ему никакой пользы, наподобие хадиса Абу Исроиля, который дал обет постоянно поститься, стоять и не садиться, не укрываться в тени и не разговаривать. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Велите ему: пусть садится, укрывается в тени, разговаривает и пусть завершит свой пост». (привёл Аль-Бухари)». («Аль-Маджму’ аль-фатава», ибн Таймия, 10/620).
3. Ибн Аль-Асир сказал: «Слово “аль-мутанатти’ун” означает углубляющиеся, проявляющее чрезмерность, кричащие в своих речах, образовано от слова «ан-ната’», имеющее значение «верхняя полость рта», затем арабы начали использовать в отношении любого проявляющего чрезмерность в своих словах и делах». («Ан-нихайя», 5/164).
4. Погружение человека в те вопросы, которые его не касаются. Аль-Хаттаби (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «“Аль-мутанатти’ – это тот, кто углубляется во что-либо, проявляющий чрезмерность в своих поисках, уподобляющийся философам, которые входят в вопросы, не касающиеся их, углубляющиеся в то, что их разум не может постичь». («’Аун аль ма’буд», 12/235).
 
 
--1
Aykerim
10:3231.10.2012
 
Аллах разы болсын!