Брат, молись, но не мешай другим…

Возможно, я затрону одну из наболевших проблем, с которой сегодня сталкиваются многие мусульмане, совершающие молитвы в мечетях, в независимости от страны проживания. Я утверждаю это по личному опыту, побывав в разных странах мира, а также на основе разговоров с представителями ислама из других стран, где меня не было. К сожалению, некоторые наши братья по вере упорно не хотят уважать право других на спокойную коллективную молитву в мечетях.

После того, как я обнаружил, что в мечетях стало много таких людей, то решил написать эту статью, чтобы хоть как-то повлиять на них. Иногда так и хочется сказать брату по вере, который рядом с тобой прочитал коллективную молитву: «Брат, молись, но не мешай другим». Почему они не хотят быть милосердными к своим братьям? Возможно, они чего-то не понимают, и я допускаю, что они просто хотят правильно исполнять молитву, думая, что следуют сунне. Это прекрасно видеть сегодня много молодых людей в мечети, когда в начале 90-х прошлого столетия молодежь в мечети можно было пересчитать по пальцам, все знали друг друга в лицо и по имени. Однако теперь ситуация кардинально изменилась, молодежь в мечетях стала преобладать.

Среди них часто встречаются и последователи нетрадиционного ислама, не буду здесь говорить о причинах этого. Да, мы не должны осуждать молодежь за незначительные ошибки в молитве, тем более за то, что они молятся не так, как это принято в ханафитском толке ислама, традиционном для татар. Но когда эти ребята своими действиями мешают другим единоверцам, стоящим с ними в одном ряду, то уже невозможно молчать. Хорошо, что у наших людей большой запас терпения, и они не реагируют сразу на такие мелочи, не желая омрачить свой поход в мечеть. Но есть и такие, кто удивляется этому и задается вопросами, почему они так делают, и что это за невежество? Кто еще не понял, то скажу, что речь идет о тех молодых людях, которые во время молитвы широко расставляют ноги, ставят руки на грудь, расставив локти, а во время чтения ташаххуда садятся так, что почти всем весом тела наваливаются на соседа, молящегося слева. Также добавлю, что иногда они очень громко кричат: «Амин», после прочтения имамом последних слов суры «ал-Фатиха», или во время полуденной и послеполуденной молитв, стоя за имамом, читают «про себя» суры из Корана так, что стоящие рядом отчетливо это слышат. Кроме этого, некоторые из них во время икамы (второго призыва к обязательной молитве) начинают усиленно чистить свои зубы сиваком (мисваком), рискуя разбросать остатки пищи, застрявшей в зубах, и слюну на пол и стоящих рядом.

Они также рискуют повредить свои десны, от чего омовение может стать недействительным. Думаю, что эта картина вам знакома, хотя бы раз вы сталкивались с такими ребятами. Я уже не говорю о внешнем виде некоторых из них. Они стремятся выполнять сунну Пророка (мир ему!), но не понимают ее сути. Расставив ноги в виде перевернутой латинской буквы «V», они не только занимают много места в ряду молящихся, но при этом сильно прижимают свои стопы к стопам стоящих рядом. Некоторые ощущают, что на их ноги наступают, и кому-то может показаться, что совершается это специально. Один из моих знакомых во время молитвы чуть-чуть отодвинул свою стопу от стопы стоящего рядом, так как ему было щекотно от такого прикосновения. Но парень, стоящий рядом, сдвинул в его сторону свою стопу, чтобы продолжать соприкасаться ногами. И так повторилось несколько раз, пока мой знакомый не оказался в безвыходном положении, потому что места для отхода уже не было. Хотя позиция широко расставленных ног во время одиночной молитвы выглядит нелепо (в нашем обществе это считается неэтичным), мы не обращаем на это внимания, как и на другие свойства молитвы. Но когда человек следует этой позе в общественной молитве, то он неизбежно мешает другим и заставляет их становиться подальше от него, тем самым расширяя бреши между молящимися. Понятно, что ноги расставляются как раз с целью отсутствия этих брешей, чтобы не дать, если верить хадису, места шайтану.

Однажды, другой мой знакомый позволил себе пошутить по данному поводу, сказав: «Ну что вам чуть-чуть места для шайтана жалко. Ведь он и так бедняга, проклятый, попадет в ад». К сожалению, неопытные мусульмане, расставляющие ноги, с целью навредить шайтану вредят своим братьям по вере, мешают им сконцентрироваться на молитве. Часто они пытаются соприкасаться стопами и лодыжками в течение всей молитвы или в начале каждого рака‘ата намаза, т.е. каждый раз, поднявшись из земного поклона, они расставляют ноги. Сочувствуя пострадавшим от невежества своих братьев и понимая свою ответственность как получившего религиозное образование в исламском университете и как преподавателя РИУ, я решил осветить эту проблему.

Скажу, что здесь я выражаю не свое личное мнение, а опираюсь на решения и исследования более опытных знатоков исламского права. Несколькими хадисами установлено, что ряд (саф) должен быть абсолютно ровным и в нем не должно оставаться пустых мест между молящимися. В итоге некоторые мусульмане настаивают на том, чтобы стопы и лодыжки ног стоящих рядом людей соприкасались друг с другом. Но реально ли молиться в такой позе? Те, кто молятся таким образом, опираются на хадис, передаваемый Ну‘маном ибн Баширом (р.а.а). Он сказал: «Однажды Посланник Аллаха (с.а.в) повернулся к нам и сказал: «Выпрямите ваши ряды». Так он повторил трижды, и затем сказал: «Клянусь Аллахом, вы, конечно, должны выровнять ваши ряды или же Аллах разъединит ваши сердца». После этого я (т.е. Ну‘ман) увидел людей, которые соединяли между собой плечи и лодыжки» (Абу Дауд, хадис №662). Если проанализировать этот хадис, проясняется следующее: Во-первых, Пророк (с.а.в) никогда не приказывал соединять лодыжки. Ни один хадис, говорящий о том, что Посланник (с.а.в) сам приказал бы соединить своим сподвижникам лодыжки, еще не был найден. Сподвижники сами приняли такую позицию, чтобы выполнить приказ о выравнивании рядов. Во-вторых, этот хадис ясно говорит, что Ну‘ман (р.а.а) видел как сахаба (р.а.а) делали это еще до начала молитвы. В нем нет никакого упоминания о поддерживании этой позиции в течение всей молитвы. Поэтому мы находим, что великие хадисоведы, такие как Ибн Хаджар (р.а) и аш-Шаукани (р.а), посчитали это экстремальной мерой, которая временно была принята сподвижниками (р.а.а) для удостоверения ровности ряда. И на самом деле, следующее сообщение от Анаса (р.а.а) абсолютно проясняет, что эта практика была лишь использована до начала молитвы для уверенности в ровности рядов. Он сказал: «Если бы я должен был сделать то же (соединить лодыжки) с одним из них (таби‘инов) сегодня, то они бы убежали (от меня) подобно диким мулам» («Фатх ал-бари», т.2, стр.176).

Это значит, что таби‘инам (преемникам сподвижников) не очень понравилось бы соприкосновение своих лодыжек с другими. Отсюда следует, что Анас (р.а.а) полностью приостановил эту практику. Если бы было это сунной, а не просто способом проверки ровности рядов, то навряд ли Анас (р.а.а) не выполнял это только из-за того, что это кому-то не нравится. Также таби‘ины никогда бы не почувствовали неприязнь к этому, если бы они постоянно наблюдали как многие сахаба (р.а.а) регулярно практиковали такое выравнивание. Это случилось только из-за того, что они в общем не наблюдали такую картину среди сподвижников (р.а.а). Поэтому им это и не нравилось. Так что проясняется, что сахаба (р.а.а) совершали подобные действия временно, чтобы быть уверенными в ровности рядов. К тому же это не было сунной, иначе они не оставили бы эту практику. Итак, стало ясно, что Посланник Аллаха (с.а.в) сам никогда не давал такую инструкцию о соприкосновении лодыжек. Также нет доказательства, что сахаба (р.а.а) удерживали эту позицию даже во время молитвы. Если же даже на мгновение мы представим, что эта позиция должна поддерживаться в течение молитвы, возникает вопрос: в каком именно положении молитвы соприкосновение лодыжек должно поддерживаться? Во время стояния или поясного поклона или земного поклона или сидения или только в некоторых позициях? Если кто-то скажет, что лодыжки должны быть соединены только во время стояния, то на каком основании другие позы молитвы были исключены? Если аргументировать тем, что в других положениях молитвы это трудно сделать, то это же можно сказать про стояние во время молитвы, так как стоять с раздвинутыми в стороны ногами неестественно и неуклюже, что причиняет некоторые трудности и неудобства многим людям. Короче говоря, эта практика не была утверждена в качестве сунны или рекомендуемого акта молитвы, и первоначально сподвижники (р.а.а) совершали это до начала коллективного намаза, чтобы удостовериться в том, что ряды выровнены.

Поэтому не стоит соединять свои стопы со стопами других в течение молитвы, тем более, когда у них нет такого желания, и расставлять широко свои ноги. Суть хадисов об этом заключается в том, чтобы как можно стать ровнее и ближе друг к другу. Но не обязательно, чтобы ваши стопы соприкасались и давили своими краями на стопы соседей по ряду. Нормального близкого расположения в ряду можно добиться и без позиции перевернутой буквы «V». Не забудем и о тех хадисах, где Пророк (мир ему!) призывал расслаблять плечи, чтобы в ряд могли втиснуться другие и не доставлять неудобства стоящим рядом. Т.е. несмотря на то, что идет молитва, мы должны заботиться о стоящих рядом, и о тех, кто подошел попозже и пытается занять место в ряду. Это касается и других позиций намаза. Если не хватает места, то нет необходимости расставлять широко локти во время земного поклона, или садиться в ташаххуде по правилам шафиитского мазхаба. Даже для не ханафитов вполне допустимо садиться в намазе в соответствии с ханафитским толком (тем более что этому также есть подтверждение из хадиса), особенно, когда в ряду очень тесно. Давайте же не будем наваливаться на соседа слева. В конце концов, мы стараемся не делать этого, когда едем в общественном транспорте, почему же мы должны мешать людям во время молитвы. Сунна, пусть и по ханафитскому мазхабу, будет все равно выполнена и без причинения неудобства другому молящемуся.

По поводу сивака нужно заметить, что чистить им зубы надо незадолго до молитвы, а лучше всего во время омовения, чтобы можно было ополоснуть рот. Не надо делать это непосредственно перед вступлением в молитву, подумайте о чистоте мечети и людях, которым может быть неприятно от того, что вы машете перед ними своим сиваком.

Если вы не следуете имаму Абу Ханифе и во время полуденной (зухр) или послеполуденной (аср) коллективной молитвы читаете про себя суры, то, пожалуйста, делайте это очень тихо, чтобы стоящие рядом вас не слышали. Слово «амин» тоже, если вы не следуете доводам ханафитам из Корана и хадисов, можно пропеть или произнести умеренным голосом, незачем кричать на весь зал и пугать молящихся. В общем, я призываю всех молящихся мусульман нашего региона, не следующих толку Абу Ханифы, или не совсем понимающих тонкостей образа молитвы, быть внимательней к своим братьям по вере, которые хотят вместе с вами в одном ряду спокойно прочитать намаз. Ханафитский мазхаб также как и три других суннитских опирается на Коран и хадисы. Поэтому если вы в коллективной молитве совершите что-то по ханафитскому толку, особенно при необходимости и ради спокойствия людей в намазе, то вы в любом случае не выйдите за рамки установлений Корана и сунны.

Напомню известный истории ислама случай из жизни имама аш-Шафии, основоположника третьей суннитской школы исламского права. Когда он прибыл в мечеть Абу Ханифы в Багдаде, то из-за уважения к авторитету покойного Абу Ханифы совершал молитву в соответствии с ханафитским мазхабом. Многие выдающиеся исламские ученые прошлого и современности, прибывая в страну или местность, где господствует ни их правовой толк, совершали обряды поклонения согласно этому местному толку, ибо сунниты считают, что каждый из четырех канонических мазхабов является верным. Поэтому мне не понятно поведение некоторых молодых мусульман в этом вопросе, ведь они ставят себя выше тех ученых ислама. Где тот подобающий этикет?! Неужели, хотя бы формально, в это нелегкое для мусульман время, нельзя поддержать единство наших рядов. Главное, братья и сестры по вере, будьте милосердны и внимательны друг к другу.


Саид Дамир Шагавиев,
Декан теологического факультета РИУ

26.05.2009

   
   
 


Комментарии
+14
Сая Бегалы
13:4507.12.2012
 
Осы мақаланы көбірек адам оқыса екен.
Әлі де мешіттерде аққу, шортан хәм шаян болып жүрміз ғой...
 
 
+11
(Salman)
14:2607.12.2012
 
МашаАллах! Хорошая статья.
 
 
+10
 
машаАллах! в женском зале мечети та же история :(
 
 
+6
 
машаАллах! предназначалось статье. а то, что в женских рядах то же самое - грустно..
 
 
+9
 
Маш Алла, такая проблема везде((( и это очень грустно, они относятся к таким вещам очень фанатично...
 
 
+7
(Salman)
15:1807.12.2012
 
Ассаламу алейкум! Ограничимся тем что статья хорошая, и так все написано. Тот кто прочитает, сам сделает вывод. не стоит начинать спор.
 
 
+13
 
а мы и не начинаем, мы вообще за молоком :)
 
 
+5
 
:-)))) Мир всем от Всевышнего
 
 
+1
(Salman)
15:3107.12.2012
 
теперь уж точно прочитаю стакан молока )
 
 
+1
 
Салман бауырым оқыңыз, өтте қызық жазылған)
 
 
+6
 
я думаю, ко всем братьям и сёстрам надо относиться терпимее. я тоже иногда испытываю некоторые неудобства в коллективной молитве, но мне важнее то, что эти люди в мечети, а не в ночных клубах, и что они молятся только Всевышнему, не приобщая к Нему сотоварищей. и у них тоже есть достоверные доводы. и не стоит трогать эту фитну, только из-за того, что это кому-то не нравится. имам аш-Шафиъи в стихах сказал:
Что может (с благословения Аллаха) подвести к успеху ближе, чем прекрасное терпение?
Кто чувствует Всевышнего*, тот (легко) достигает успеха (спасается, избавляется от проблем, приобретает необходимое).
Кто правдив пред Аллахом (чист и искренен пред Ним в делах и поступках), того не постигает боль.**
Кто искренне обращён к Нему (просит у Всевышнего, не теряя надежды), тот всегда чувствует Его рядом с собою.***
* - анализирует пред Творцом свои дела и обстоятельства, окружающие его; никогда не забывает о полной осведомлённости Аллаха и неустанно просит Его о милости.
** - душа его настолько широка, что он всегда находит место, где мог бы похоронить обиды или плохие впечатления - они не накапливаются на поверхности его души, подобно зловонному и постоянно напоминающему о себе мусору.
*** - диван аль-имам аш-Шафиъи (сборник стихов имама аш-Шафиъи)
и на самом деле эту фитну во время намаза наущает, аъузубилля, шайтан, крадя у вас часть молитвы и сея между мусульманами разлад. поэтому не стоит идти у него на поводу. «Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь – Видящий.» (Св. Коран, сура «Различение»: 20) человек, расчитывающий на награду у Аллаха, не будет обращать внимания на фитну и первым пойдёт на уступки, в отличие от того, кто начнёт выяснять, кто прав, а кто нет, и выискивать, высчитывать этих людей. кто знает, быть может среди них есть обитатели Рая. а подобная фитна изначально формирует у людей негативное отношение к другим МУСУЛЬМАНАМ и ещё при том, что вы совершенно не знаете их, об их делах, об их искренности в религии. быть может они выстаивают ночные молитвы и скрытно дают садака, плачут, когда читают Куран и обладают прекрасным нравом. Сообщается, что Абу Рукайа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал: Однажды пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он сказал: «По отношению к Аллаху, и к его Книге, и к Его посланнику, и к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще». (Муслим, Абу-Дауд, ан-Наса’и). будьте терпимее и избегайте фитны, не говоря уже о её посеве...
 
 
+7
*М А Р А Т*
01:1129.07.2014
 
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! С именем милостивого и милосердного Аллаха!

Статья впечатляет своей лаконичностью и в тоже время трудоемким объемом (чувствуется искреннее переживание, душевная боль и сострадание за всех мусульман), от полученной долгожданной, своевременной информации, в моем сознании прочитанное вызвало только положительные эмоции. Альхамдулилля! Надеюсь с помощью Аллаха, что вложенные Вами труды в данную статью вызовет понимание, поддержку братьев и сестер и огромный интерес среди нашей уммы. Инша Аллла! Истинного счастья всем нам в обоих мирах! Да будет доволен вами Аллах!

Брат, молись, но не мешай другим…

Аллаху Акбар!
 
 
--45
апро
08:1702.08.2014
 
Из-за подобной философии и отсебятины и искажается Ислам. Посмотрите как Пророк (с.а.в) и сподвижники совершали коллективную молитву и какое огромное внимание он уделял плотности рядов. Большую фитну вы разводите "Декан"

"Мнение Шафии, мнение Малика, мнение Абу Хьанифы - это всего лишь мнение. И если вы узнаете что-нибудь другое что соответствует Корану и сунне то берите это и оставляйте наше...
 
 
+38
Иcламист
09:3802.08.2014
 
Один из новичков в шариатских знаниях, защищая кандидатскую, делал разбор одного из положений фикха перед комиссией состоящей из ученных. В вопросе было разногласие среди имамов. И в завершении своих поисков студент произнес, что мнение Аш-Шафии такое-то, а мнение имама Малика такое-то. Но оба имама ошиблись в этом вопросе, и правильно так-то и так-то! И тогда один из шейхов сказал. Ты мискин (бедолага), похож сейчас на человека, вставшего между двух морей. Который помочился на землю, и подумал, что то, что он наследил, это третье море!
 
 
+10
SHEVA
16:5702.08.2014
 
+100500
Вы разве не знали что на азане самая большая концентрация алимов в республике? :)))
 
 
+20
Иcламист
18:0402.08.2014
 
Как-то на джуме наблюдал следующую картину. Прозвучал камат, и люди начали выстраиваться, и один рядом стоящий брат(брат А) широко расставил ноги, но между нами оставалось небольшое расстояние, я не стал к нему пододвигаться, т.к. не люблю молиться рядом с ними, и вот один брат(брат В) решил встать между нами, т.к. было еще расстояние, и попросил брата А чуть-чуть собрать ноги, на что брат А ответил что он стоит по сунне и не будет собирать ноги, брат В сказал, что ему места не хватает, но брат А был непреклонен. Субханаллах, называется заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.
 
 
--23
апро
22:5502.08.2014
 
Я процитировал слова самого основателя мазхаба а ты мне приводишь историю из жизни. Сам имам сказал "Достоверный хьадис вот мой мазхаб"..... Сын Умара (р.а) на слова - " а Умар считал не так как ты говоришь а так..." ответил - " Что более достойно чтобы ему следовали слово Аллаха или Умар?" Здесь важно смотреть насколько ваши философские рассуждения близки к Корану и Сунне поскольку все мы люди и все ошибаются... Оставляйте тогда усы и сбривайте бороду как у муфтия России который такой же "традиционист".
+9

Предупреждение внес модератор сайта Azan.kz

Кому он (имам) сказал, уважаемый: вам, очередному интернет-алиму, или же своим ученикам, достигших самого высокого уровня в исламских науках? Вот когда вы, или ваши горе-шейхи, достигнете уровня Абу Ханифы, или хотя бы его учеников - Мухаммада Шайбани и Абу Юсуфа, фетвы которых становились законом для всего халифата времен саляфов, вот тогда и будете брать решения напрямую из Корана и Сунны, пренебрегая решениями мазхабов.

Что касается вашего примера, то вы, судя по всему, не знаете продолжения этой истории. Так вот, после слов: «Я привожу тебе хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а ты приводишь слова Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах?!» Урва, рахимахуллах, ответил: «Они следовали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, больше тебя, и знали о нем, да благословит его Аллах и приветствует, больше тебя» (Муснад Ахмад, том 1, стр.252).

Передатчик, Ибн Аби Мулайках, рахимахуллах, комментирует: «Урва победил его».

Речь, кстати, шла об Ибн Аббасе, а не Ибн Умаре, пусть Аллах будет ими доволен.

Так вот, господа безмазхабники, имамы 4-х мазхабов знали Коран и Сунну лучше вас и ваших шейхов, и принадлежали к лучшим поколениям, в отличие от вас и ваших учителей. Поэтому мы будем следовать за ними, а вы следуйте дальше за своими страстями.

Предупреждение за пропаганду заблуждений.
22:55 02-08-2014
 
 
--19
апро
01:4103.08.2014
 
Кому он сказал??? А кому сказано " О те кто уверовал"? Мне? эти аяты ведь тоже обращены к сподвижникам, а не к тебе. Что это за аналогия,.. оставьте ваши философию. Образование у меня религиозное к счастью есть, а вы я думаю просто на журфаке учитесь. "Скажи: "Не поведать ли вам о тех, кто в деяниях своих потерпел наибольший убыток? Тех, чьи усилия в этой жизни были тщетны, а ведь они думали, что поступают хорошо"".
+6

Предупреждение внес модератор сайта Azan.kz

Во-первых, речь шла об имаме - основателе мазхаба, а не сподвижниках. Читайте внимательно. Имам сказал это своим ученикам, до которых вам, с вашим религиозным образованием, как до звезды. Не говоря уже о сподвижниках. Даже среди сподвижников не все выносили фетву и брали решения из Корана и Сунны, хотя любой из сподвижников был лучше вас и знал больше вас. Именно поэтому они, в свою очередь, смотрели на тех, кто был лучше их и знал больше них, и обращались к ним за решением.

Во-вторых, аяты "о те, кто уверовал" обращены ко всем верующим, а не только к сподвижникам, в том числе и к нам с вами, тогда как слова Абу Ханифы были обращены только к его ученикам. Не надо путать слова Аллаха, распространяющиеся на все времени и всех людей, со словами Абу Ханифы, сказавшего это определенному кругу лиц, куда вы точно не входите. Абу Ханифа не говорил: "О люди...", или "О те, которые уверовали, если найдете достоверный хадис, то оставьте мой мазхаб"...

Ученые всех мазхабов уже давно разъяснили подобные слова имамов. Вот вам разъяснение от имама Навави:

"Эти слова относятся к тем, кто достиг степени «муджтахид мазхаба» с соответствующими сифатами, и к учёным близкого уровня. Условием тут является то, чтобы такой алим считал, что имам Шафии не знал данного хадиса или не был осведомлен о его достоверности. А об этом можно узнать лишь после изучения всех книг по шафиитскому фикху и доказательства этого мазхаба. Это очень сложно, и мало кто достиг этой степени. Ведь имам Шафии, рахимахуллах, оставлял некоторые достоверные хадисы и не следовал им, и это означало, что у него был довод для этого, например, этот хадис отменен, или имеет частный смысл, или не толкуется буквально. Ибну Салах сказал: «Смысл слов Шафии не в том, чтобы следовать буквальному смыслу каждого достоверного хадиса. И не каждый факих достиг степени, которая позволяет ему самостоятельно выносить решения». (Аль-Маджмуу, 1104-105).

Ну и в третьих, вам уже было сделано 2 предупреждения, но вы оставили их без внимания. Посему, вынуждены отключить вас от комментирования до тех пор, пока ваше религиозное образование не станет более основательным. Если же вы хотите продолжить разговор, а заодно и проверить наше образование, то мы ждем вас в Центральной мечети. Приходите, поговорим.
01:41 03-08-2014
 
 
+3
Алтынбек
22:1906.11.2014
 
Апро,спорласуды қатты жақсы көреді екенсің)))))
 
 
+5
Посол_мира
03:3021.03.2015
 
eti bedalagi "s religioznim obrazovaniem" ne znaiut elementarnih vewei v nauke hadisovedeniia. U imama Abu hanifi bili svoi trebovaniia k dostovernomu hadisu, kotorie podhodiat k ih vremeni. Segodnewnee poniatie sahih (dostovernii) hadis bilo ostavleno imamom Buhari, kotorii jil posle Abu Hanifi aj posle 100 let. Prosto ne logichno govorit chto Abu Hanifa imel vvidu: "Moi mazhab eto hadis kotorii budet dostovernim cherez 100 let i esli ego poschitaet dostovernim imam Buhari kotorii ewe ne rodilsia". Skoree vsego on imel vvidu, chto esli hadis sootvetstvuet ego kriteriam i trebovaniiam, on dostovernii, i eto ego mazhab. Ua Allahu aglam bi as-sauab.
 
 
+1
Abuhanif
11:5502.08.2014
 
Ассаляму алейкум!!

Современны саляфистке щейхи тоже об этом говорят. Дело скорее всего в самих братьях.

https://www.youtube.com/watch?v=fUBi0J4rxZU
 
 
+3
RenatKZ
19:5702.08.2014
 
Ассаламуалейкум.

Сосредоточиться во время моливы бывает не всегда легко. Наступая на ноги во время молитвы, тем самым сосредоточиться ставится еще сложнее.
 
 
--12
апро
01:4303.08.2014
 
Имам Бухари (да помилует его Аллах) приводит от Анаса, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Выстаивайте ваши ряды, воистину, я вижу вас из-за спины".

Анас сказал: "И мы прижимали наши плечи к плечам стоящего рядом, а ноги к ногам".

Имам Бухари поместил этот хадис под главой: прижимание плеча к плечу и ноги к ноге.

Ну′ман ибн Башир сказал: "Я видел, как один из нас прижимал свою лодыжку к лодыжке стоящего рядом".

Шейх Абдуль Азым Абади сказал: " в книге "Атта′лик Альмугни" говорится: " Эти хадисы ясно указывают на важность выравнивания рядов, и что это является одним из действий, делающих молитву полноценной. Также они указывают на то, что нельзя отступать от ряда, и нельзя переступать ряд, и что необходимо прижимать плечо к плечу, ноги к ногам и колени к коленям, но сегодня эта сунна заброшена! И если ты исполнишь это сунну сегодня, то люди будут сторониться тебя как дикие зебры! Воистину мы принадлежим Аллаху и воистину все мы к нему вернемся". ("′Аун альма′буд", 2\256)
+2

Предупреждение внес модератор сайта Azan.kz

Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи Тагаля уа баракатух. Уважаемый муфтий, разъясните, пожалуйста, касательно джамаат-намаза. Насколько я знаю, в джамаат-намазе надо стоять плотно в плечах. А ноги плотно с рядом стоящим надо ставить? Джазакумуллаху хайр. (Нальчик, Кабардино-Балкария, Россия)

-----------------------------------

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

В хадисах подчеркивается, что при совершении коллективного намаза ряды должны быть ровными, а молящиеся должны стоять плотно друг к другу, не оставляя места между плечами рядом стоящих людей.

Как передавал Абдулла бин Умар (радиаллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) говорил:

أقيموا الصفوف وحاذوا بين المناكب وسدوا الخلل ولينوا بأيدي إخوانكم ولا تذروا فرجات للشيطان ومن وصل صفا وصله الله، ومن قطع صفا قطعه الله
«Выравнивайте ваши ряды, держите плечи в один ряд по отношению друг к другу, будьте кротки в том, чтобы позволить своим братьям войти в ряд, и не оставляйте промежутков для шайтана. С тем, кто соединит ряд, соединится Аллах, а с тем, кто оборвет ряд, оборвет Аллах».
(Абу Дауд, хадис 666)

Хадис, подчеркивая важность отсутствия промежутков, подразумевает под этим отсутствие промежутков между плечами. Если говорить о ступнях ног, то между ними должны быть промежутки, на что указывается в следующем хадисе:

Как сообщал саидуна Абу Хурайра (радиаллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

إذا صلى أحدكم فلا يضع نعليه عن يمينه، ولا عن يساره، فتكون عن يمين غيره، إلا أن لا يكون عن يساره أحد، وليضعهما بين رجليه
«Когда человек встает на намаз (в джамаате), ему не нужно ставить свою обувь ни справа, ни слева, иначе она окажется справа от кого-то другого. Однако если никого слева нет, он может поставить свою обувь туда. В ином случае, он должен поставить ее между ступнями своих ног».
(Абу Дауд, хадис 645)

Хадис ясно указывает на то, что между молящимся и рядом стоящим должно быть достаточно места для обуви. Если бы пальцы ног касались пальцев ног других людей, вопрос о том, чтобы положить обувь сбоку, не поднимался бы.

Люди, считающие важным, чтобы молящиеся касались ступней рядом стоящих людей в намазе, цитируют следующее повествование от Нугмана бин Башира (радиаллаху анху):

فرأيت الرجل يلزق منكبه بمنكب صاحبه وركبته بركبة صاحبه وكعبه بكعبه
«Я видел, как один из сахабов соединил свою лодыжку с лодыжкой рядом стоящего молящегося».
(Абу Дауд, хадис 662)

Они неправильно поняли значение хадиса. В данном хадисе подразумевается выстраивание лодыжек в одну линию по отношению друг к другу для сохранения стройности ряда, о чем говорил аллама Халиль Ахмед ас-Сахаранфури (рахимахуллах) в труде «Базль-уль-Маджхуд», комментирующем Абу Дауда:

ولعل المراد بالإلزاق المحاذاة فإن إلزاق الركبة بالركبة والكعب بالكعب في الصلاة مشكل
«Под соединением здесь вероятно подразумевается их параллельное выстраивание, поскольку соединить колени с коленями (рядом стоящего) и лодыжки с лодыжками (другого человека) в намазе представляется затруднительным».
(«Базль-уль-Маджхуд», том 3, стр.609)

Тот же самый хадис ясно указывает на то, что это было сказано в отношении сохранения стройности ряда для намаза, поскольку до этого высказывания Нугман бин Башир приводил следующие слова Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям):

أقيموا صفوفكم ثلاثا والله لتقيمن صفوفكم أو ليخالفن الله بين قلوبكم
«Выравнивайте свои ряды (он сказал трижды). Клянусь Аллахом! Пожалуйста, выравнивайте свои ряды, иначе Аллах позволит разногласиям прокрасться в ваши сердца!»
(Абу Дауд, хадис 662)

Поэтому слова Нугмана бин Башира («Я видел, как один из сахабов соединил свою лодыжку с лодыжкой рядом стоящего молящегося») не относятся к касанию лодыжек.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль Ифта
01:43 03-08-2014
 
 
+20
модератор
02:4303.08.2014
 
Сколько бы я не видел наших салафитов, они стоят с раздвинутыми шире плеч ногами не только в коллективном намазе, но и в одиночку, хотя в одиночку, вроде как, лодыжки соединять не с кем. Но они все равно стоят перевернутой буквой Y . Печальнее этой картины только стоящие в точно таком положении сестры, поскольку женский намаз у салафитов ничем не отличается от мужского.

По этому поводу вспоминается история о шуте, который увидев нагнувшегося к своим туфлям короля, подбежал и что есть сил пнул его по мягкому месту. Король, опешив от такой дерзости, воскликнул: "Ты уже перешел все границы! Я велю тебя казнить, если ты прямо сейчас не придумаешь то, что может быть хуже этого!" Шут, немного подумав, ответил: "Простите, мой господин. Я подумал, что это королева".
 
 
0
апро
06:4003.08.2014
 
БаракАллах1у фикум.
 
 
--16
апро
06:4703.08.2014
 
Что значит "наших саляфитов"? Вам походу не совсем известно кто такие саляфы и что причисление себя к праведным предшественникам есть причисление себя к Истине. А вы тут сидите , надменно хулите делаете г1ибат и обсуждаете людей которые желают быть похожими к первым поколениям мусульман(саляфы) мухаджирам, ансарам и табиинам.
 
 
+15
модератор
11:1503.08.2014
 
По ходу вас обманули. Общего между саляфами и салафитами, немногим больше, чем между Кораном и коранитами. Схожесть только в названии, но не в сути.

"...Есть много слов, чье сходно написанье,
Хоть и совсем различно содержанье.

И кто-то в заблуждении глубоком
Себя считать готов под стать пророкам.

Мы тоже, мол, сродни мужам святым;
Мы, как они, едим, и пьем, и спим.

Сии слепцы не чувствуют различья,
Равняя все: ничтожность и величье.

Что делать, с одного цветка берет
Змея свой горький яд, пчела - свой мед.

Две кабарги в долине обитали.
Одни и те же травы их питали,

Но мускуса одна дала немало,
И лишь навоз вторая даровала.

Двух тростников так схожа красота,
Но сахар в том, а в этом - пустота.

Таких примеров тьма, и человек
Все постигает, доживая век".

Из «Поэмы о скрытом смысле», Джалалладин Руми.
 
 
+8
Алтынбек
22:2706.11.2014
 
Апро саған рухани ұстаз керек!!Менде сен сияқты сондай қырсық ашушаң любитель поспорить болдым,іпті туған ағаммен араздасып қалдым, ұят болды.Сосын Алланың калауымен өңірде бір ұстаз бар мыхты ұстаз өзі Алланың оған нұры жаусын.Сол кісі біртіндеп біртіндеп дұрыс түсінікті түсіндіріп дегендей.Енді қазыр нәпсіммен спорласып жүргем бұрын имамдармен спорласатын едім))))))
 
 
+1
Карашаев
12:2321.03.2015
 
Если вы саляфиты хотите быть похожим на саляфов, то почему имам ваш в главной мечети в Мекке на голове носит не ЧАЛМУ когда становится на намаз, как было во времена саляфов, а английско-ваххабитскую тряпку которую носили английские офицеры в Аравии, а потом у них переняли ваххабиты. Можешь ответить на этот вопрос??? Если себя причисляете к саляфам, то можете сказать какими науками должен владеть истинный саляф??
 
 
0
Baizhan Kaliyev
07:4703.08.2014
 
Очень справедливое замечание. Молодые люди с жадностью впитывают все касается Ислама, и еще не определились с теми у кого они учатся. Иншалла, они еще образумятся. Многие из них последователи Ахли-Сунна-уаль-Жамагат и еще не разобрались в тонкостях Ислама. Например, то что Вы замечаете присуще последователям Имама Шафий. И многие из них следуют за Имамами Ахли Сунна и еще не научились читать так, как читают на Намазе в мечеть аль-Харам во-время хаджа. Им необходимо спокойно и педантично объяснять о том что более половины всех мусульман во-всем мире читают так как учил Имам Аъзам Абу Ханифа, о котором Расул Аллаһ сказал: _ "Передайте Ему, пусть облегчить и не усложняет, пусть возрадует но не пугает". Не надо на это сердиться мой Брат. Потому как они тоже ищут, и конечно же, найдут Аллаһа.
 
 
+4
yassau
16:0507.08.2014
 
О-О-О, если бы искали??? Какая у нас была умма в Казахстане.
 
 
--11
Канат
16:2607.08.2014
 
Почему все их называют салафитами...? Некоторые молодые братья все-таки видят схожесть в названиях с сутью. Недавно мне понравилось как один брат их назвал "братьями, требующими знаний".
 
 
+1
 
Ассаламалейкум братья и сестры!
пусть Аллах нам и нашим родителям и близким даруют Рай!
а мне вот не нравится что многие братья
не ставят перед собой сутру когда совершают солят!
Модератору: если есть возможность выложить статью о важности сутры во время солята, ради Аллаха проинформируйте братьев до которых не дошла информация о важности сутры!
Джазакалаку Хайран....
 
 
+3
Город_Верный
18:1207.08.2014
 
Асалямуалейкум уа рахматулляхи уа баракатуху, братья и сестра!

Очень хорошая и интересная статья. Как говориться, о наболевшем сегодня. Сам многократно сталкивался и сталкиваюсь с этими в мечетях на намазах с джамаатом . Поведения некоторых братьев крайне возмутительно. Чешуться, по несколько раз поправляются, гладят бороды, сплевывают через плечо, зевают, о ступнях и про "Аминь" вообще молчу. Иной раз это доводит до агресси, да просит меня Аллах. В итоге вся концентрация улетучивается, тяжело сосредоточиться в намазе. Стоит сделать им замечание, отвечают агрессивно а парой вообще не отвечают. Однажды пришлось вывести одного такого "невозмутимого" и дать насихат и далели по мужски. Результат не оставил себя долго ждать. Может я и не правильно поступил на тот момент, но в следующий раз "вот такой вот" призадумается над адебам. Другого языка не понимают, к сожалению.
 
 
+3
Город_Верный
18:1407.08.2014
 
Асалямуалейкум уа рахматулляхи уа баракатуху, братья и сестра!

Очень хорошая и интересная статья. Как говориться, о наболевшем сегодня. Сам многократно сталкивался и сталкиваюсь с этими в мечетях на намазах с джамаатом . Поведения некоторых братьев крайне возмутительно. Чешуться, по несколько раз поправляются, гладят бороды, сплевывают через плечо, зевают, о ступнях и про "Аминь" вообще молчу. Иной раз это доводит до агресси, да просит меня Аллах. В итоге вся концентрация улетучивается, тяжело сосредоточиться в намазе. Стоит сделать им замечание, отвечают агрессивно а парой вообще не отвечают. Однажды пришлось вывести одного такого "невозмутимого" и дать насихат и далели по мужски. Результат не оставил себя долго ждать. Может я и не правильно поступил на тот момент, но в следующий раз "вот такой вот" призадумается над адебам. Другого языка не понимают, к сожалению.
 
 
+5
Айжан-Айдын
23:5407.08.2014
 
Ассалямуалейкум! Очень понравилась статья. Тема которую затронул автор очень актуальная. И кстати и в женском коллективе та же проблема (читают громко, женщина имам и т д). Побольше бы информации о правильности мазхаба Абу Ханифы.
 
 
+2
Алтынбек
22:2906.11.2014
 
Біз намазды сүннет бойынша оқимыз,ал мазхаб сол жаңағы намазды сүннет бойынша қалай оқу керектігін үйретеді!!!!!
 
 
--20
 
Ассалямуалейкум! Мне искренне жаль Вас братья! Если человек стоящий рядом с Вами во время коллективной молитвы не пожелал соприкоснуться с Вами ступнями ног это не значит что Вы должны расставить их на 2 метра, ведь тогда вы не сможете соприкоснуться и плечами! Братья все от нехватки знания! В первую очередь исправляйте свой намаз. Намаздарынды дурыстандар! Я к примеру каждую ЖУМА хожу с братьями в мечеть где никто не кого не притесняет, где царит понимание МашАллаh! Мы соприкасаемся плечами и ступнями и при этом все кто только пожелает вмещаются в наши ряды! А если кто-то по не знанию делает что-то не правильно, то его после молитвы просто поправляют и объясняют что и как а не поливают грязью на Форумах как некоторые здесь! Кто из Вас может 1 на 1 встретится? Я скажу Вам никто! Мужчина должен оставаться мужчиной в любой ситуации! И во время намаза тоже должен стоять как Воин в ряду! Расставив при этом ноги не на 2 метра а по ширине плеч соприкасаясь ими с братьями! Да укрепит Всевышний Ваш Иман! Похоже пришло время не только выровнять наши ряды но и очистить их от таких громких говорунов!
 
 
+10
 
уагалейкумассалам, что значит кто из ВАС 1 на 1 встретится? ты кто? по твоему в намазе нужно стоять как войн? ты войн?
 
 
+2
Карашаев
06:5621.03.2015
 
Воин стоит перед своим командиром по стойке смирно в шеренге, собрав ноги в кучу. Так мусульманин перед своим Создателем должен стоять смиренно в намазе в ряду, то есть хотя бы ноги не расставлял как корова на льду на 2 метра. Так может стоять только язычник и враг Ислама, выказывая свое неуважение ко Всевышнему Аллаху, это мое личное мнение и я так считаю. Кроме этого мне не нравится как ваххабье руки ставят на грудь как яхудеи в намазе, один к одному. Они что этим хотят прикрыть? Свой аурат как наши женщины? Или свое гнилое сердце, на котором пасутся шайтаны? Еще руками машут после рукух как кони хвостами. А еще когда читают Тахийят нервно дергают указательным пальцем правой руки, якобы побивая шайтана по голове. Мне лично непонятно как ваххабиты умудряются вспоминать шайтана в намазе, когда это является поклонением Всевышнему ???Все мысли должны быть устремлены к Аллаху!! А ваххабиты успевают и с шайтаном пообщаться и даже побить его по голове. Пародокс!!! Вот поэтому ваххабиты и являются последователями рога шайтана, потому что даже в намазе не забывают чьи они последователи.
+7

Предупреждение внес администратор сайта Azan.kz

"Еще руками машут после рукух как кони хвостами". Будьте предельно осторожны в своих высказываниях. Шафииты, Ханбалиты, также поднимают руки после руку.
00:00 22-03-2015
 
 
--6
Silvermind
23:5021.03.2015
 
Полегче, уважаемый. Имам Аш-Шафии тоже руки поднимал, а также имам Малик и имам Ахмад, они тоже хвостами махали, да?
Вы бы свой джахильский пыл поумерили, а то в Судный день поздно будет.
 
 
--17
 
1 на 1 значит один на один! С глазу на глаз! Бетпе бет! Козбе коз!
 
 
--7
 
Аллаh риза болсын брат! Пусть Аллаh укрепит твой иман!
 
 
+5
Карашаев
14:0122.03.2015
 
Джабир ибн Сумра (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) подошёл к ним и спросил: «Что случилось? Я вижу, что вы поднимаете свои руки, они похожи на хвосты прыгающих коней. Проявляйте спокойствие в намазе». (Муслим т.1, стр.181)Уважаемый администратор, я не сказал ничего лишнего.
 
 
+2
Карашаев
19:1222.03.2015
 
Насчет джахильского пыла и также насчет имама Аш-Шафии и имама Малика Вы явно погорячились. Насчет ханбалитского мазхаба ничего не могу сказать, насчет этого у меня нет никаких знаний. Поднимание рук до и после рукуха, в шафиитском и маликитском мазхабе отсутствует.Как мы говорим, что совершение рафа‘ ядейн не нарушает намаз, точно
так же, по мнению имама Шафи‘и (рахматуллахи ‘алейхи), который говорит, что рафа‘ ядейн надо совершать, несовершение рафа‘ ядейн не нарушает намаз. И он не будет неполноценным. По мазхабу имама Шафи‘и (рахматуллахи ‘алейхи), перед сажда и после сажда рафа‘ ядейн нет, но если совершать его, то намаз не нарушится. («Ал-Каукаб Ад-дурри» т.1, стр. 130). И имам Аш-Шафии в знак уважения к имаму Абу Ханифа, в местности практикующей мазхаб Абу Ханифы, всегда совершал намаз по Абу Ханифы. Насчет имама Малика.Имам “даруль хиджры”, имам Малик (рахматуллахи ‘алейхи), находясь в Медине, говорит: «Помимо такбира тахрима, я не знаю других рафа‘ядейн». «Я, помимо такбира тахрима, при других действиях не знаю рафа‘ядейн: ни при совершении поклона, ни при вставании». Ученик имама Малика (рахматуллахи ‘алейхи) ‘Абдуррахман ибн Касим (рахматуллахи‘алейхи) говорит: «По мнению имама Малика, рафа‘ ядейн был слабым мазхабом».
 
 
+16
 
Рафа ядейн является вопросом ихтиляфа в рамках суннитских мазхабов. Мы ханафиты, считаем, что рафа ядейн отменен, однако, это не дает нам права в издевательском тоне говорить о других законных в рамках суннитских мазхабов положениях.

Период крайнего мазхабного фанатизма по милости Аллаха преодолен уже как несколько столетий. На данный момент, каждый придерживается своего мазхаба считает его правильным, но не оскорбляя при этом другие суннитские мазхабы. И на этом наша позиция.

Тема закрыта.
 
 
+7
Timur.
14:2721.03.2015
 
Ассалям уалейкум братья
статья очень хорошая и хотелось бы внести дополнения к ней иншаа Аллах. Начну с адабов джума, многие наверное позабыли о них, или не совсем знают. Уважаемые братья, особенно хочу коснуться тех кто в силу разных обстоятельств пришли на джума в тот момент когда хутьба имама началась, пожалуйста, не надо распихивать братьев сидящих на местах чтобы пройти далеко вперед, вы ведь создаете им неудобства,и не думайте что для вас как для опоздавшего есть там специальное место, проявите сабр займите там где еще свободно, не надо идти вперед,это сунна. Второе, часто наблюдаю пренебрежение некоторых братьев прослушивания проповеди имама, они надевают наушники и слушают там что-то,О, Аллах, как так можно?!что за неуважение такое, это ведь фарз нам мугминам слушать хутьбу имама, задумайтесь! так как даже Ангелы слушают хутьбу после делают дуа вместе с нами. Третье, перед каждой обязательной молитвой имамы часто просят говорить "Амин" про себя, в надежде на понимание, но братьев даже и это не останавливает, прошу любите друг-друга и уважайте друг-друга, вы ведь хотите чтобы к вам относились хорошо ( не буду говорить вахабиты или кто либо еще, каждый сам сделает выводы кто он) так и вы в свою очередь относитесь по человечески, всем спасибо за внимание.Ваш брат муслим. Субханак Аллахума уа бихамдик, ашхаду ан ля иляха иля ант, астагфирук уа атубу иляйк.
 
 
+4
Человек
14:4421.03.2015
 
Всем мир
Да очень не удобно, иногда вообще поражаюсь, лезут куда не надо. Если ты видишь что нет места в передних рядах куда ты вообще лезишь, стой там где стоишь.
Бедные Аксакалы у нас, они и так еле стают на ногах, с другой стороны эти бездельники лезут, после этого наверно эти Аксакалы который только только начинают читать намаз вообще желание пропадает приходит в мечеть.

 
 
+7
Timur.
18:1421.03.2015
 
Аксакалам нашим мир, уважение и любовь искренняя, ради Аллаха...и просим простить нас молодых за те неудобства которые мы им причиняем, они по традиции постоянно в конце молитвы особенно пятничной делают за нас молодых дуа и умму в целом, сколько искренности в их словах ради нас, это всегда очень приятно
 
 
+2
Timur.
18:2921.03.2015
 
Аксакалам нашим мир, уважение и любовь искренняя, ради Аллаха...и просим простить нас молодых за те неудобства которые мы им причиняем, они по традиции постоянно в конце молитвы особенно пятничной делают за нас молодых дуа и умму в целом, сколько искренности в их словах ради нас, это всегда очень приятно
 
 
+13
hanafit-2014
18:5021.03.2015
 
Здесь какой то бишара салафан 1 на 1 встречу типа назначает Спроси своих узбекских таджикских чеченскиих коллег как они высокоо взлетели и как низко пали воин хренов
+4

Предупреждение внес администратор сайта Azan.kz

Просим вас подбирать выражения. Не нужно представителей Ахлю Бидаа называть "салафанами".
20:11 21-03-2015
 
 
--10
Silvermind
23:4821.03.2015
 
Маша Аллах какой адаб и выражения.
 
 
+16
 
Ассаляму алейкум!

СубханАллах. Братья, если что-либо комментируете, прежде чем опубликовать комментарий, прочтите его как минимум 3 раза!!!, а потом подумайте, чтобы подумал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи уа саллям, прочитав ваш комментарий.

Читая ваши комментарии, зачастую становится стыдно. Если вы считаете, что кто-то написал то, что вы считаете неуместным, делайте насиха такое, которому учил наш любимый Пророк Мухаммад, солляллаху алейхи уа саллям. Не опускайтесь до уровня "базарных" разговоров.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет ничего более тяжёлого на весах деяний раба в Судный день, чем благой нрав»
 
 
--25
 
Если кто-то сомневается пишите в личку! И вы убедитесь в том кто воин а кто нет! Да и номер не забудьте свой указать! Джахили как вы меня уже .....
+19

Предупреждение внес администратор сайта Azan.kz

Свои угрозы оставьте при себе. По вашей же просьбе, блокируем вашу страницу.
02:20 22-03-2015
 
 
+9
Максат
10:0922.03.2015
 
по ходу у кого то тут руки чешутся.
Некоторым братьям нужно сперва адабу научиться, а потом уже писать.
 
 
+9
Abdul_
12:2422.03.2015
 
читая некоторые комментарии, я не удивляюсь увиденному недавно видео, где двое подрались прямо в мечети...это без слов вообще...насколько агрессия и какие-то комплексы "прут" что даже ЗДЕСЬ надо их проявлять...где терпимость?!
 
 
+10
Abdul_
12:4722.03.2015
 
Некоторые кажется ошиблись сайтом. это вам не вконтакте или мой мир к примеру, где нужно назначать встречу, на ровном месте к тому же, без повода. Вообще некоторые потеряли связь с головой...
 
 
Статья закрыта от комментирования

Статьи

 

Сейчас обсуждают

Ассаляму алейкум. Комментирование и создание блогов в разделе "Наша Умма" временно приостановлено в...
24.08.2016 12:59
 
Ассалам Алейкум!
23.08.2016 12:12
 
Уа алейкум ассалям уа рохматуллахи уа баракатуху!Вступить в наше Сообщество может любой желающий,...
22.08.2016 12:51
 
Ассаляму алейкум!я жду курсов с декабря месяца СубханАллах, и только вчера увидела обьявление о...
19.08.2016 11:54
 
 

 
Месяц Мухаррам ✅
Бисмилляхир-рахманир-рахим. АльхамдулиЛлахи раббиль-‘аламин. Уа-с-салату уа-с-саламу ‘аля расулина Мухаммад уа ‘ала алихи уа сахбихи аджмаин! По милости Всевышнего Аллаха, 2...Читать далее
5810
 
Рассказы из Корана: Владельцы сада ✅
Коран о владельцах сада В 68-й главе Корана Аллах сравнивает язычников Мекки времен пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) с людьми, прозванными «владельцами сада». Эти...Читать далее
2745